Продолжаем (с разрешения автора) публиковать фрагменты книги киноведа Валерия Фомина «Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице…», посвященный летописи Союза кинематографистов России.
3 апреля 1965 года
В связи с предстоящим проведением очередного ММФ Главлит СССР издал распоряжение, запрещающее «называть иностранные кинофильмы и давать на них рецензии, если эти кинофильмы не приняты для просмотра дирекцией кинофестиваля, запрещается также называть фамилии почетных гостей и членов жюри международного кинофестиваля и приводить цифры доходов от кинофестиваля».
Отдельным пунктом в циркуляре запрещалось называть г. Сочи «как возможное место проведения очередного международного кинофестиваля».
5 апреля 1965 года
Большинство зарубежных гостей, посещающих СССР по приглашению СРК СССР, Союз старался принять, что называется по высшему разряду. В том числе и устроить им официальный прием на правительственном уровне. И тогда в СМ СССР уходили вот такие обращения:
«Совет Министров СССР
По приглашению Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР и в соответствии с имеющимися решениями в Москву в мае с. г. прибудет известный английский кинорежиссёр Тони Ричардсон с супругой — Ванессой Редгрейв, театральной актрисой.
Программа пребывания иностранных гостей в Москве предусматривает знакомство с работой киностудий, подготовкой кинокадров во ВГИКе, о кинопроизводством, а также включает творческие встречи с деятелями советского кино и взаимный просмотр фильмов.
Оргкомитет Союза работников кинематографии СССР просит разрешить организовать приём для указанных иностранных гостей. На приём имеется в виду пригласить сотрудников посольства Великобритании и отдельных представителей иностранной прессы, аккредитованных в Москве.
Приём намечается провести в следующем порядке: 4 иностранных гостя, 8 представителей советской кинематографии, всего 12 человек из расчёта по 4 рубля на каждого. Расходы в размере 48 рублей будут отнесены за счёт собственных средств Оргкомитета СРК СССР.
Заместитель Председателя Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР А. Караганов»
7 апреля 1965 года
СРК определился со своими рекомендациями по участию советского кино на главных международных фестивалях. В Канны рекомендован фильм «Жили-были старик со старухой» — что-либо глупее сделать было трудно, поскольку это фильм у замечательного режиссера Г. Чухрая по отличному сценарию Ю. Дунского и В. Фрида не совсем получился.
На ММФ должны были двинуть «Председателя», «Отца солдата», «Первого учителя» (условно). Основательно переделанную Хуциевым «Заставу Ильича» и выпущенную в прокат под названием «Мне 20 лет» порешили послать в Венецию. В целях сохранения рисунков С.М. Эйзенштейна (их буквально затаскали по международным выставкам) было решено изготовить невероятные по тем временам факсимильные копии.
9–20 апреля 1965 года
На Васильевской прошел советско-чехословацкий симпозиум. Гости показали хозяевам программу своих новых фильмов и хорошенько ошарашили ими руководство СРК. А. В. Караганову пришлось по горячим стопам информировать ЦК КПСС о нездоровых тенденциях в «братской» кинематографии: «Отмечено «очернительство» в фильмах О. Вавры «Золотой ранет» и В. Чеха «Расправа над человеком», «авторы которых искаженно, в беспросветно-мрачных тонах изображают жизнь чехословацкого народа в послевоенный период, пытаясь свалить духовную никчемность героев, все трудности и неполадки жизни на культ личности Сталина.
Особое внимание участников дискуссии привлек фильм Э. Шорма «Отвага на каждый день» — за то, что в фильме режиссер занимает позицию наблюдателя и обличителя, а не “хозяина революции”, за чрезмерное сгущение отрицательных явлений в жизни, в результате чего фильм вместо мобилизующего воздействия на зрителя достигает противоположного результата…»
В конце года по тому же адресу на ту же тему будет отправлено еще более суровое письмо. Но мы к нему еще обратимся…
13 апреля 1965 года
Руководство СРК вслед за челобитной в ЦК КПСС (см. 6 февраля) обратилось теперь уже к Председателю Совмина СССР А.Н. Косыгину с предложением об объединении раздробленной в годы хрущевских реформ киноотрасли. Но теперь речь шла уже не только о возвращении в киноотрасль фабрик кинопленки, но и о передаче под крыло Кинокомитета заводов киноаппаратуры.
«Председателю Совета министров СССР
товарищу КОСЫГИНУ А.Н.
Уважаемый Алексей Николаевич!
Глубокая заинтересованность в развитии и дальнейшем совершенствовании советской кинематографии побуждает нас обратиться к Вам с этим письмом.
В кинематографе, как ни в одной другой отрасли искусства и культуры, вопросы творчества тесно переплетаются с вопросами техники и промышленности. И если эта техника отстает, то в первую очередь от этого страдает многомиллионный советский зритель, которому зачастую показывают фильмы в неполноценном, искаженном виде.
Основой кинопроизводства является кинопленка. С момента возникновения советской кинематографии предприятия кинопленочной промышленности были сосредоточены в системе кинематографии вместе с киностудиями, кинокопировальными фабриками, заводами киноаппаратуры и другими специализированными предприятиями. Единое руководство обеспечивало непрерывное развитие кинопленочной промышленности в соответствии с требованиями кинематографии.
После передачи трех основных кинопленочных предприятий — Шосткинского, Казанского и Переславль-Залесского — в разные совнархозы (Харьковский, Средне-Волжский и Верхне-Волжский) положение резко ухудшилось. В этих многоотраслевых совнархозах, в отрыве от кинематографии, отсутствуют специализированные службы и квалифицированные специалисты в области кинофотоматериалов, в результате чего эти предприятия не имеют надлежащего руководства. Отсутствует также необходимый обмен опытом. Исключительно плохо обстоит дело со снабжением их разнообразным химическим сырьем.
В то время как за рубежом капиталистические фирмы, выпускающие кинопленку, сливаются в мощные концерны и тем самым объединяют свои научные и производственные силы для решения сложных технических проблем, наши предприятия разобщены, и это самым отрицательным образом сказывается на техническом прогрессе в области разработки и создания кинофотоматериалов.
Творческие работники кинематографии особенно остро ощущают недостатки наших кинопленок. Из-за низкого качества кинопленки нам приходится много переснимать, увеличивать мощность освещения, что приводит к затратам излишнего времени и большим материальным потерям, не говоря уже о том, что зачастую мы не в состоянии обеспечить высокое изобразительное качество кинофильмов.
Наша страна является единственной в мире, где продолжают выпускать кинопленку на горючей основе. Во всех других странах производство горючих кинопленок, а также их ввоз запрещены законом.
Виноваты в этом не коллективы кинопленочных предприятий, прилагающие много усилий для повышения качества кинопленок,— виноваты создавшиеся условия, при которых нельзя коренным образом улучшить работу этих предприятий.
Такое же положение имеет место в СССР с предприятиями, специализированными на производстве оборудования и аппаратуры для киностудий, кинокопировальных фабрик и киносети.
В нашей стране имеется пять основных специализированных предприятий—Московский, Ленинградский, Одесский, Самаркандский и Киевский заводы киноаппаратуры. Эти предприятия также находились ранее в системе кинематографии, а затем оказались рассредоточенными по различным совнархозам, в результате чего резко ухудшили свою работу. Аппаратуру, поступающую с этих заводов, приходится перебирать и длительное время доводить, прежде чем она может поступить в нормальную эксплуатацию. Киносъемочные аппараты имеют повышенный уровень шума и ненадежны в работе. Плохо обстоит дело с выпуском высококачественных микрофонов и другой крайне необходимой кинематографии аппаратуры.
Состоявшееся в январе с. г. совещание творческих и технических работников кинематографии, а также в марте X пленум Союза кинематографистов единодушно высказались за безотлагательную передачу специализированных кинопленочных и киномеханических предприятий (Шосткинского, Казанского и Переславль-Залесского кинопленочных предприятий; Ленинградского, Московского, Одесского, Самаркандского и Киевского заводов киноаппаратуры) в систему Государственного комитета Совете Министров СССР по кинематографии, что явится наиболее эффективным средством для улучшения работы этих предприятий и повышения технического уровня советской кинематографии.
Мы уверены, что Совет Министров СССР внимательно рассмотрит наше предложение и вынесет положительное решение.
С. Бондарчук, Народный артист СССР
С. Герасимов, Народный артист СССР
Л. Кулиджанов, Заслуженный деятель искусств РСФСР
Г. Чухрай, Заслуженный деятель искусств РСФСР»
Резолюция-похоронка была краткой «Считать вопрос исчерпанным решением Президиума Совмина от 21 мая с. г.
К. Мазуров.
9 июня 1965 г.»
Тем не менее Союз не угомонился… (см. 22 сентября).
14 апреля 1965 года
И после изгнания Пырьева в СРК хорошо помнили ленинский афоризм насчет того, что газета — это коллективный организатор.
Л. Кулиджанов отправил в ЦК очередное прошение об издании газеты «Кино». Ходатайство поддержал даже Кинокомитет. В нем говорилось следующее:
«В свое время ЦК КПСС принял решение об издании газеты “Кино” и предложил соответствующим отделам ЦК подготовить свои предложения по этому вопросу (постановление от 19/11 1962 г. “О мерах по улучшению руководства художественной кинематографией”). Однако в дальнейшем издание газеты было заменено приложением к газете “Советская культура”, выпускаемым один раз в неделю в очень ограниченном объеме (половина стандартного листа).
Выпуск этого приложения не оправдал себя. “Советское кино” вызывает справедливые нарекания как кинематографистов, так и массового читателя.
При нынешней зрительской аудитории киноискусства (кинотеатры страны ежегодно посещают свыше 4 миллиардов зрителей) газета “Кино” может сыграть существенную роль в политическом и эстетическом воспитании народа. Популярность кино и его мастеров придаст выступлениям газеты дополнительную действенность в пропаганде политики партии. Газета “Кино” должна стать боевым органом идейной борьбы против буржуазной идеологии и любых ее влияний на кинематографию и зрителей. Существенное значение в этом смысле будет иметь рецензирование зарубежных фильмов, выпускаемых на советский экран.
Госкомитет по кинематографии и Союз киноработников просят ЦК КПСС разрешить выпуск газеты “Кино” с 1 октября 1965 г. Издание газеты намечается три раза в неделю, объемом в 4 стандартных полосы газеты “Правда” тиражом 200 тыс. экз. в текущем году и в зависимости от подписки — в будущем году, стоимостью одного номера 4 копейки. При этих условиях, имея ограниченный тираж, за три месяца 1965 г. газета не даст убытки, а в 1966 г. при минимальном тираже 400 тыс. будет иметь прибыль 800 тыс. руб.».
Не соблазнили!!!
21 апреля 1965 года
Г. Козинцев и И. Смоктуновский удостоены Ленинской премии за фильм «Гамлет». <…>
24 апреля 1965 года
В ЦК КПСС ушло очередное, уж бог знает какое по счету, прошение о создании киногазеты. На этот раз — совместное с Кинокомитетом СССР:
«ЦК КПСС
24 апреля 1965 г.
Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитет Союза работников кинематографии СССР просят ЦК КПСС рассмотреть вопрос об издании газеты “Кино”. Такая газета выходила в нашей стране многие годы, и выпуск её был прекращен лишь по условиям военного времени.
Значительное увеличение производства фильмов за последние годы, рост в стране киносети и кинопромышленности, расширение учебных и научно-исследовательских учреждений, обслуживающих кинематографию (во всех отраслях ее занято около 250 тысяч человек), развитие кинолюбительского движения — настоятельно требуют создания газеты, которая явилась бы общественной трибуной работников кино и активным пропагандистом важнейшего и любимого народом искусства.
В свое время ЦК КПСС принял решение об издании газеты “Кино” и предложил соответствующим отделам ЦК подготовить предложения по этому вопросу (постановление от 19 июля 1962 года “О мерах по улучшению руководства художественной кинематографией”). Однако в дальнейшем издание газеты было заменено приложением к газете «Советская культура», выпускаемой один раз в неделю в очень ограниченном объеме (половине стандартного листа).
Выпуск этого приложения не оправдал себя. “Советское кино” вызывает справедливые нарекания как кинематографистов, так и массового читателя.
При нынешней зрительской аудитории киноискусства (кинотеатры страны ежегодно посещают свыше 4 миллиардов зрителей) газета “Кино” может сыграть существенную роль в политическом и эстетическом воспитании народа.
Популярность кино и его мастеров придаст выступлениям газеты дополнительную действенность пропаганде политики партии.
Ведущей задачей газета будет анализ новых советских фильмов и процессов, происходящих в кинематографии, проведение творческих дискуссий, разработка вопросов теории кино и марксистко-ленинской эстетики, утверждение принципов партийности и народности, идейное воспитание кинематографистов, развертывание критики и самокритики в творческой среде.
Газета кинематографистов должна стать боевым органом идейной борьбы против буржуазной идеологии и любых ее влияний на кинематографию и зрителей. Существенное значение в этом смысле будет иметь рецензирование зарубежных фильмов, выпускаемых на советский экран.
Газета “Кино” должна стать трибуной не только кинематографистов, но и зрителей. Помогая расширению и укреплению связей работников кино с жизнью, с многомиллионным зрителем, привлекая зрителей к обсуждению произведений киноискусства, газета будет содействовать дальнейшему подъему творческой активности кинематографистов, повышению роли кино в народной жизни, в борьбе за коммунизм.
Госкомитет по кинематографии и Союз кинематографистов просит ЦК КПСС разрешить выпуск газеты “Кино” с 1 октября 1965 г., накануне Учредительного съезда нашего Союза.
Издание газеты намечается три раза в неделю, объемом в 4 стандартных полосы газеты ‘‘Правда», тиражом в 200 тысяч экземпляров в текущем году и в зависимости от подписки — в будущем году, стоимостью одного номера 4 копейки.
При этих условиях газета, имея ограниченный тираж за три месяца 1965 г., не даст убытка, а в 1966 г. при минимальном тираже 400 тысяч — будет иметь прибыль порядка 800 тыс. рублей.
Издательские функции газеты будут осуществляться Союзом работников кинематографии СССР и издательством «Литературной газеты» (согласие Союза писателей СССР имеется). Выход газеты планируется по средам, пятницам и воскресеньям в очередь «Литературной газетой».
В связи с изданием газеты «Кино» на полиграфической базе “Литературной газеты» должен быть разрешен давно уже назревший вопрос о передаче издательству «Литературной газеты» помещения, занимаемого в том же здании типографией № 12 Госкомитета по печати.
Даже без газеты “Кино” издательство “Литературной газеты” испытывает крайнюю необходимость в расширении редакционных и производственных площадей. Вопрос о передаче помещения типографии № 12 тем более правомерен, что Союз писателей передал безвозмездно Госкомитету по печати недавно построенную книжную типографию в г. Туле. В настоящее время имеется поручение тов. Устинова Д.Ф. от 17 марта 1965 г. Госкомитету по печати рассмотреть этот вопрос совместно с Союзом писателей СССР.
Просим утвердить штат редакции газеты “Кино” в количестве 98 человек (на 28 человек меньше, чем в редакции “Литературной газеты”) с окладами по аналогии с “Литературной газеты”;
Установить авторской гонорар в размере 0,9 тыс. рублей на номер газеты;
Разрешить израсходовать на оплату оригинальных материалов иностранных авторов, публикуемых в газете — до 3,0 тыс. инвалютных рублей в год.
Учитывая необходимость проведения подписки на газету “Кино” в середине года, а также для своевременной подготовки макета газеты, запаса материалов и другой организационной работы, редакция газеты, хотя бы в частичном составе, должна приступить к работе не позднее мая текущего года.
При положительном решении вопроса об издании газета “Кино” Госкомитет по кинематографии и Оргкомитет Союза войдут в ЦК КПСС с предложениями о кандидатуре главного редактора и составе редколлегии.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
Заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии СССР
В. Баскаков
Председатель Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР
Л. Кулиджанов»
27 апреля 1965 года
На Старую площадь отправлено совместное обращение Оргкомитета СРК СССР и Кинокомитета с просьбой дать разрешение на вступление СРК СССР в УНИКА.
«Государственный комитет Совета Министров СССР по кинематографии и Оргкомитет Союза работников кинематографии СССР просят ЦК КПСС разрешить Союзу киноработников вступить в Международную ассоциацию любительского кино (УНИКА) в качестве представителя национальной организации кинолюбителей Советского Союза.
Международная ассоциация любительского кино существует с 1931 года. В настоящее время в неё входит свыше 30-ти стран, в том числе Франция, Италия, Чехословакия, ГДР, Польша, Румыния, Бельгия, Австрия, Югославия, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Канада, ФРГ, Швейцария, Новая Зеландия, Уругвай и др. Активно сотрудничают с Ассоциацией кинолюбители Англии, Японии и многих других стран.
УНИКА пользуется большим общественным влиянием среди кинолюбителей, составляющих огромную армию во всех странах мира.
По своему уставу и практической деятельности УНИКА относится к прогрессивным организациям. Ассоциация ставит перед собой гуманистические задачи, пропагандирует взаимопонимание и сотрудничество между народами. Этой цели посвящены ежегодные международные кинофестивали любительских фильмов, конгрессы и другие мероприятия, организуемые Ассоциацией. Прогрессивное направление деятельности УНИКА находит отражение и в различных печатных изданиях, осуществляемых Ассоциацией, в частности в её официальном органе — журнале, выпускаемом на 3-х языках.
Вхождение Советского Союза в УНИКА позволит наладить широкий обмен фильмами кинолюбителей и продвинуть на некоммерческие экраны зарубежных стран фильмы наших кинолюбителей, пропагандирующих советский образ жизни. Как известно, такие фильмы сейчас в большом количестве и зачастую на высоком идейном художественном уровне создаются в нашей стране самодеятельными киностудиями и индивидуальными кинолюбителями (в настоящее время насчитывается свыше 8000 самодеятельных киностудий и около 100 тысяч кинолюбителей).
Советские кинолюбители уже принимали участие в Международных кинофестивалях, организуемых УНИКА. Эти выступления были весьма успешны. Так на Ванкуверском фестивале (Канада, 1964 г.) советский кинолюбитель получил Главный приз за фильм ” От всего сердца”, в Каннах (Франция)— ”Золотой кубок”, в Монреале, Белграде, в Марианских Лазнях — серебряные и бронзовые медали.
При содействии руководителей УНИКА ряд советских фильмов демонстрируется (в том числе в США) на вечерах ”лучших любительских фильмов года”. Все это подчеркивает пропагандистские возможности нашего участия в работе Ассоциация.
Советский Союз неоднократно приглашался вступить в члены Международной ассоциация любительского кино. При положительном решении этого вопроса приём в Ассоциацию может быть осуществлен на очередном конгрессе, который состоится в Югославии в августе с. г. Соответствующее заявление должно быть передано за четыре месяца да созыва конгресса.
Ежегодный членский взнос национальной организации в Ассоциацию составляет 200 инвалютных рублей.
Просим согласия ЦК КПСС по указанным выше вопросам.
Заместитель Председателя государственного комитета Совета Министров СССР по
кинематографии
В. Баскаков
Заместитель Председателя Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР
С. Герасимов»
28 апреля 1965 года
На заседании президиума Оргкомитета СРК поддержана инициатива создания клубов друзей кино.
Принятое по итогам обсуждения постановление гласило:
«Обсудив совместно с представителями Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, и Всесоюзным обществом «Знание» сообщения т. т. А. Новогрудского и Д. Писаревского о клубах друзей кино, считая необходимым поддержать и всемерно способствовать развитию этой новой формы массовой культурной самодеятельности в нашей стране, призванной сыграть большую роль в эстетическом воспитании трудящихся, в широкой пропаганде достижений киноискусства, Президиум Оргкомитета СРК СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Просить Правления СРК союзных республик и городских отделений, уполномоченных Оргкомитета СРК СССР и бюро творческих секций Оргкомитета СРК СССР оказать всемерную помощь действующим и вновь организуемым клубам друзей кино.
- Поручить бюро секций Оргкомитета СРК СССР провести в текущем году 10–12 выездов творческих работников на места для изучения опыта работы клубов друзей кино и оказания им методической помощи.
- Предусмотреть в плане работы Оргкомитета СРК СССР созыв совместно с заинтересованными организациями совещания руководителей киноклубов.
- Поручить Бюро пропаганды советского киноискусства:
а) предусматривать в планах лекционной работы первоочередное обслуживание клубов друзей кино квалифицированными лекторами и фильмовыми пособиями;
б) внести на рассмотрение Президиума Оргкомитета предложения о снижении оплаты за обслуживание клубов друзей кино (лекции, просмотры и т. д.);
в) подготовить и выпустить в текущем году бюллетень, обобщающий опыт работы киноклубов в нашей стране, а также содержащий информацию о работе киноклубов зарубежных стран;
г) возложить на методистов Бюро пропаганды работу по созданию сети опорных киноклубов и оказаний) им организационной и методической помощи, выделив для этой цели 1–2 работников.
- Просить редакцию журнала «Советский экран» провести на его страницах общественный смотр киноклубов.
- В целях создания необходимых условий для работы клубов друзей кино, а также учитывая дальнейшее расширение их деятельности, создать комиссию для подготовки основных материалов и документов в составе: т. т. Писаревский Д.С., (председатель), Медведев А.Н., Фадеев М.А., Привато В.С., Юргенс Ю.Т., Антонов В.В., Щипанов И.В., Басенко В., Егоров Ю.П., Каплан Б.С., Фрейлих С.И.
Поручить Комиссии в полуторамесячный срок подготовить совместно с заинтересованными организациями предложения о создании в стране широкой сети клубов друзей кино, а также определить порядок их работы, в том числе:
Типовой Устав киноклуба (Отв. т. т. Юргенс, Басенко, Левшина, Волков);
Положение о Центральном Совете киноклубов (отв. т. т. Писаревский, Щипанов, Егоров);
Методические материалы по работе киноклубов (отв. т. т. Фрейлих, Антонов, Каплан, Варшавский);
О порядке обслуживания киноклубов фильмами (отв. т. т. М. Фадеев, Привато, Медведев, Кремлев, Карцев);
План издания учебной литературы (отв. т. т. Егоров, Запасник);
О вступлении в Международную организацию киноклубов (отв. т. т. Писаревский, Черненко)».
– Распределены 500 м жилой площади выделенных для членов СРК;
– Принято решение о строительстве Дома кинолектория во Фрунзе. Доля СРК СССР в строительстве –150 тыс. руб.