Гильдия звукорежиссеров СК России: о звуковом решении фильма рассказали создатели кинокартины «Мира»


В Белом зале Дома кино состоялся показ фильма «Мира», организованный Гильдией звукорежиссеров Союза кинематографистов России. Просмотр собрал зрителей разных возрастов.

После просмотра состоялось обсуждение фильма с авторами, создавшими звуковую атмосферу: режиссером Дмитрием Киселевым, звукорежиссером Алексеем Самоделко, саунд-дизайнером Дмитрием Балашовым.

На профессиональное обсуждение картины осталось более 65 зрителей, что по мистическому совпадению соответствовало составу симфонического оркестра «Мосфильма», участвующего в записи музыки для «Миры». Такой большой интерес к «звукорежиссерской кухне» свидетельствует о подлинном возрождении интереса к звуковой сфере фильма и пониманию важности художественной составляющей звука в кино.

Дискуссию начал режиссер Дмитрий Киселев, подробно и доходчиво рассказав о задачах звуковой драматургии в этом фильме, и о том, как долго и непросто он вместе с большой командой звукорежиссеров, возглавляемой Алексеем Самоделко, шел к конечному результату, который, собственно, и реализован в картине. Подготовка и работа над звуковым решением фильма шла более года.

Алексей Самоделко рассказал, как они пришли к решению использования человеческих голосов и криков для сопровождения осколков падающего астероида. Были «перелопачены» сотни электронных шумовых библиотек с голосами и криками. Не удовлетворенные результатом, авторы были вынуждены даже пригласить певицу, которая транспонировала голоса и крики в требуемый частотный диапазон.

В итоге звуковые фактуры созданной земной и космической «реальности» согласовывались с результатами, полученными при консультациях со специалистами МЧС и профессиональными консультантами по космосу, с документальными записями переговоров наших космонавтов, еще летавших на станциях «Восход». И только после этого делался окончательный выбор в пользу использования того или иного звукового материала.

Особое значение было уделено записи музыки с композитором и дирижером Юрием Потеенко, который всё и осуществил с большим тактом и пиететом перед главной драматургической задачей — помогать, но ни в коей мере не затушевывать взаимоотношения главных персонажей картины. Скрипки и другие инструменты ярко вступали только в тех местах записи, где они не могли помешать своим резким тембром репликам актеров или даже фоновым и синхронным шумам.

Авторы сознательно сделали станцию немного призрачной, придуманной, не документальной. При этом они ясно отдавали себе отчет, как должны звучать в космосе конструкции космического корабля (точнее, «не звучать» — ведь в космосе нет воздуха). Но, тем не менее, был найден интересный ход: воспринимать всё происходящее за пределами корабля через субъективное восприятие космонавта в скафандре, который слышит звуки выборочно, а то, что слышит — воспринимается не совсем обычно, искаженно. Саунд-дизайнер Дмитрий Балашов рассказал, как он использовал для этой цели микрофоны граничного слоя, записывая звуковые фактуры из подручных средств: ящиков, металлического лома, которые он нашел за городом.

Для режиссера Дмитрия Киселева этот рассказ явился откровением, и он признался, что расскажи он кому-нибудь из коллег, что сцены с художественным звуком его фильма делались таким вот экзотическим способом — не в студии, а на даче (!) — ему бы вряд ли поверили.

Интересный вопрос задал будущий звукорежиссер Андрей Юденич, студент ВГИКа, мастерской Владимира Литровника. Он обратил внимание на то, что звуковые паузы фильма поддерживают ритм и несут важную драматургическую нагрузку. Дмитрий Киселев подтвердил, что этим паузам он уделял большое внимание, и что, таким образом, ему не только удавалось задавать правильным ритм повествования, но и поддерживать нужный баланс между грохотом фоновых шумовых фактур, синхронными шумами, музыкой и голосами актеров.

Среди выступающих были актеры, композиторы и даже один астрофизик, с интересом посмотревший картину и вступивший с режиссером в дискуссию о том, какими по своему физическому состоянию могут быть осколки астероида, достигнувшие земли и каким звуком это должно сопровождаться.

Заключительной точкой дискуссии, продолжавшейся более часа, стало выступление зрительницы, которая поблагодарила режиссера за то, что его фильм несет в себе заряд нравственной энергии большой силы по укреплению семьи и семейных ценностей, когда семья помогает пережить трудности в сложных жизненных ситуациях и потрясениях, которые испытывает страна.

Материал предоставлен Гильдией звукорежиссеров
Союза кинематографистов России