22 марта в Белом зале Центрального Дома кинематографистов состоялась премьера документального фильма «Киноязык эпохи: Марлен Хуциев». Картина повествует о жизни, творчестве, мечтах кинорежиссера Марлена Хуциева.
Автор фильма Андрей Истратов акцентирует внимание зрителя на неповторимом киноязыке мастера и через него раскрывает личность режиссера. По его словам, особенность документальной картины заключается в том, что личность мастера раскрывается здесь не киноведческим языком и не через абстрактные размышления, а через «буквы киноязыка», на котором говорил со зрителем с экрана Марлен Мартынович. Истратов подчеркнул, что создал фильм «о личности неспокойной и противоречивой», ведь Марлен Мартынович до конца своих дней сохранил живой интерес к жизни и свой собственный взгляд на мир.
В фильме приняли участие кинорежиссер Юлий Файт и кинокритик Евгений Марголит. Организатором показа выступила Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России.
Андрей Истратов поделился со зрителем своей историей знакомства с Марленом Хуциевым. Сразу же после армии кинематографист пошел поступать во ВГИК. Молодой человек был воодушевлен и полон уверенности, что его примут, потому что к тому моменту он уже снял свой первый фильм о неуставных отношениях в армии. Эта картина даже получила Первый приз на фестивале в Волгограде. По словам Андрея Истратова, он получил награду из рук легендарного Сергея Бондарчука. А Марлен Хуциев сказал: «Нет, Андрей, Вам надо подождать. Не все сразу». Кто-то, возможно, сложил бы руки, но молодой режиссер пошел работать на ЦСДФ.
Уже работая на студии, режиссер случайно встретил мастера в Доме кино. Тот его сразу же вспомнил и спросил, почему он не заходит к нему в мастерскую. С тех пор молодой режиссер стал заходить в мастерскую Марлена Мартыновича, а потом поступил к нему во ВГИК.
«Работая на ЦСДФ, я имел возможность взять камеру Betacam и поехать снимать, как Марлен Хуциев проводит озвучку своей «Бесконечности». Думал, что эта камера на века позволяет оставить видео гениального качества. Но я ошибался. Мне пришлось очень долго с современными специалистами исправлять те кадры, которые оказались качеством хуже, чем снятые на VHS, но мы все поправили. На видео запечатлено, что звукорежиссер, сидевший с мастером и работавший над озвучкой, не слышал того, что слышал Марлен Хуциев», — вспоминает кинорежиссер.
Андрей Истратов также рассказал, что выступил и режиссером цикла «Легенды мирового кино», который шел по телеканалу «Культура» с 2000-х гг. Он делал передачу и с Марленом Мартыновичем. Автор фильма поделился, что не все режиссеры понимали и принимали ведущего этой передачи – актера Константина Карасика.
«Я боялся, как Марлен Мартынович воспримет Константина Карасика. Программа у меня была скорее развлекательного порядка. Я показал ее мастеру, а он наоборот воодушевился и сказал: «Как здорово у тебя держится актер, как интересно он говорит!» То есть Марлен Хуциев был очень открыт новым проявлениям. Зажигался, если видел что-то интересное для себя», – отметил Андрей Истратов.
Он также рассказал, что вместе с мастером посмотрел программу из цикла «Легенды мирового кино» с его участием. «Марлен Хуциев дал свои комментарии и признался: «Андрей, ты понял, о чем я снимал свои фильмы…» Хотя сам он очень не любил, когда ему задавали вопрос, о чем Ваше кино», — отметил режиссер.
Андрей Истратов поделился, что хотел проехаться с Марленом Хуциевым по мосту через Яузу, где снималась легендарная «Застава Ильича», но тот категорически отказался. Возможно, как предполагает режиссер, это была для него больная история, связанная с этим фильмом. «Я наблюдал за тем процессом, как делалась третья версия картины «Застава Ильича», – вспоминает Андрей Истратов. – И видел, как он со слезами на глазах убирает сцену с отцом в исполнении Льва Прыгунова и меняет ее на ту сцену, которая была раньше. «Это самая больная для меня история, – пояснил Марлен Мартынович. — Меня заставили это сделать…» Этот фильм оставался для него большой сердечной болью», – заключил режиссер.
В продолжение киновечера зрители увидели фильм «Киноязык эпохи: Марлен Хуциев». По итогам просмотра состоялось обсуждение, в рамках которого гости Дома кино смогли поделиться своими впечатлениями о фильме и задать интересующие вопросы.
Материал подготовила Наталья Тонких