Продолжаем публиковать фрагменты книг, изданных Союзом кинематографистов России. Что происходило в июле 1957 года, когда создавался Союз кинематографистов? Об этом — очередные страницы из книги киноведа Валерия Фомина «Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице…».
12 июля
В самый разгар работы по организации Союза кинематографистов И.А. Пырьев запустился в производство с фильмом «Настасья Филипповна» – будущим «Идиотом». Сметная стоимость постановки утверждена в достаточно скромных пределах – 3930 тыс. руб. Только что оставивший пост директора «Мосфильма» Пырьев, вероятно, имел возможность утвердить для своего достаточно сложного постановочного проекта и более значительную сумму, но «злоупотреблять служебным положением», к его чести, не стал.
Сдача фильма была назначена на 6 февраля 1958 года. Ни в какой творческий отпуск с поста председателя Оргкомитета по случаю запуска столь важного, по сути дела, переломного в его творческой биографии фильма в производство Иван Александрович и не думал отпрашиваться.
Труды по созданию Союза, похоже, увлекали и вдохновляли его ничуть не меньше, чем работа на съемочной площадке. Даже в самые напряженные съемочные дни он не забывал о другом своем любимом детище, находил в себе силы следить буквально за всем, что творилось в Союзе, вплоть до последних мелочей. И не просто следил. Но активно вмешивался, советовал, решал наиболее трудные вопросы и даже находил время посещать кабинеты разных министерств и ведомств, выбивая для СРК (Союз работников кинематографии — Прим. ред. сайта) все необходимое. Откуда он брал столько сил, воли, терпения? А объяснение этому только одно – это был ПЫРЬЕВ!
17 июля
Состоялось первое заседание Президиума Оргкомитета СРК.
Были распределены обязанности членов Президиума. И.А. Пырьеву поручались общие вопросы. С.И. Юткевичу были доверены: комиссия по международным связям, секция критики и теории (наблюдение), организация Центрального музея кино. А.М. Згуриди должен был курировать работу Дома кино, Дома творчества, секцию научно-популярного кино, наконец, самое ответственное – оргвопросы. С.А. Герасимов отвечал за работу с республиканскими и местными отделениями СРК, М.И. Ромм – за работу секции художественной кинематографии, В.Н. Сурин – за связь с Министерством культуры.
Оргкомитет утвердил структуру и штатное расписание СРК. В нем значилось 44 штатных сотрудника.
На заседании были утверждены новые функции и задачи Московского Дома кино, переданного из ведения Министерства культуры СССР Союзу работников кино, Президиум принял решение переименовать его в Центральный Дом кино Союза работников кино СССР. С соизволения правительства он разместился тогда в здании Театра киноактера.
Без эксцессов, впрочем, не обошлось: при утверждении предложений Приемной комиссии из списков, рекомендованных к приему в СРК, был исключен замечательный русский актер, любимец публики Борис Федорович Андреев. Позднее ошибку эту исправят. Более того: когда будет создана комиссия актеров кино, честь возглавить ее будет доверена именно Борису Андрееву.
24 июля
Поразительно, что одно из самых первых обращений руководства только-только нарождающегося Союза было адресовано председателю советского правительства Н.А. Булганину не в связи с какими-то собственными хозяйственными или организационными проблемами СРК, а по вопросу судьбоносному для всей советской кинематографии:
«Уважаемый Николай Александрович!
В связи с рассмотрением у Вас вопроса о передаче предприятий кинопромышленности в ведение Советов народного хозяйства многих экономических районов Оргбюро Союза работников советской кинематографии обращается к Вам с просьбой при рассмотрении этого вопроса учесть мнение большинства творческих работников кинематографии.
Кино, в отличие от других видов искусства, являясь синтезом творческих и технических процессов, может успешно развиваться лишь на базе непрерывного совершенствования кинотехники. В то же время развитие кинотехники определяется творческими задачами, постоянно возникающими при создании новых кинофильмов. Это определяет необходимость комплексного решения этих задач творческими работниками киностудий и работниками кинопредприятий.
Для выполнения поставленных перед Советской кинематографией задач Министерство культуры СССР в настоящее время в своем подчинении имеет киностудии, кинокопировальные фабрики, киномеханические и кинопленочные предприятия, научно-исследовательский кинофотоинститут и конструкторские бюро.
В едином процессе фильмопроизводства с момента зарождения фильма до его показа населению принимают участие киностудии (создание фильма), кинокопировальные фабрики (тиражирование фильмов), киномеханические и кинопленочные предприятия (обеспечение аппаратурой и пленками) и кинотеатры (показ фильмов населению).
В процессе фильмопроизводства для съемки каждого фильма, а также его тиражирования производится подбор специальных типов и видов пленок, при этом отдельные элементы фотографических показателей пленок изменяются в зависимости от характера снимаемого фильма.
Специфические особенности, возникающие при съемке того или иного фильма, требуют частой корректировки технологии производства пленок и изменения их свойств в соответствии с творческими замыслами.
Новые виды кинематографа (широкоэкранное, широкоформатное и панорамное кино) требуют изготовления большой номенклатуры различных типов уникальной аппаратуры и оборудования, абсолютное большинство из которых изготовляются в единичных экземплярах, при этом конструирование аппаратуры, экспериментальная проверка и окончательная доводка производятся заводами совместно с киностудиями, с участием творческих коллективов (режиссеров, кинооператоров, звукооператоров и т. д.).
При съемках отдельных кинофильмов у киностудий систематически возникает необходимость изготовления специальных видов аппаратуры и оборудования для решения творческих задач, заложенных в фильме, которое осуществляется заводами в сроки в процессе создания фильма.
Опыт создания новых видов кинематографа (широкоэкранного и панорамного) показал, что быстрое и успешное решение этой большой и сложной технической задачи оказалось возможным только при совместной работе творческих и инженерно-технических коллективов киностудий, киномеханических заводов, кинопленочных и копировальных фабрик и Научно-исследовательского кинофотоинститута.
Нахождение киностудий и предприятий по производству киноаппаратуры и кинопленки в едином подчинении позволяло, учитывая специфичность кинематографии, быстро перестраивать производство применительно к вновь возникающим требованиям производства, имея в виду, что почти вся продукция киномеханических заводов и более 70% выпуска кинопленок потребляется организациями Министерства культуры.
Многолетний опыт развития отечественной кинематографии дает нам основание просить Вас при рассмотрении вопроса учесть всю специфичность кинематографии и, в порядке исключения, оставить предприятия по производству киноаппаратуры и кинопленки в ведении Министерства культуры СССР.
По поручению Оргбюро Союза работников советской кинематографии Председатель Оргбюро Народный артист СССР И. Пырьев».