8 апреля состоялся показ фильма «1993» продюсеров Александры Воронковой, Жанны Тедеевой-Калининой и режиссера Александра Велединского.
Картина была тепло встречена зрителями, почти целиком заполнившими Белый зал Дома кино. После просмотра звукорежиссер картины Андрей Худяков рассказал, как работал над звуком в фильме.
Обсуждение началось с литературного произведения — романа Сергея Шаргунова «1993», на материале которого автор сценария и режиссер Александр Велединский создал это кинопроизведение.
1993 год, разделивший две половинки одной семьи. Виктор (актер Евгений Цыганов) — бывший научный сотрудник, участвовавший в программе покорения Луны, а теперь зарабатывающего в команде слесарей аварийки. Его жена Елена (актриса Екатерина Вилкова) мечтает заняться бизнесом и ради достижения этой цели готова даже изменить мужу. Они оказываются по разные стороны баррикад, он — среди штурмующих Останкино, она — среди защитников новой нарождающейся России. Их дочь Таня (актриса Анна Цветкова) мечется между ними, пытаясь примкнуть то к одной, то, разочаровавшись, к другой стороне.


Интересная дискуссия развернулась вокруг изображения массовых сцен на улицах Москвы, у Белого дома, в Останкино. Зрители положительно оценили прием рассмотрения событий, происходивших в Москве тогда, через телевизор. Особое изумление у них вызвала информация о том, что штурм телекомпании Останкино был снят в павильоне — настолько ярко и выразительно страшно по-настоящему гремели выстрелы, падали на землю люди… Андрей Худяков пояснил, что эта сцена создавалась документально по видео материалам и рассказам очевидцев. Были воссозданы даже направления трассирующих автоматных очередей, «как и кто откуда стрелял». Возможно, она получилась такой натуральной еще оттого, что режиссер фильма сам был участником этих событий на стороне осаждающих телекомпанию.
Пожалуй, в отношении звука это самая удачная по достоверности сцена в картине, которая теряет больше половины своего художественного воздействия, если смотреть ее на экране гаджета или мобильника.


Очень тонко сделаны все переходы между эпизодами громкого «экшена» и тихими семейными сценами в загородном доме Викторы и Елены, что выдает хороший вкус авторов звукового решения. Андрей Худяков подчеркнул, что для восcоздания настоящей атмосферы 90-х годов прошлого века он ездил по небольшим городкам российской провинции, чтобы записать городские шумы, потому что атмосфера сегодняшней Москвы сразу выдала бы ее современное происхождение.
Активно участвовали в обсуждении фильма известнейшие звукорежиссеры Союза кинематографистов. Звукорежиссер Борис Венгеровский подчеркнул тонкость работы с шумами и значение атмосферы, играющую важную драматургическую роль в фильме. Вместе с тем он обратил внимание на не очень хорошую прозрачность реплик актеров, за исключением реплик Евгения Цыганова. Возможно, это связано с современной сериальной привычкой играть «как в жизни», не артикулируя реплики с посылом, как это было принято в советском кинематографе.
Один из столпов звукорежиссеруры перезаписи «Мосфильма» — Евгений Базанов подчеркнул хороший вкус авторов звука картины, а звукорежиссер Виктор Морс, сотрудничавший с крупнейшими студиями СССР, указал на правильный баланс всех используемых фактур: музыки, атмосферных шумов и реплик.


Отметил интересное художественное решение и достойные актерские работы Анатолий Чугунов — актер, десятки лет работавший за границей с разными испанскими и американскими кинокомпаниями. Менеджер в сфере культуры Ирина Иванова обратила внимание на верное воссоздание исторической действительности.
В фильме практически нет музыки, что, на мой взгляд, является плюсом, а «Лунная соната», отразила не только связь главного героя со звездами, но и дала некую отсылку к большевистской идеологии и идеалам, на защиту которых отчасти встал главный герой — ведь это произведение Бетховена звучало из многих радиоточек в советское время.


Особый минимализм в подборе музыки отметила искусствовед, преподаватель кафедры звукорежиссуры ВГИКа Юлия Михеева.
Активно выступали и зрители, не имеющие кинематографического образования. Большинство отметили полное погружение в эпоху, а для многих эта картина воскресила в памяти те страшные незабываемые жаркие московские дни, когда решалась судьба страны. А те, кто не родились еще тогда — ощутили тот неповторимый ветер перемен, потрясших СССР.
Обобщая, высказанные при обсуждении мнения, можно сказать, что «1993» — фильм о семейных отношениях, которые, претерпевая разрыв на фоне политической катастрофы, благодаря силам настоящей любви находят способ для воссоединения.
Надо сказать, что этот фильм своим отказом от традиционной звучащей музыки, своими преобладающими атмосферными шумами, возвращает нас в эстетику советского кинематографа, к художественным звуковым решениям и находкам, которые были придуманы и открыты нашими замечательными кинематографистами, создававшими лучшие фильмы советского кино и, к счастью, принявшими живое участие в этом показе.




Автор текста: Андрей Поповян