Продолжаем публиковать фрагменты книг, изданных Союзом кинематографистов России. Что происходило в июне 1957 года, когда создавался Союз кинематографистов? Об этом — начальная глава книги киноведа Валерия Фомина «Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице…».
Продолжаем публиковать фрагменты книг, изданных Союзом кинематографистов России. Что происходило в июне 1957 года, когда создавался Союз кинематографистов? Об этом — начальная глава книги киноведа Валерия Фомина «Руководство кинематографией утвердить на Васильевской улице…».
1 сентября
Заявление Пырьева в его инаугурационной речи на 1-м пленуме СРК о том, что именно Союз должен по-настоящему озаботиться пропагандой советского кино, изучением зрителя и расширением зрительской аудитории не оказалось пустой декларацией. В Москве, в Зеленом театре Измайловского парка, именно по инициативе СРК состоялся первый массовый праздник советского кино с участием известных кинематографистов.
Начиная с этого момента, пырьевский Оргкомитет настойчиво и все более изобретательно будет организовывать этот массовый праздник из года в год, и в конце концов добьется того, что он будет официально узаконен в качестве обязательного ежегодного всесоюзного праздника – Дня советского кино.
14 сентября
Состоялось расширенное заседание Президиума Оргкомитета и редколлегии журнала «Искусство кино» с участием большой группы московских кинематографистов, посвященное выступлениям Н.С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» на совещании писателей в ЦК КПСС (13 мая) и на приеме писателей, художников, скульпторов и композиторов на подмосковной правительственной даче (16 мая).
«Налево пойдешь – смертью умрешь. Пойдешь прямо – сдохнешь. Направо пойдешь – умереть не умрешь, но и жив не будешь» («Счастье», реж. А. Медведкин).
И в одном, и в другом своих выступлениях генсек наговорил много интересного, хотя ничего принципиально нового по теме «власть и художник» не сказал, а наоборот, повторил все благоглупости партийного агитпропа сталинской поры. Представителей муз он оценил чрезвычайно высоко, запросто назвав их «подручными партии» («Подручные нашей партии – активные бойцы за ее великое дело». – В. Ф.).
Соответственно определена и главная их задача – верно служить КПСС, неутомимо нести в народные массы главные постулаты марксистко-ленинского вероучения о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.
17 сентября
На заседании Президиума Оргкомитета были рассмотрены проект Устава СРК и проект Устава Кинофонда СРК. Было признано, что оба ключевых для создаваемого Союза документа могут быть представлены на дегустацию в партийно-государственные инстанции.
Была обсуждена программа и порядок предстоящей Всесоюзной творческой конференции. Первоначально ее проведение намечалось на конец ноября – начало декабря 1967 года. Однако сроки проведения еще несколько раз отодвигались, вплоть до 27 февраля 1968 года.
3 октября 1957 года
Совет Министров принял постановление № 1173 «О мероприятиях, связанных с организацией СРК СССР». Постановлением Московский Дом кино, санаторий «Болшево» пере[1]давались в распоряжение СРК. Союзу выделялся также автотранспорт и средства (1733,4 тыс. руб) на уставную деятельность и строительно-ремонтные работы.
В протоколе заседания Президиума Правительства, рассматривавшего проект этого постановления, было отмечено, что Оргкомитет должен сократить указанную в проекте численность аппарата СРК, а также отказано просьбе распространить права, предоставленные министрам на председателя Оргкомитета СРК СССР. Было отмечено, что эти права могут быть предоставлены Президиуму Оргкомитета, а не его председателю.
4 октября 1957 года
И.А. Пырьев направил в ЦК КПСС проект Устава СРК и объяснительную записку к нему. В записке говорилось:
«4 октября 1957 г. В Центральный Комитет КПСС.
В соответствии с поручением ЦК КПСС от 3 июня I957 года Оргкомитет Союза работников кинематографии СССР представляет на утверждение проект Устава Союза.
В разработке проекта Устава приняли участие представители всех творческих кинематографических профессий. Основные положения Устава были рассмотрены на 1-м пленуме Оргкомитета 28–29 июня 1957 года. Ряд предложений, внесённых на пленуме, был учтён при окончательной редакции проекта специальной комиссией, избранной пленумом. Представляемый проект Устава одобрен президиумом Оргкомитета Союза.
За период, прошедший с момента создания Союза Оргкомитет провёл ряд мероприятий как организационного характера, так и относящихся к развёртыванию идейно-творческой деятельности Союза. На пленуме были широко обсуждены задачи Союза, определена его структура, установлен порядок приёма в члены Союза. Создано девять творческих секций и комиссий: художественной, документальной, научно-популярной и мультипликационной кинематографии, кинодраматургии, критики и теории, науки и кинотехники, по работе с кинолюбителями, по международным связям. Эти секции и комиссии при участии творческого актива разработали планы и приступили к практической работе.
В настоящее время ведется подготовка к проведению, совместно с Министерством культуры СССР, Всесоюзной творческой конференции, намечаемой на вторую половину ноября т. г. На конференции будут обсуждены современные задачи советского киноискусства в свете решений XX съезда КПСС. В порядке подготовки к конференции проведены совещания творческого актива о задачах советского киноискусства в связи с опубликованным изложением выступлений тов. Н.С. Хрущёва “3а тесную связь литературы и искусства с жизнью народа”.
декабре т. к. Союз примет участие в Международной конференции киноработников стран на[1]родной демократии в Праге, на которой советская делегация выступит с докладом о путях развития социалистической кинематографии. Комиссия по международным связям Оргкомитета совместно с Государственным Комитетом по культурным связям с зарубежными странами при Совете Министров СССР разрабатывает план культурного сотрудничества в области кино и вступила в контакт с рядом международных организаций и прогрессивных кинодеятелей.
Для оказания творческой помощи киностудиям союзных республик Оргкомитет направляет на места группы ведущих мастеров кино с тем, чтобы ознакомиться с репертуарными планами студий, со сценариями и отснятыми материалами по новым фильмам, обсудить вопросы развития кинематографии в республиках. В настоящее время ведётся также работа по организационному оформлению республиканских союзов и местных отделений.
Одновременно с представлением проекта Устава Союза работников кинематографии СССР Оргкомитет просит ЦК КПСС рассмотреть вопрос о создании при Союзе самостоятельной хозяйственной организации – “Кинофонд СССР”, который будет служить материальной базой для деятельности Союза.
Как известно, при всех творческих Союзах имеются хозяйственные организации (Литературный, Художественный, Музыкальный, Архитектурный фонды), в которых аккумулируются денежные средства, отчисляемые гос. органами, а также поступают доходы от проводимых мероприятий Союзов. Эти средства направляются на обеспечение материально-финансового содержания союзов, издательскую деятельность, содержание клубов, Домов творчества, музеев, на капитальное строительство, улучшение материально-бытовых условий членов союзов и т. д.
Основным источником денежных поступлений Кинофонда намечаются отчисления в размере 0,25% от валового сбора за демонстрацию кинофильмов, что в настоящее время составляет примерно 19 миллионов рублей в год. Эта сумма соответствует ожидаемым затратам Союза работников кинематографии СССР, начиная с 1958 года, когда будет полностью развернута деятельность Союза, его республиканских и местных отделений. При этом условии Союз работников кинематографии СССР не будет нуждаться в выделении средств непосредственно из государственного бюджета.
Создание Кинофонда и определение источника содержания Союза работников кинематографии за счёт отчислений от валового сбора за демонстрацию кинофильмов имеет положительное значение и в том отношении, что поставят увеличение денежных средств Союза в зависимость от увеличения количества и улучшения качества выпускаемых фильмов, что создаёт прямую заинтересованность всех киноработников в увеличении доходов государства от кино.
Вопрос о создании Кинофонда требует сейчас решения в связи с тем, что Министерством финансов СССР при разработке проекта бюджета на I958 год должны быть определены источники и размеры затрат, связанные с деятельностью Союза работников кинематографий СССР.
Проекты Устава Союза работников кинематографии СССР и Кинофонда СССР – прилагаются.
Председатель Оргкомитета Союза работников кинематографии СССР Ив. Пырьев»
8 октября 1957 года
Президиум Оргкомитета рассмотрел вопросы организации Ленинградского отделения СРК (вопрос готовил и докладывал М.К. Калатозов).
В качестве председателя отделения рекомендован С.Д. Васильев, а его заместителя[1]ми – кинодраматург Б. Чирсков и режиссер И. Хейфиц. Рекомендовано расширить состав бюро ленинградской организации за счет включения в него молодых кинематографистов и представителей основных творческих профессий. Принято также решение о необходимости обратиться в Ленинградский обком КПСС с ходатайством о предоставлении для Ленинградского Дома кино нового помещения.
12 октября 1957 года
В столичном кинотеатре «Москва» состоялась премьера фильма М. Калатозова «Летят журавли». Ленту ожидал грандиозный успех на родине, а потом и триумф на Каннском кинофестивале.
1957 год вообще оказался для советского кино не просто урожайным, но и поистине переломным. Вышли первые две серии герасимовского «Тихого Дона», «Дон Кихот» Г. Козинцева, «Высота» А. Зархи, «Дорогой ценой» М. Донского, «Поединок» В. Петрова, «Сестры» Г. Рошаля (первая часть кинотрилогии «Хождения по мукам»). Л. Кулиджанов и Я. Сегель замечательно дебютировали фильмом «Дом, в котором я живу». С. Ростоцкий снял «Дело было в Пенькове». Приплюсуем сюда и «Ту[1]гой узел» Михаила Швейцера – разве его вина в том, что потом острую и смелую картину беспощадно кастрировали!
Не густо?
Но ведь всего какие-то четыре неполные года назад Сталина заносили в Мавзолей, а пейзаж советского кино напоминал безнадежно мертвую пустыню в самый безрадостный ее сезон. И вот нате вам – «Летят журавли»!
Однако дело было не только в отдельных взлетах и удачах. Дела у советской кинематографии быстро шли в гору буквально по всем направлениям. Все увереннее, все ярче заявляло о себе новое кинематографическое поколение – поколение Чухрая, Алова и Наумова, Хуциева, Параджанова, Абуладзе, Жалакявичюса. Неузнаваемо преображался ВГИК, порог которого уже переступили Андрей Тарковский, Василий Шукшин, Геннадий Шпаликов, Отар Иоселиани, Лариса Шепитько, Юрий Ильенко, Эмиль Лотяну, Булат Мансуров.
Расширялась и производственная база советского кино. Завершалось строительство «Большого Мосфильма», как грибы росли другие новые студии в союзных республиках. Советская кинематография освоила массовое производство цветных фильмов. Появился широкий экран. Шло массовое строительство кинотеатров нового поколения. Зрительская аудитория росла не по дням, а по часам, приближаясь к фантастической отметке – 4 миллиарда кинопосещений в год.
Кино как искусство снова стремительно завоевывало народную любовь, становилось, действительно, «важнейшим» и самым влиятельным.
Зачем в книге об истории Союза лишний раз стоит об этом напоминать?
Да затем, что именно в эту счастливейшую для нашего кино пору пришлось рождение СРК. Лидеры Союза уловили этот попутный ветерок, умело и расчетливо воспользовались энергией общего подъема нашей кинематографии. Пырьев отчаянно беспокоил инстанции бесконечными прошениями и без робости входил в любой партийный или правительственный кабинет не только потому, что он был отвязным и отчаянно смелым храбрецом, но еще и потому, что он представлял стремительно расцветающую и набирающую мощь кинематографию.
За его спиной стояла сплоченная команда тех самых людей, которые и создавали тогда лучшие советские фильмы, приносившие стране не только славу, но и громадную прибыль. Все это давало лидерам только-только рождавшегося Союза право без робости и стеснения просить, требовать, выбивать у инстанций все, что им было необходимо для развертывания своей работы.
Но при этом Союз не только жил на проценты от общего успеха тогдашнего советского кино, но и сам разбивался в лепешку, чтобы закрепить этот успех, сделать все возможное и невозможное, чтобы вывести наше кино на еще большую высоту.
Именно этот взаимообмен энергиями и был, по-видимому, главным секретом стреми[1]тельного возрождения оттепельного кино.
15 октября 1957 года
По инициативе Оргкомитета СРК Министерство культуры СССР утвердило положение о проведении ежегодного Всесоюзного кинофестиваля. Эта идея родилась не на пустом месте. Центральным и республиканским студиям, уже на самом деле, было в чем соревноваться…
18 октября 1957 года
На заседании Президиума Оргкомитета СРК рассмотрены планы секций и комиссий. И.А. Пырьев обратил внимание на «замусоренность» планов второстепенными темами и делами и призвал всех сконцентрировать внимание на самых главных и неотложных задачах Союза.
В соответствии с решением руководящих инстанций Белорусской ССР утверждено Оргбюро СРК БССР.
Оргкомитет СРК отправил в Министерство финансов СССР и Госплан СССР свои предложения о финансовом плане СРК на 1958 г.
Примечательно, что помимо расходов на содержание аппарата СРК и проводимые мероприятия, уже в первом финансовом плане пырьевского Союза намечались уже и немалые сугубо материальные расходы. «Согласно договоренности с руководством республик в Киеве, Тбилиси и Ташкенте создаются Дома кино, а также на Украине и в Грузии Дома творчества. Расходы в 1958 году по этим организациям предусмотрены по минимальным размерам, необходимым для их первоначальной деятельности.
В план 1958 года включено капитальное строительство, предусматривающее окончание строительства в будущем году дома Союза работников кинематографии в Москве по Васильевской ул., дом 13, строительство жилого дома, входящего в этот комплекс, а также необходимых технических сооружений по Дому творчества «Болшево».
При составлении финансового плана Союз работников кинематографии СССР одновременно разработал и представил в руководящие инстанции Устав Союза, предусматривающий при Союзе создание Кинофонда СССР, который должен служить материальной базой для содержания и деятельности Союза.
Как известно, при всех творческих союзах имеются хозяйственные организации (Литературный, Архитектурный, Художественный и Музыкальный фонды), в которых аккумулируются денежные средства, отчисляемые госорганами, а также поступают доходы от проводимых союзами мероприятий. Эти средства направляются на обеспечение материально-финансового содержания союзов, издательскую деятельность, содержание клубов, домов творчества, музеев, на капитальное строительство, улучшение материально-бытовых условий членов союзов и т. д.
Основным источником денежных поступлений Кинофонда намечаются отчисления 0,25% от валового сбора за демонстрацию кинофильмов, что в настоящее время составляет примерно 19 млн. руб. в год. Эта сумма соответствует затратам СРК СССР, начиная с 1958 г., когда будет полностью развернута деятельность Союза. При этом условии СРК не будет нуждаться в выделении средств непосредственно из государственного бюджета.
Создание кинофонда и определение источника содержания Союза работников кинематографии за счет отчислений от валового сбора от демонстрации кинофильмов имеет положительное значение еще и в том отношении, что поставят увеличение денежных средств Союза в зависимость от увеличения количества и улучшения качества выпускаемых кинофильмов. Это создает прямую заинтересованность всех киноработников в увеличении доходов государства от кино.
Председатель Оргкомитета Союза киноработников СССР Народный артист СССР Ив. Пырьев»
22 октября 1957 года
И.А. Пырьев направил письмо секретарю ЦК и МГК КПСС Е.А. Фурцевой с просьбой разрешить строительство жилищного кооператива для молодых кинематографистов.
В тот же день Пырьев обратился к Фурцевой еще с одним письмом. Председатель Оргкомитета СРК просил о содействии в ускорении работ по реконструкции дома на Васильевской, 13. Дом этот был не абы какой, а – для Пырьева особенно – самый что ни на есть родной. Здесь еще в мае 1934 года был открыт Дом кино. В 1944–1946 годах Пырьев был в нем художественным руководителем. Но…
«В мае 1952 г., – напоминал Пырьев в своем обращении в ЦК, – решением межведомственной комиссии вследствие аварийного состояния перекрытия была запрещена дальнейшая эксплуатация здания Московского Дома кино по Васильевской ул., д. 13. Одновременно с этим возникла необходимость обеспечить правильное решение кинопроекционного и зрительного комплекса и создать нормальные условия для проведения культурно-массовой и творческой работы, что потребовало проведение пере[1]планировки и достройки существующего здания.
Для проведения работы Московского Дома кино на время реконструкции здания Мосгорисполком предоставил Министерству культуры СССР театральные помещения гостиницы “Советская”.
Поскольку реконструкцию настоящего Дома кино на Васильевской, 13 безобразно затянули строи[1]тельные организации, первые заседания Оргкомитета СРК и другие его мероприятия пришлось проводить в стенах временного пристанища».
В письме Пырьева Фурцевой впервые была высказана мысль о необходимости создания в реконструированном доме Центрального музея кино и кинолектория (т. е. будущего «Киноцентра»).
24 октября 1957 года
Оргкомитет СРК отправил в Совет Министров СССР свои предложения о смете валютных расходов на международную деятельность.
Было запрошено 167 418 руб.
Денежки предполагалось тратить на командировки делегаций и членов СРК в забугорные пространства, на приглашения, прием и обхаживание в СССР знатных зарубежных кинодеятелей, на уплату членских взносов в международные киноорганизации, в которых уже состоял или предполагал вступить СРК.