Госфильмофонд РФ: новые встречи, новые находки…


И вновь Госфильмофонд собрал друзей на юбилейный XX фестиваль архивного кино «Белые Столбы». Гостей было немало, особенно на открытии и закрытии. Приехали и звезды, чтобы в который раз признаться Госфильмофонду в любви. Церемонию открытия вели Ирина Шевчук и Сергей Новожилов, на закрытии его партнершей стала Ангелина Вовк. В эти дни «Белые Столбы» посетили многие знаменитые кинематографисты: Всеволод Шиловский, Николай Бурляев, Зинаида Кириенко, Сергей Никоненко, Александр Митта, Алексей Учитель, Евгений Герасимов, Алексей Петренко, Наталья Гвоздикова, Аристарх Ливанов, Светлана Тома, Андрей Осипов, Александр Тютин… А Лариса Лужина даже отпраздновала в «Белых Столбах» вместе с друзьями и коллегами свой день рождения.
Призы фестиваля «За вклад российской режиссуры в мировой кинематограф» вручили Марлену Мартыновичу Хуциеву, признавшемуся: «Я своей жизни без «Белых столбов» не представляю. Это замечательная затея, которая случилась. Здесь так здорово, здесь ты чувствуешь, что нужен, и это — главное хранилище всего того, что нам удалось когда-то сделать. Низкий поклон Госфильмофонду». Получая награду, он отшутился: «Не знаю, что я внес в мировой кинематограф, но точно знаю, что вынес…». Получил приз и Александр Николаевич Сокуров: «Тут есть материалы, о существовании которых мы не знаем, потому что задача архива не показывать, а сохранять…». Еще одна награда досталась Никите Сергеевичу Михалкову, представившему на открытии свою никому не известную студенческую работу «Девочка и вещи» (1967). Вспоминая годы учебы, он рассказал о первых посещениях Госфильмофонда: «Просмотры ставили на 8 утра. И вот зимой встаешь в 5-6 утра, едешь на метро, чтобы посмотреть «Человек из мрамора» или Трюффо. Это место, куда мы приезжали смотреть 4 картины в день и потом ехали обратно и думали, как же это все сделано. Это было потрясающее время».
Свои дипломные работы представили на фестивале Николай Губенко («Настасья и Фомка», 1968) и Евгений Ставров («Куст сирени», 1980). А на закрытии был показан диплом Александра Павловского «Счастливый Кукушкин» (1970), сценарий которого он написал вместе с Владимиром Меньшовым, сыгравшем в картине и главную роль. В короткометражке состоялся и дебют 16-летней Ларисы Удовиченко. Все трое представили собравшимся картину. Всего в названную рубрику вошло 14 фильмов. Среди них: лента Динары Асановой «На полустанке» (1965), Элема Климова «Осторожно! Пошлость!» (1959), Михаила Кобахидзе «Карусель» (1962), Юрия Клепикова «Преодоление» (1967).
Программа юбилейного фестиваля была более чем насыщенной: за пять дней работы участники увидели более 80 лент, представленных в девяти рубриках. Среди них и признанные шедевры, и картины, впервые показанные зрителям, и совсем уж раритетные, и только что отреставрированные ленты… Нашлось время и для экскурсии по Госфильмофонду, презентациям, дискуссионному и познавательному круглому столу на тему «Пленка в цифровую эпоху», спецпоказам современных фильмов — на одном из них Андрей Осипов представил свою нашумевшую работу «Коктебельские камушки». Прошел и ставший уже традиционным Праздник Русской Зимы — с веселым катанием на лошадях, пением народных песен…
За пятнадцать лет посещения этого удивительного фестиваля меня всегда восхищал профессионализм работающих в Госфильмофонде людей, их искренняя любовь к кино и делу, которым они занимаются, забота и внимание к гостям и участникам «Белых Столбов», огромная кропотливая предварительная работа — над программой, каталогом фестиваля… Как их отблагодарить за те чудесные дни, о которых потом вспоминаешь целый год и боишься пропустить следующую встречу…
Вот и на этот раз филигранно отточенная и выверенная программа, которую вряд ли сможет высидеть рядовой зритель, у профессионалов не вызвала и тени усталости, как говорится, «глаз не оторвать» — настолько продумана и интересно она была составлена. Рассказать обо всем невозможно. Внимание заслуживают все, без исключения, рубрики: и «Архивные находки», и «Реставрации», и новая, особенно для кинематографистов волнующая тема — «Кино о кино», и «Франческа Гааль: неизвестное», и «Дегенеративное искусство» братьев Фишингер», и «Геловани до Сталина», и «Правда о войне», и «Студенческие работы», и «In memoriam» — на этот раз почтившая память недавно ушедших режиссеров Эльдара Рязанова и Виктора Соколова.
В программу «Кино о кино» вошли 17 раритетных лент. Среди них фильм «Кинооператор» (1914) Бастера Китона. В нем он, как всегда, сыграл и главную роль — недотепу, которому любовь помогла стать успешным кинорепортером. Лента Чарльза Чаплина «За экраном» (1916), в которой Чарли — реквизитор, этакий «Фока — на все руки дока», получающий за свои старания лишь пинки да затрещины. Любовь для него тоже заслуженная награда. «Боже милостивый» (1914) Джеймса Янга (копия предоставлена американским Музеем современного искусства) — пародия на киноштампы экрана начала прошлого века. В чудом сохранившейся одной из первых частей картины «Кулисы экрана» (1917) собравшиеся увидели Ивана Мозжухина в роли несчастного актера, потерявшего на съемках руку и лишившегося любимого дела.
Сюда же вошла и подборка короткометражных лент — сюжеты о том, как снималось кино времен «дотелевизионной эпохи» 40-х годов — редчайшие кадры, запечатлевшие работу над фильмом Михаила Ромма «Мечта», репетиции со студентами режиссерского факультета профессоров ВГИКа С.М.Эйзенштейна и Е.С.Телешева. Отдельная подборка рубрики была посвящана памяти Сергея Михайловича Эйзенштейна. На фестивале состоялась мировая премьера этого материала, включающего малоизвестные страницы истории — выступления представителей еврейского народа на митинге, прошедшем в Москве 24 августа 1941 года, на которой Сергей Эйзенштейн произнес свою речь на английском языке. 10-минутный фильм, запечатлевший вечер англо-американского кино 21 августа 1942 года в Доме архитектора в Москве, на котором также выступил великий режиссер. Спецвыпуск кинохроники «Материал кинолетописи» посвящен прощанию с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. В нем квартира, отражающая дух хозяина, запечатленного на смертном одре, гражданская панихида в Доме кино, похороны на Новодевичьем кладбище. Кинодокумент запечатлел как близкое окружение режиссера, так и видных деятелей той эпохи, его коллег, скорбящих у гроба. Причем некоторые кадры сняты в цвете.
Для многих творчество режиссера Виктора Соколова, представленное в рубрике «In memoriam» стало настоящим открытием. Он, словно «выпавший из гнезда», никак не мог обрести свой путь, нащупать истинное предназначение. Об этом и снимал кино — о поиске своего пути. Фильмы Соколова имеют особый авторский стиль. Они странны, как и их герои, словно бредущие в тумане и пытающиеся разглядеть вдали, выйти на долгожданный свет — в мир радости, самопознания и очищения. Их вечный конфликт с собой и окружающими, бессловесный бунт астральной сущности, по сути не заметен более толстокожим обывателям. Фестиваль показал наиболее интересные работы режиссера — «Друзья и годы» (1964-1966) — о предательстве поколением своих идеалов. «День солнца и дождя» (1967) — лирическую зарисовку о становлении молодых героев, познании ими окружающего мира. Здесь зрителям особенно импонировала авторская искренность и вера режиссера в лучшее будущее. «Я — актриса» (1980) — самую удачную работу Виктора Соколова, раскрывающую трагические страницы жизни великой Веры Федоровны Комиссаржевской, переосмысленные ею на смертном одре.
Еще одна рубрика, знакомящая с самой загадочной фигурой венгерского кино, яркой представительницей амплуа инженю — Франческой Гааль, подарила немало радостных минут общения с талантом самобытной актрисы. Звезду 20 -30-х годов до сих пор помнят и любят в России. Некогда царившая на театральных подмостках Будапешта, Берлина и Вены примадонна бульварных пьес быстро завоевала кинематограф и очаровала зрителей своей юношеской непосредственностью, музыкальностью и темпераментной игрой. Она с легкостью стала звездой музыкальных комедий. «Смех сквозь слезы — для меня главное в каждой комедийной роли», — признавалась актриса. И действительно, чтобы Франческа не играла, в ее глазах часто читается грусть. Грусть надежды. Грусть о несбывшемся счастье. А то вдруг лицо озаряется такой чистой радостью, что веришь: все у героини будет хорошо. Известно, что несмотря на ангелоподобность, актриса обладала вздорностью и довольно капризным нравом, несговорчивостью на съемочной площадке, оставаясь на экране такой, какой ее продолжали любить верные зрители. На фестивале были показаны три картины с ее участием: «Чиби — проказница» (1934, фильм предоставлен Австрийским музеем кино), «Весенний парад» (1935) и «Маленькая мама» (1935).
Не обошелся фестиваль и без мультипликации. Среди прочего, собравшиеся увидели в первозданной красоте цветные отечественные отреставрированные ленты: «Первую охоту» (авт. сц. В.Бианки, реж. П.Шмидт, 1937), «Золотой гребешок» (реж. В.Муджири, 1947), «Сказку о глупом мышонке» (реж. М.Цехановский, муз. Д.Шостакович, 1941).
Подводя итоги, фестиваль не забыл отметить и заслуги своих коллег. Лучшей телепередачей года о кино была признана программа телеканала Культура «Критик». А общим голосованием выбраны лучший кинокритик — Наталья Боброва и лучшиий киновед — Ирина Гращенкова.
Остается лишь надеяться, что и в следующем году фестиваль порадует нас новыми архивными находками, отреставрированными лентами и тем, что никто еще никогда не видел…
Материал подготовила киновед, член Союза кинематографистов РФ, Наталья Тендора.