День каскадера в Доме кино


В Центральном Доме кино российские каскадеры впервые отметили свой профессиональный праздник. Их практически не знают в лицо, хотя за плечами у многих из них сотни ролей в кино. Профессия каскадера появилась вместе с кинематографом – без каскадеров невозможен практически ни один фильм. Трюковые сцены в кино появились с самых первых кадров, и актерам немого кино приходилось быть еще и каскадерами. Достаточно вспомнить Бастера Китона, Макса Линдера и, конечно же, Чарли Чаплина.

Вечер открыл актер, каскадер, Президент Гильдии каскадеров России Александр Иншаков, который представил ведущих праздника – заслуженную артистку России Ольгу Кабо и народного артиста России Дмитрия Харатьяна.

— Наша профессия небольшая, но она развивается. Нет практически ни одной картины, где не было бы представителей нашей профессии, — отметил Александр Иванович.

Каскадер, руководитель школы «Самбо-70» Ренат Лайшев признался, что ему есть что рассказать об этой профессии своим ученикам и, по его словам, — это «великий капитал общения», который надо сегодня передавать молодым ребятам.

Искусству выполнения трюков обучались даже раньше, чем актерскому мастерству. Одним из первых фильмов, где актеров заменяли каскадеры (профессиональные боксеры) стал фильм Григория Александрова «Веселые ребята». В 1938 году для съемок фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» была сформирована целая группа трюковых артистов, которые должны были уметь фехтовать, уверенно держаться в седле, а также уметь падать с пятиметровой высоты. Из 500 претендентов прошли испытания всего 40 человек.

В 1950 году на экраны вышла картина «Смелые люди», которая на четверть состояла их трюковых сцен. Для выполнения этих трюков пригласили известного циркового артиста Алибека Кантемирова. Специально для съемок в этой картине с лошадью он изобрел метод подсечки, который до сих пор используется нашими каскадерами. Его приемы джигитовки стали основой техники нескольких поколений конных каскадеров.

Захватывающим номером в программе вечера стал номер с лошадью ведущего каскадера конных трюков Евгения Богородского.

Долгое время в отечественном кинематографе для выполнения трюков предпочитали привлекать спортсменов или артистов цирка. Именно в цирке нашел свою героиню режиссер Леонид Гайдай – юную воздушную гимнастку Наталью Варлей. В картине «Кавказская пленница» все трюки актриса выполняла сама.

Еще одним сюрпризом для зрителей стали выступления профессиональных цирковых артистов. Молодая артистка цирка Оксана Сытова исполнила номер на полотнах, а рекордсмен Книги рекордов Гиннесса Сергей Грибков ходил, прыгал и приседал на тоненькой веревочке.

Актера, телеведущего, народного артиста России Леонида Якубовича с каскадерами связывает не одно десятилетие крепкой мужской дружбы: «У меня была мечта попасть в каскадеры. Я поэтапно к этому шел всегда и многому научился, но все равно не смогу делать то, что делают они. Это потрясающие люди, которые могут все. Даже то, чего они не могут – они готовы сделать. Каждый из них личность без преувеличения».

Ведущая вечера, заслуженная артистка России Ольга Кабо многие трюки в фильмах выполняла самостоятельно. Например, в фильме «Крестоносец» вместе с Александром Иншаковым она прыгала с высоты 15 метров на картонные коробки, а для съемок в американской картине «Крысиные похороны» специально училась фехтованию.

История сценического фехтования берет свое начало в XIX веке. Показать правдоподобный и при этом сценически выразительный, безопасный бой участников сцены – большое искусство.

Бурными овациями встретил зрительный зал народного артиста РСФСР Михаила Боярского. В качестве подарка Михаил Сергеевич исполнил «Песню мушкетеров» и песню «Ланфрен-ланфра», которую посвятил всем женщинам. Надо отметить, что Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» все конные трюки и фехтовальные сцены исполнил самостоятельно.

Дмитрий Харатьян представил зрителям и коллегам своих молодых ребят из «Школы гардемаринов», которые продемонстрировали свое умение в фехтовании и сценическом движении.

В завершении праздничного вечера на сцену вышла единственная в России женщина-постановщик трюков, вице-президент Гильдии каскадеров России Варвара Никитина.

— Нас часто называют закадровыми героями – в лицо не знает никто. Наших каскадеров ценят во всем мире. В Голливуде российские каскадеры дважды получили профессиональную премию. У нас до сегодняшнего дня такой премии не было. Наша Гильдия учредила эту премию и мы назвали ее «Альтер-эго», — поделилась Варвара Никитина.

Уже в следующем году профессиональная премия «Альтер-эго» будет вручена во многих номинациях, но самой почетной из них станет номинация «За вклад в трюковое кино». В торжественной обстановке, по единогласному решению Гильдии каскадеров России, премию в этой номинации на сцене Большого зала Дома кино вручили Президенту Гильдии каскадеров Александру Иншакову.

Эффектным и захватывающим завершением вечера стал каскадерский номер с мотоциклом.

Наталья Тонких

Фото: Влад Докшин

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!