Добро пожаловать в «Мир знаний»!


С 30 октября по 3 ноября в Санкт-Петербурге на площадке петербургского отделения Русского географического общества проходил Х Международный фестиваль научно-популярных и образовательных фильмов «Мир знаний».У десятого фестиваля новый Президент – ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) Владимир Васильев: «Необходимость открытых и свободных коммуникаций между учеными и обществом сегодня стала абсолютно очевидной. И дело не только в насущной потребности мотивировать молодежь для занятий наукой, но и в диалоге о роли и месте научных исследований в повседневной жизни, о взаимодействии науки и культуры, науки и образования, наконец, науки и религии. Только широкое общественное согласие может обеспечить построение будущей экономики знаний и, тем самым, укрепление России на лидирующих мировых позициях».
К команде фестиваля в этом году также присоединилась Алиса Дербенцова – куратор международных программ. «Я работаю редактором-консультантом отдела документального и научно-популярного кино телеканала «Культура» и по роду деятельности отслеживаю международные новинки этого направления кинопроизводства. Крупнейшие фестивали научно-популярного и образовательного кино проходят в Париже, Праге, Шефенде. Кроме того, это рынок в Каннах. Для программы фестиваля мне была дана следующая установка: чтобы фильмы были разнообразны и, кроме того, в каждом из них поставлена научная задача, которая решалась бы в конце. Мне самой очень интересна наука, поэтому фильмы я отбирала такие, чтобы они были интересны широкому зрителю и хорошо смотрелись на большом экране – это немаловажный фактор».
Антон Смирнов, программный директор рассказал о конкурсе этого года: «Для конкурсной программы фестиваля я выбираю лучших из лучших. При этом страна-производитель для меня не важна – я смотрю в суть фильма. В этом году на фестиваль пришло более двухсот заявок, но среди них были и откровенно слабые, и дублирующие друг друга.
Так получилось, что в этом году большую часть программы составляют российские фильмы. Это связано и с качеством картин, и с тем, что международные фестивали разбаловали иностранных коллег, и многие из них просят деньги за свое участие. Кроме того, с прекращением деятельности «Леннаучфильма», на котором базировался фестиваль, мы потеряли некоторые ресурсы и инструменты для организации фестиваля. В этом году нам сложнее. Но, надеемся, все еще изменится».
В рамках конкурса были показаны 23 фильма из разных стран. Их дополнила специальная программа кинокартин последних нескольких лет, посвященная 170-летию неизменного партнера фестиваля – Русского географического общества.
Фильмом открытия киносмотра стала картина испанского режиссера Рута Чао «Плутон: последний рубеж», посвященная путешествию к поверхности Плутона космического аппарата NewHorizons НАСА.
В жюри юбилейного фестиваля «Мир знаний» вошли режиссер, сценарист, почетный кинематографист СССР, автор более 60-ти научно-популярных фильмов Людмила Шахт; кинооператор, режиссер, профессор СПГУКит, заслуженный деятель искусств Николай Волков; доктор технических наук, профессор, автор цикла видеолекций по физике, имеющего максимальный рейтинг просмотров, Александр Чирцов; ученый, путешественник, писатель, кандидат физико-математических наук, почетный полярник России Виктор Боярский.Возглавил жюри продюсер, сценарист, кинооператор Виктор Скубей.
«Оценивать научные фильмы – это довольно сложная задача, требующая, мне кажется, абсолютного включения всего наработанного за всю жизнь, всего личностного, всего виденного, всего, над чем размышляешь… Я более 50 лет в кино и моя насмотренность может быть, где-то и мешает. В картине привлекает прежде всего глубина, важность, значительность темы, глубина ее раскрытия и, безусловно, жанровость, потому что научно-популярное кино тоже может быть разным: и игровым, и документальным, и комедийным», – поделилась Людмила Шахт.
Торжественная церемония закрытия фестиваля и награждения его лауреатов состоялась 3 ноября. По словам Виктора Скубея, решение жюри было практически единогласным: «Для меня нет разницы между научно-популярным кино и документальным вообще. Фильм должен, прежде всего, вызывать эмоцию. Второе: он должен быть сделан профессионально (здесь речь идет о ремесле) – начиная от технического качества, качества звука, правильного монтажа, который работает на идею фильма и делает его, собственно говоря, кино. Третий критерий – это именно искусство, потому что кино – это искусство, и ценность его в том, что оно передается языком искусства. И четвертый критерий – это информативность и качество информации – насколько она интересна, насколько полно раскрыта тема. Я оценивал фильмы по четырем критериям, по пятибалльной шкале. Все члены жюри приблизительно также подходили к этому. И, как ни странно, и я считаю – это признак правильной команды жюри – у нас не было серьезных споров».
Итак, по итогам фестиваля награды распределились следующим образом:
Приз за лучшую режиссерскую работу – фильм «Укрощение квантового мира»,  режиссер  Ларс Беккер-Ларсен, Дания.
Фильм возвращает зрителей к легендарной поездке на трамвае Альберта Эйнштейна к Нильсу Бору в Копенгагене, во время которой два физика изложили все свои аргументы об особенностях квантового мира. Эта история о том, как сумасшедшие физики современности трансформируют теорию квантового мира в реальность.
Приз за лучшую операторскую работу – фильм «Секретные маршруты перелетных птиц», операторы Николя Карьере, Жан-Жак Мрейе, Христиан Мулек, Франция.
Герой картины Христиан Мулек на протяжении двадцати лет наблюдает и изучает птиц. Он хочет помочь пернатым совершать их сезонные перелеты, ведь во время пересечения европейских земель их подстерегают разные опасности, ежегодно сокращающие число крылатых странников.
Приз за лучший сценарий – фильм «Новый век Вернадского», автор сценария Александр Русаков, Россия.
В картине ученые России, США и Франции рассказывают, как идеи, труды, замыслы Вернадского вдохновляют их на новые поиски и открытия.
Специальный приз Оргкомитета «За лучший документальный формат научно-популярных проектов» – фильм «Норберт Винер» (цикл:«Гении и злодеи»), режиссер Леонид Медов, Россия.
Норберт Винер – математик, философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта. После выхода в свет книги «Кибернетика» он проснулся знаменитым. Его самые смелые идеи стали воплощаться в жизнь, и самые невероятные прогнозы сбываться. На пике успеха «отцу кибернетики» захотелось повернуть время вспять и найти оружие против собственных идей. Почему так случилось, и где просчитался Норберт Винер?
Специальный приз жюри – фильм «Эрмитаж. Сокровища нации», режиссер Ника Стрижак (кстати, уроженка Санкт-Петербурга, поэтому фильм она делала о том, что знает с детства.И, по ее словам, сотрудники музея охотнее общались с ней, как с петербурженкой), Россия.
Ника Стрижак: «Над фильмом было работать сложно, ведь в часовой формат нужно было уместить 250 лет истории!При том, что это история коллекции и история самого дворца, который был, как сказано в фильме, центром империи, где чего только не было. Конечно, совместить это было сложно, потому что надо было понять, от чего отказаться, какие-то основные вещи показать. Мы старались делать фильм так, чтобы люди, которые знают все про Эрмитаж, оценили деликатную работу с этой историей, а люди, которые ничего не знали про Эрмитаж, не потерялись в гуще фактов, событий, людей и названий художников, а почувствовали себя очень комфортно как люди, прекрасно понимающие, о чем идет речь.
Потом было несколько проблем. Про Екатерину II, по приказу которой был основан Эрмитаж, рассказывать сложно с точки зрения иллюстративного ряда – хроники нет. А когда пошел XX век – очень много хроники (слишком много!) с точки зрения композиции решили действовать классически: пошли от начала создания, от Екатерины, которая открыла дверь в этот блистательный век, и от истории основания Эрмитажа и поехали в конец. Мы рисковали, потому что пошли классическим путем. Но выяснилось, что этот классический путь оказался очень свежим. Мы не делали никаких реконструкций, мы не ставили туда актеров, ряженых в костюмы времен Екатерины. Также мы снимали фильм без комментаторов, рассказывающих людей или ведущего в кадре. В кадре мы ни разу не покидаем стен дворца – только за счет хроники. Мы ходим по нему – по залам, по лестницам. Мы не ходим по Петербургу, не снимаем Петропавловскую крепость, и т.д. У нас были только три вещи: звучащий текст, музыка и собственно сам Эрмитаж».

ДИПЛОМЫ ЖЮРИ:
1.      Фильм «Крылатые рыбаки», режиссер Татьяна Обознова, Россия – «За художественное раскрытие темы  «Человек и природа». Фильм рассказывает об уникальном промысле в Китае – ловле рыбы с помощью бакланов, которых местному населению удалось приручить.
2.      Фильм «Тамерлан. Архитектор степей», режиссер Роман Шмидт, Россия – «За изобразительное решение исторической темы». В этой истории гениальный полководец и завоеватель предстает как великий созидатель и преобразователь. Большинство сохранившихся памятников зодчества Тимура входят в «сокровищницу мировой культуры».
3.      Фильм «Жадный мозг», реж. Роб ванХаттум, Нидерланды – «За наглядное представление будущего. Фильм знакомит зрителей с необычным научным экспериментом, в котором интеллект одной крысы напрямую связан с интеллектом других особей популяции. Чтобы осветить эксперимент со всех сторон, режиссер подключает собственный мозг к компьютеру, чтобы отсканировать его и узнать пределы человеческого разума.

Александр Чирцов, вручая награду картине, рассказал о своих впечатлениях: «Категорически рекомендую всем этот фильм посмотреть. Когда я его смотрел, я уже не мог думать ни о художественных достоинствах фильма, ни о чем другом; когда я его смотрел, я думал только: это что, на самом деле все может быть?! И на следующий день спросил своего бывшего аспиранта, который сейчас работает в институте мозга, это что, правда, или это все-таки киноправда? Он ответил – в общем-то правда.  Фильм именно научно-популярный – он наиболее подходит под идею этого конкурса».
Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина вручила свой приз российскому кинорежиссеру, члену Союза кинематографистов России Алексею Китайцеву за фильм «Юрий Гагарин. Семь лет одиночества». Картина рассказывает о последних семи годах жизни Гагарина – жизни после его легендарного полета, суетной и одинокой одновременно. Представители учреждения, которое принимает участие в кинофестивале «Мир знаний» и отмечает победителей с 2009 года, призвали участников фестиваля размещать свои фильмы в фонде библиотеки.

Гран-при имени С.П. Капицы получил фильм«Жизнь в нас», режиссер Пьер-Франсуа Годри, Франция. Человеческий организм находится в постоянном взаимодействии с тысячами живых организмов, и именно это делает нас людьми. В этом убежден французский режиссер Пьер-Франсуа Годри. В своем фильм «Жизнь в нас» он предлагает совершить уникальное микро-сафари внутрь нашего организма. Там можно встретить существ, которые живут интересной и насыщенной жизнью – побеждают, конкурируют, питаются, размножаются, рождаются и умирают. Одни из них окажутся вредными, другие – полезными, и даже необходимыми для нашего выживания. Особо стоит отметить необычный иллюстративный ряд, который используют создатели картины: с помощью компьютерной графики бактерии, вирусы предстают перед зрителями, как вполне осязаемые и узнаваемые «в лицо» персонажи, а тело человека наглядно сравнивается с планетой – с ее впадинами, трещинами, холмами и т.д.

Члены жюри в своих выступлениях со сцены подчеркивали, что награды присуждались картинам, посвященным общечеловеческим, общенаучным темам, проблемам и, в то же время, зрелищным. Но ведь бывают в научно-популярном, образовательном кино такие темы, которые невозможно сделать зрелищными? – задалась я вопросом…
Виктор Скубей: «Нет таких тем. Зрелищным можно сделать все – на то оно и кино. Но как это сделать зрелищным – в этом мастерство режиссера и заключается. Сценарист может написать сценарий, выстроить драматургию, но зрелищность – это вопрос именно к режиссеру. Он доносит мысль именно средствами кинематографа. Я думаю, что тем незрелищных нет – есть плохие рассказчики. Например, у Виктора Косаковского есть такое выражение, которое мне очень нравится: если вы можете написать рассказ, сделать книгу, напишите рассказ – не надо снимать кино. У нас в большинстве случаев люди снимают кино. Поэтому получается вялое, незрелищное кино, потому что они не думают, как его сделать зрелищным. Фильм, который получил Гран-при: казалось бы, как можно сделать зрелищным фильм про червяков, которые живут на теле человека?! Но какие там найдены образы! Там что ни кадр, то произведение искусства. Картинка завораживает, и ты не можешь отвести глаз от экрана. Поэтому режиссеры должны об этом думать. А когда они думают: я расскажу потрясающую историю!.. Лучше пишите книжку!»

Еще один маркер фестиваля: неслучайно при большем количестве российских картин в конкурсе большая часть призов и Гран-при достались иностранным фильмам.
Людмила Шахт: «Сейчас в научно-популярное кино пришли новые технологии – колоссальная техника, которая позволяет делать чудеса. Она позволяет делать то, над чем мы на «Леннаучфильме» раньше бились много-много времени, что достигалось огромным трудом – с помощью комбинированных съемок, мультипликации… Сейчас это делается с легкостью, и поэтому смотришь, конечно, с огромной завистью на зарубежные фильмы. Иностранные студии этими технологиями оснащены. Что касается России, то наша наука, да и наше научно-популярное кино, не имеет такой поддержки. Если накануне Года кино закрыты две крупные студии… можно только тризну справлять… и мечтать о том, что когда-нибудь кто-то возродит этот жанр и будет заниматься научно-популярным кино. Именно поэтому наши фильмы не могут конкурировать с иностранными. Например, фильм «Крылатые рыбаки» мы смотрели с большим интересом, но по уровню организации съемок – это частное кино. Если бы у создателей фильма были технические возможности снимать перелеты птиц, как у французских коллег… Нужна техника, технологии, нужно финансирование, нужна заинтересованность школ и вузов в научно-популярном и образовательном кино».

Виктор Скубей: «Наши картины, к сожалению, проигрывают иностранным. И тому есть масса объективных и субъективных причин. Если говорить об объективных причинах, научно-популярное кино должно иметь достаточный бюджет. Он должен быть больше, чем у документального кино, в ряде случаев может приближаться к игровому, потому что там и анимация, там и реконструкция, там и исторические съемки, инсценировки, не говоря уже о специальных методах съемки. У нас, например, вообще нет скоростных кинокамер – без этого делать интересный фильм про быстро протекающие процессы сложновато.
Есть и субъективные причины, которые тоже отчасти с этим связаны. Нет у наших режиссеров такого опыта работы. Потому что нужно набивать руку, нужно в этих технологиях разбираться. А так как у нас их нет в принципе – они не используются, о каком опыте можно говорить?! Но при этом, и мы это отметили, некоторым режиссерам удается это компенсировать за счет искусства – за счет сценария, за счет интересно выстроенной драматургии».

мир_знаний