Вечер из цикла «Великие имена»: Анатолий Эфрос


В Центральном Доме кино состоялся вечер, посвященный 90-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России Анатолия Васильевича Эфроса. Театрального режиссера вспоминали его ученики — заслуженный артист России Геннадий Сайфулин и народный артист России Иван Шабалтас. В рамках вечера был показан документальный фильм Марины Мироновой «Анатолий Эфрос». Геннадий Сайфулин открыл вечер теплыми воспоминаниями о своем мастере: «Прошло уже много лет со дня его ухода из жизни, но сегодня зал доказывает, что память об этом великом режиссере в вашем сознании, в вашем сердце осталась. Я первый ученик Анатолия Васильевича Эфроса, поэтому я сегодня открываю вечер памяти».
Артист вспоминал о методах преподавания Анатолия Эфроса, его разборах каждой сцены по темам, о системе действенного анализа режиссера: «От Эфроса берешь много технологии режиссерской, мне хочется передавать то, что я знаю и получил от него. У нас в театре на Малой Бронной сменилось десять режиссеров и после Анатолия Васильевича сложно слушать других».
Геннадий Сайфулин пригласил на сцену Белого зала своего друга и коллегу народного артиста России Ивана Шабалтаса, который очень трогательно рассказывал зрителям о том, каким знал Эфроса: «Когда я был маленьким, для меня цифра 90 была равна 9 тысячам. Мне казалось, что это катастрофически много. Рано было уходить Эфросу. Я часто думаю, а что бы он ставил сегодня, как бы он жил. Сказать, что он фантастический – ничего не сказать».
Как вспоминал Иван Шабалтас, как-то раз режиссер репетировал с актерами пьесу «Три сестры» на протяжении двух месяцев, а потом вдруг понял, что завел всех не туда, и актеры начали все сначала: «У меня записаны авторучкой все репетиции «Трех сестер». Он всегда знал, чего он хочет. Он тратил всю свою жизнь, писал ночами. Иногда на листике было 3-4 слова, а листиков было штук 50. Он быстро листал все, что написал за ночь».
Артист признается, что после Анатолия Васильевича на Малой Бронной было много режиссеров, но Иван Шабалтас прожил в этой театральной жизни великие 4 года, связанные с именем неповторимого мастера: «Это не с чем не сравнить, но если только с самой великой любовью. Сердце рвется, потому что я был внутри процесса, а не сбоку в зале. Пока мы живы,давайте не забывать таких как Эфрос!»
После теплых и трогательных воспоминаний учеников Анатолия Васильевича, режиссер документального фильма «Анатолий Эфрос» Марина Миронова рассказала о своей картине и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться во время съемок: «Премьера состоялась в 2005 году в этом же зале. После просмотра ко мне подошел один мужчина и спросил: все хорошо, но почему-то не рассказали, когда родился Анатолий Васильевич, когда он умер, могилку его не показали. Но фильм-то не про это – он не автобиографический. Это какая-то попытка поговорить о профессии режиссера, творческом пути, о каких-то исканиях, мучениях. Я пыталась передать объективную правду, касаемую жизненный перипетий. Я старалась быть деликатной».
В конце своей речи Марина пожелала всем присутствующим ничего не бояться, набраться смелости и делать сегодня то, что хочется и на что откликается сердце. Геннадий Сайфулин завершил памятный вечер монологом Алеши Карамазова из «Братьев Карамазовых», что было весьма символично.
Материал подготовила Наталья Тонких.