В Доме кино состоялся показ дипломных и учебных работ студентов ВГИКа разных лет


15 мая в Малом зале Центрального Дома кинематографистов прошел вечер «Документируя отечественные контркультуры. Взгляд из ВГИКа», на котором были показаны дипломные и учебные работы студентов ВГИКа периода 1977 и 2000 гг. Организаторами встречи выступили: Центральный Дом кинематографистов, «Сообщество потомков ополченцев 1941» и Московский клуб документального кино имени Джеммы Фирсовой и Владислава Микоши «Окно в Россию. Связь времен». Мероприятие прошло в рамках цикла «Истоки мастерства».

Вечер провели историк кино Сергей Каптерев и куратор киноклуба, режиссер и киновед Мила Космочевская.

Гости Дома кино посмотрели четыре документальные работы:

«Шесть писем о бите», ВГИК, 1977, 20 мин.

– режиссёр Алексей Ханютин (мастерская Романа Кармена), оператор Андрей Ренков (мастерская Леонида Косматова).

«Женщина из массовки», ВГИК, 1990, 10 мин.

– режиссёр Вальдес Ривера Луз Росарио (мастерская Тенгиза Семёнова), оператор Фам Хуан Нам Альсиро Кампос (мастерская Вадима Юсова).

«Стоит лишь тетиву натянуть…», ВГИК, 1986, 20 мин.

– режиссёр Надежда Хворова, (мастерская Александра Кочеткова), оператор Евгений Кокусев (мастерская Александра Гальперина).

«Пожить так хочется…», ВГИК, 2000, 20 мин.

– режиссёр Марина Казанкина (мастерская Виктора Лисаковича и Алексея Гелейна).

Сергей Каптерев отметил, что все эти фильмы хранятся во ВГИКе. В свое время их оцифровали и регулярно показывают на различных мероприятиях. Например, в этом году в рамках Московского Международного кинофестиваля были сформированы и показаны три программы, в которые вошли архивные киноленты ВГИКа.

«Кроме того, – заметил историк кино, – раньше фильмы снимались на горючую пленку. Поэтому многие киноленты в целях безопасности уничтожали, так как не было денег переводить их на негорючую кинопленку. К сожалению,  из-за этого много материала было утрачено».

Сергей Каптерев рассказал о каждой из показанных работ.

Фильм «ДМБ-91» режиссера Алексей Ханютина стал международным хитом в рамках своей аудитории. Ханютин вышел из кинематографической семьи. Его отец был одним из сценаристов фильма «Обыкновенный фашизм», мать – кинорежиссером. Поэтому молодой документалист уже имел представление о том, что будет делать в кино. В 1977 году он снял фильм (по тем временам сенсацию) «Шесть писем о бите» – историю о рок-группах тех лет, многие из которых на сегодняшний день распались. Эта кинолента, по мнению Сергея Каптерева, «документ уникальной культуры того времени».

Второй фильм «Женщина из массовки», как рассказал историк кино, сделан перуанской студенткой Вальдес Ривера Луз Росарио, которая  училась во ВГИКе с конца 1980-х гг. по 1993 год. Этот фильм стал ее дипломной работой. Картина  повествует о счастье одиночества в знакомой толпе. Героиня фильма из мечтавшей о карьере кинозвезды девушки стала монахиней.

Режиссер Надежда Хворова из Киргизии, уверен Сергей Каптерев, стала заметной частью вгиковской документальной школы. Она училась в мастерской декана Александра Кочеткова. Фильм «Стоит лишь тетиву натянуть…» (рабочее название – «Стоит запеть») повествует о рок-музыкантах: о группе «Аквариум», о Петре Мамонове, одном их братьев Липницких и других. Это уже история о культуре немного более поздней эпохи, чем у Ханютина.

Четвертый фильм «Пожить так хочется…» снят режиссером Мариной Казанкиной (Сперанской) родом из Сибири. Она пришла во ВГИК, уже имея опыт монтажера на разных киностудиях, вела свою программу на красноярском телевидении. В какой-то момент ее творчество в кино тесно переплелось с Францией. Фильм «Пожить так хочется…» рассказывает  о русской эмиграции во Франции. Главный герой картины – крупный иллюстратор, один из основателей «Веселых картинок» Виталий Стацинский. Специально для фильма были исполнены несколько песен, среди которых – первое исполнение Алексеем Хвостенко (Хвостом) знаменитой композиции «Город золотой». Позже Марина Казанкина  много работала с известной французской школой «Ля Фемис».

Мила Космочевская отметила, что показанные фильмы – это истории о представителях контркультуры: «Как ни пытались в игровом кино делать фильмы о молодежных течениях, передать их дух – ни у кого  не получалось. А вот документалисты сумели передать ту энергию, которая была в те годы у молодежи. Документальное кино в силу того, что оно  часто построено на репортаже и кинонаблюдении, позволяет запечатлеть мгновение таким, каким оно было».

По её мнению, у операторов той эпохи был совершенно другой взгляд на мир: «Они снимали на кинопленку, а это всегда очень дозированные съемки. Там надо четко выставлять каждый кадр и четко монтировать материал. Несмотря на то, что это учебные и курсовые работы, фильмы смотрятся как уже сложившиеся картины, как маленькие произведения искусства».

Текст и фото: Наталья Тонких