Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России провела круглый стол «Детское кино. От сказки к глянцу»


22 апреля 2025 года в Конференц-зале Союза кинематографистов России Гильдия киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России провела круглый стол на актуальную тему: «Детское кино. От сказки к глянцу».

Вступительное слово сказала модератор мероприятия, президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Наталия Примакова. Ее идеи об актуальности жанра и связи киносказки с традицией советских режиссеров Александра Роу и Александра Птушко подхватил вице-президент Николай Майоров, который известен как реставратор многих архивных материалов.

Проблематика круглого стола была сформулирована заранее и касалась проблем взаимодействия современных фильмов и киноклассики.

На круглый стол собрались ведущие критики и кинопедагоги страны, Москвы и регионов. С докладом «Современная кинобылина. От эпоса к фэнтези» выступил председатель Книжной комиссии Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, профессор Саратовского университета Артем Зорин. Он подчеркнул, что в киносказках нового времени взаимопроникают былинное пространство, вневременное, и историческое, вплоть до современности, одно оттеняет и проясняет другое.

Доктор искусствоведения, ведущий киновед, историк кино, член Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Ирина Гращенкова остановилась на проблеме сказки как элемента культуры, выделив в современном кинопроцессе появившийся бренд киносказки-аттракциона, нацеленный на чистую коммерцию, независимо от взрослой или детской аудитории, и сказку как факт искусства, развивающую культурную традицию, где ставятся нравственные проблемы. В таких фильмах должны быть герои, психологизм, социальная ирония, как у Александра Медведкина, как в сказках Василия Шукшина, которые ему не давали снять, где почвенническое начало соединено с христианскими мотивами. У авторов должна быть творческая свобода, как у Рустама Хамдамова в шедевре «Мешок без дна».

О фольклорных традициях в отечественном кино говорила кинокритик, детский писатель Марина Копылова (Йошкар-Ола), которая подчеркнула, что жанр призван осваивать фольклорные пространства – дом, где родился, лес, где знакома каждая тропинка, озеро с крутыми берегами. Это то, что человек будет любить всю жизнь, защищать, укреплять. Сказка защищает естество. Сегодня компьютерные технологии создают мертвые пространства. Их невозможно полюбить и охранять. Технологии убивают сказку.

Подводя итоги оживленной дискуссии, в которой каждый участник вспомнил свои любимые сказки детства, Ада Бернатоните, кандидат искусствоведения, преподаватель Томского университета, отметила, что жанровая специфика детского фильма в советском кинематографе была востребована обществом, она передавала опыт. Сегодня герои, да и юные зрители, остались без идеологии, что заставляет каждого искать свой код прочтения. И это отдельная тема для разговора.

Фрагменты круглого стола можно будет прочитать в ближайших номерах газеты «СК-Новости».

Материал предоставлен
Гильдией киноведов и кинокритиков СК России