В начале марта Союз кинематографистов России учредил Фонд поддержки регионального кино. Цели и задачи этого органа комментирует председатель Совета Фонда Лариса Солоницына.
«Кинобизнес сегодня»: Кому принадлежала идея создать Фонд поддержки регионального кинематографа?
Лариса Солоницына: Создание Фонда стало ответом на большое количество внешних запросов: от молодых кинематографистов в рамках питчингов, которые много лет проводил Молодежный центр Союза кинематографистов, от руководителей отделений и представительств Союза по всей России, от чиновников, курирующих культурные направления на местах. И мы решили, что Союзу кинематографистов нужен инструмент для системной поддержки коллег из регионов.
— Почему решение о его учреждении было принято именно сейчас?
— Мы начали обсуждать этот вопрос в мае 2021 года, после региональных мероприятий бизнес-площадки ММКФ, которые в очередной раз заставили задуматься о том, что кинематографу тоже необходима децентрализация. После этого концепция Фонда была представлена ведущим киноэкспертам на Сибирской креативной неделе. А к февралю 2022 года мы закончили всю подготовительную и переговорную работу и зарегистрировали ФПРК.
— Союз кинематографистов России имеет отделения в регионах страны. Получается, что он не справляется с функцией поддержки деятелей кино в регионах?
— Союз кинематографистов России – общественная организация, существующая на членские и благотворительные взносы, на средства от аренды некоторых наших помещений и от инвестиционных проектов. Два последних ковидных года мы с трудом справлялись с уже принятыми на себя обязательствами, и по финансированию регионов в том числе. Если бы не усилия по привлечению средств, прилагаемые председателем Союза Никитой Сергеевичем Михалковым, то, скорее всего, не справились бы вовсе. Так что во всем, что не касалось финансирования регионального кинопроизводства, отделения участвовали и помогали своим коллегам — но денег на съемки ни у нас, ни у них не было. Кроме того, деятельность ФПРК значительно шире, чем общественная работа Союза кинематографистов. Именно поэтому Правление Союза и приняло решение об учреждении новой организации.
— По каким критериям подбирался Совет Фонда?
— В Совет вошли члены Союза кинематографистов (к счастью, мы все объединены именно профессиональной принадлежностью к кино), представители региональных властей (предполагается регулярная ротация для возможности участия в работе ФПРК представителей различных регионов страны), необходимые для деятельности Фонда специалисты по профессии или должности. Например, Наталья Мокрицкая — генеральный директор сети «Москино», в ее ведении находится крупнейшая в стране кинокомиссия, а Фонд предполагает содействовать развитию кинокомиссий в регионах. Или Павел Печенкин – профессионал в области неигрового кинематографа, а главным проектом ФПРК в 2022 году становится именно конкурс документального кино.
— Как финансируется Фонд? Почему на деятельность организации выделено именно 280 млн рублей?
— Средства выделены государством из расчета 25% — на уставную деятельность Союза кинематографистов России, 75% — на проектную деятельность Фонда поддержки регионального кинематографа. И на первый год работы ФПРК мы представили максимально реальный график работы и сметный расчет, чтобы справиться с тем, что заявляем.
— Расскажите, пожалуйста, о стратегии Фонда. Каковы приоритеты, что запланировано на ближайшую перспективу, что из запланированного будет реализовано позже?
— В этом году основной проект Фонда — конкурс документальных фильмов «Россия — взгляд в будущее», по итогам которого до конца 2022 года будет создано 100 документальных фильмов: не менее 10 киноальманахов и не менее 50 отдельных короткометражных проектов, посвященных актуальным региональным трендам. В дальнейшем снятые фильмы будут представлены в кинопрокате, на онлайн-платформах и ТВ. Помимо этого, Фонд поддержит Лаборатории игрового кино и сериалов и Лабораторию неигрового кино для региональных студий и кинематографистов. В наших планах – исследовательская работа, разработка рейтинга и анкетирование, организация юридической «горячей линии» для региональных кинематографистов. Кроме того, Фонд будет поддерживать региональные киностартапы, а также съемку кинолетописи в регионах России.
Что касается дальнейших перспектив, то они будут сформулированы после анализа полученных в ходе исследований материалов о проблемах и «точках роста» регионального кино и после утверждения этих планов перед Попечительским Советом и Советом Фонда. Скорее всего, мы будем способствовать и кинообразованию, и формированию региональной фестивальной политики. Главная цель на ближайшие несколько лет – создать единую экосистему по развитию и поддержке регионального кино. Вся деятельность ФПРК будет направлена на решение этой важной стратегической задачи.
— Как Фонд будет сотрудничать с Союзом кинематографистов России? Это две отдельные организации, которые будут действовать автономно друг от друга?
— Союз кинематографистов России – единственный учредитель Фонда. Разумеется, во многом это будет совместная работа.
— Как Фонд будет взаимодействовать с Минкультуры и Фондом кино?
— В рамках российского законодательства и профессиональных интересов.
— Каких целей планирует достичь Фонд до конца 2022 года? У Вас есть личный KPI?
— Есть не только личный, но и абсолютно официальный KPI, прописанный в Соглашении о финансировании. Но помимо «количественно-качественных характеристик» хотелось бы принести настоящую, ощутимую профессиональную пользу конкретным людям, нашим коллегам. И молодым кинематографистам, и не очень молодым. Надо создавать в городах нашей страны творческую атмосферу, в которой хотелось бы работать и развиваться.
— На заседании Совета 3 марта вы решили на данном этапе уделить особое внимание документальному кино, которое монетизируется хуже других жанров. Чем обусловлено такое решение?
— Это обусловлено тем, что целью создания Фонда является вовсе не монетизация. Хотя, во многом благодаря онлайн-платформам, документальное кино сегодня – один из самых активно развивающихся форматов, и в последнее время появляется все больше и больше ярких, зрительских, востребованных широкой аудиторией документальных фильмов.
Кроме того, сейчас в регионах страны снимают в основном документальное кино. Оно объективно дешевле игрового, быстрее и зачастую проще в производстве и выходит к зрителю, не теряя актуальности. И так как в предоставляемую ФПРК сумму на проект входит и покупка прав на фильм, то именно в интересах Фонда обеспечить фильму последующий максимальный прокат, не обязательно коммерческий.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о формате взаимодействия с кинематографистами из Москвы и Петербурга. Входят ли эти мегаполисы в сферу интересов Фонда? Если да, то насколько реально столичному молодому кинематографисту получить его поддержку?
— Де-юре Москва и Санкт-Петербург тоже являются регионами России. Но очевидно, что Фонд создавался для поддержки кинематографа всех остальных городов и областей страны. Ущемлять кого-то в правах мы не намерены, но, допустим, в рамках конкурса «Россия — взгляд в будущее» ставим в качестве обязательного условия участие в «столичных» проектах не менее 40% региональных кинематографистов и съемку в регионе.
— Многие коллеги сегодня говорят об импортозамещении в кино. Как бы вы прокомментировали это заявление? Насколько реально совершить импортозамещение российским контентом и в какой срок, по вашему мнению? Если нет, то почему, если да, то что для этого нужно сделать?
— Главный вопрос – что именно должно или может «заместить» западное кино?
Невозможно все время измерять успешность российского кинематографа только вложенными или заработанными средствами. Поэтому на вопрос: достаточно ли на существующих условиях увеличить государственное финансирование и объем производства, отвечу — нет.
К сожалению, частенько на экраны выходят такие фильмы (и с точки зрения профессии, и с точки зрения смысла), что увеличивать их объем, пожалуйста, не надо! Возможно, пора менять условия финансирования.
Достаточно ли профессиональны и талантливы отечественные кинематографисты, чтобы снимать не хуже и не меньше, чем в других странах? Надеюсь на это. Надеюсь, что и наш Фонд поспособствует открытию таких людей. Для которых кинематограф не только «продукт», «контент» и «отрасль», но еще немножко и киноискусство.
Источник: kinobusiness.com