Импортозамещение в кино


ГИЛЬДИЯ ПРОДЮСЕРОВ И ОРГАНИЗАТОРОВ КИНОПРОЦЕССА СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ одобрила проект по разработке программы «Национальной кинематографической программы импортозамещения с целью создания полноценной экономической и законодательной базы для успешного развития отрасли кинематографии, как отрасли культуры».
Современное государство, желающее быть суверенным и независимым, в принципе не может не осуществлять собственной политики в сфере кинематографа.
Кино  определенно влияет на образ жизни и поведенческие стереотипы больших масс людей.  В этом  оно успешно конкурирует с институтами традиционного образования и воспитания. Сегодня кино является  мощным и эффективным средством формирования идеологии и образа жизни  общества.
Общеизвестно, что кино является непрямым, но действенным средством пропаганды и формирования идеологии. За последние 25 лет в нашей стране выросло целое поколение, воспитанное на зарубежном, в основном американском кино, впитавшее его ценности, мораль, образ жизни, его культуру и его идеологию.
Это происходит потому, что наш кинорынок жестко захвачен транснациональным голливудским контентом. В нашем прокате кинотеатральные сети и дистрибьюторы представляют в основном голливудских  мейджеров,  не оставляя  места  российскому кино.
Продолжается активный процесс сужения пространства для отечественного кинопроизводственного и кинопрокатного бизнеса, и как следствие — выдавливание российского кинопроизводителя   из культурного пространства и процесса формирования национальных  культурных ценностей  в своей стране.
В существующей кинотеатральной сети страны отечественное кино занимает менее 15 % сеансов. И с каждым годом эта доля не только не растет, но и уменьшается.
Cегодня продукция голливудских и зарубежных компаний собирает более 85%  выручки с российского рынка кинопроката
Происходит это потому, что в отличие от российского, американский кинематограф спроектирован как культурная отрасль, как важнейший фактор существования американского «сверхобщества», а не просто одна из сфер промышленности. Он поддерживается в таком состоянии, потому что к этому прилагает огромные усилия американское государство.
А у нас превалирует, ничем не обоснованное либеральное мнение,  о том, что «кинематограф — это рынок».  Но это не так, потому что во всём мире кинематограф  сам по себе убыточен. Отдельные проекты, в силу  стечения ряда обстоятельств,  становятся окупаемыми или прибыльными. Всё остальное работает как система, производящая продукт культуры.
В американском кинопроизводстве существует серьёзная развитая система дотаций: непрямых — таких, как освобождение от налогов, и прямых — финансовые вливания из бюджетов штатов, федерального бюджета и бюджетов федеральных ведомств.
В экономическом основании любого голливудского проекта лежат так называемые public  money — средства, которые не нужно  возвращать.  Имея не менее 30% таких публичных — то есть государственных денег, американский продюсер занимается привлечением возвратных (рыночных) инвестиций. Без рublic  money голливудский кинематограф так же финансово несостоятелен, как и наш отечественный.
И наконец, без широчайшего присутствия в прокате других стран,  голливудское кино зачастую так же, как и наше, не окупаемо.
Для того, чтобы серьезно говорить о развитии отечественного кинематографа, а уж тем более о его конкурентоспособности на международном рынке – сначала нужно создать  четкую  и полноценную законодательную основу для развития отрасли, создать современную  промышленность кинопроизводства,  широкую прокатную базу кинотеатров, нужны мегабюджеты. Необходимо национально ориентированное лобби и политическая воля власти.
Вопрос возрождения российского кино – это вопрос национальной безопасности.
Очевидно, что само по себе киносообщество продюсеров-режиссёров не может  решить задачи создания киноиндустрии. Это может сделать только государство.
В отношении защиты  национального культурного пространства может и должна  идти речь о полноценном «культурном импортозамещении», о вытеснении массового голливудского кино, как условии создания собственной развитой кинопромышленности.
Страны, реально отстаивающие свой суверенитет в культуре — такие, как Франция, Китай, Индия — имеют свою развитую и самодостаточную национальную кинематографию.
Французы жёстко отстаивают культурный, а не экономический статус своего кино и в ВТО, и в переговорах с США о зоне свободной торговли. И дело не только в квотах показа, а в развитом управленческом подходе к регулированию производства и проката. Национальное французское кино финансируется в том числе из отчислений от телевидения и американского кинопоказа. То есть от того, что экономически угнетает кинематограф.
Китай вообще регулирует самое главное — даты релизов. И бескомпромиссно освобождает прокатное время для своих блокбастеров от параллельного присутствия американских. Американский блокбастер может идти только тогда, когда в прокате нет китайского.
Мы же, из-за разных сомнительных либеральных надуманных препятствий, уходим от обсуждения реальных протекционистских мер, повышающих наш культурный суверенитет и создающих для него экономическую базу.
В государственной политике надо исходить  из того, что сегодня такой экономически состоятельной отрасли индустрии, как кино, у нас на самом деле нет.
Существующие структуры управления неэффективны, а механизм господдержки отрасли слаб и  не совершенен. Вся государственная поддержка кинематографической отрасли в России сегодня по сумме средств равна бюджету одного американского блокбастера.
Реальный доход   в российском кинематографе, как правило, имеют все звенья отрасли кроме основного – производственного. Это дистрибьюторские и рекламные компании, кинотеатры, кабельные и спутниковые ТВ каналы, владельцы легальных и нелегальных сайтов Интернет, видеопираты и др.
При этом выручка от кинопроката распределяется в следующей пропорции: 50% оставляют у себя кинотеатральные сети, 7–10% получает компания-кинопрокатчик и лишь 40–45% — компания — производитель фильма. Таковы устоявшиеся деловые обычаи. Для того чтобы производитель окупил фильм (уравнял расходы и доходы), в прокате необходима выручка,  в 2,5 раза превышающая затраты на производство.
В убытках – кинопроизводящие компании, продюсеры и частные инвесторы, рискнувшие вложить средства  в заведомо убыточный  механизм отечественного кинопроизводства и не имеющие от этого никаких преференций.
В таких условиях ожидать прихода в отрасль сколько – нибудь значимых частных инвестиций и её самоорганизации в преуспевающий рыночный механизм — не представляется возможным.
На сегодняшний день в России менее 4 тыс. киноэкранов на 146 млн. чел.. В США  примерно 40 тыс. на 315 млн. Во Франции около 6 тыс. экранов при населении 65 млн. человек, в Испании — около 4,5 тыс. на 47 млн. человек.
Исходя из аналогов, понятно, что для нормальной кинопрокатной отрасли нам нужно иметь в стране минимум 15 тыс. экранов.
Но проблема не только в количестве. Вся наша сеть кинотеатров (современных из них около 1 тыс.) сконцентрирована в крупных городах и областных центрах. Примерно 30-40 % населения, проживающих  в средних и малых городах —  не охвачены кинопрокатом вовсе.
Мы считаем, что наше государство должно иметь собственную внятную культурную политику. К сожалению, у нас её пока нет. Потому что у тех стран, которые собираются выживать и сохраняться,  где государственная политика в этой сфере развита и сильна – там, как раз, и есть обязательный государственный заказ на кино.
Во Франции доля отечественного кино в прокате составляет от  30%  до 50% — и это единственная европейская страна, сохранившая собственный кинематограф как отрасль и как индустрию. Защита и поддержка национальной культуры во Франции реальна, и членство в ВТО не мешает ей это делать.
Китай берёт на свой огромный кинопрокатный рынок менее 50-ти  иностранных картин в год. И никакая ВТО  не мешает Китаю так поступать. Более того, Китай выплачивает иностранному производителю только 25% от кассовых сборов (а не 50% – как в России) — и  ни Голливуд, ни ВТО не протестуют. Это означает, что Китай имеет свою национальную культурную политику, а мы — нет.
В США снимается в год около 400 кинокартин. В России — примерно 60 фильмов. Хорошо известны пропорции, исторически сложившиеся в мировой киноотрасли: примерно 10% от всей выпускаемой продукции являются успешными.
При этом на российский киноэкран в широкий прокат ежегодно  выходит  не более  20 — 25  российских фильмов и свыше 300 (!) зарубежных. Суммарный бюджет производства 20 иностранных картин, давших максимальные сборы в России в 2012 году, составил 3,07 млрд. долларов, а российских 18 картин — 111,6 млн. долларов, то есть примерно в 30 раз меньше. Средний производственный бюджет голливудского фильма из этой двадцатки — 153,5 млн. долларов, а российского фильма из этих 18-ти — 5,580 млн.
Бюджеты на организацию проката, промотирования и продвижения фильмов у российского и иностранного производителя также не сопоставимы.
Особое явление, которое практически отсутствует на отечественном и мировом экране – российское детское кино. К детскому кино нельзя подходить исключительно с экономическими категориями, мерить его популярность кассовыми сборами. Кино для детей и юношества это уникальная возможность формирования культурных и духовных ценностей будущего поколения граждан России.
Уже целое поколение российских детей сформировало свои культурные, идеологические, моральные и жизненные  ценности исключительно на западной, в основном,  американской культуре. И этот разрушительный для российского общества процесс активно продолжается.
В целях  превращения отечественного кинематографа в успешно развивающуюся отрасль, отражающую богатство многонациональной современной и исторической отечественной культуры, необходимо  на государственном уровне принять серьезную полномасштабную программу эффективных организационных, законодательных и протекционистских мер для его  поддержки.

Частью этой программы могли бы стать следующие предложения:

1.Федеральным законом закрепить базовый принцип, который гласит, что сферы кинопроизводства и кинопроката являются пространством, в первую очередь, формирования и развития национальной культуры, а не только хозяйственно-экономических взаимоотношений.

2.Перевести сферу отечественного кинематографа  исключительно в юрисдикцию РФ и  исключить из-под регулирования обязательствами России перед ВТО и другими международными договорами и организациями.

3. Создать Госкинокорпорацию, основной задачей которой определить разработку и реализацию государственной политики по формированию морального, социального, нравственного и патриотического воспитания отечественного зрителя посредством государственного заказа на кинопроизводство. Госкинокорпорация должна стать единым центром государственного финансирования кинопроизводства.Первоочередной целью Госкинокорпорации должно стать увеличение  в 2-3 раза количества художественных фильмов, производимых при господдержке, в течение ближайших трёх лет.  А к 2020 году  она должна  поддерживать производство не менее  200 – 250 фильмов ежегодно.
Госкинокорпорация должна организовать финансирование  и контроль производства фильмов кинокомпаниями и независимыми продюсерами в соответствии с разработанным  регламентом взаимодействия  на основе четких, прозрачных и единых для всех участников процесса правил.
Доля финансового участия госкорпорации в проекте не должна быть менее 51%. В этом случае государство выступает в качестве основного заказчика и формирует базовые содержательные требования к проекту. Продюсер обязан привлечь к проекту частные средства в объёме не менее 30% бюджета. В качестве вознаграждения за работу продюсер получает от госкорпорации долю в её правах на продукт. Минимальная доля продюсера, полученная в качестве вознаграждения от госкорпорации, должна составлять не менее 25% от государственной доли и не может превышать 49%. Сколько именно получит продюсер в государственной доле, должно напрямую зависеть от кассового успеха проекта. Частные средства, вложенные в проект, должны обладать преимущественным правом возвратности.

4.С целью предоставления всем кинокомпаниям равных возможностей  участия в конкурсах на получение господдержки на реализацию проектов Госкинокорпорации необходимо разработать более гибкие механизмы участия киноорганизаций  в конкурсах подаваемых кинопроектов.

В частности:
4.1. В целях обеспечения более доступного участия продюсеров в представлении своих кинопроектов на соискание финансирования в Госкинокорпорацию,  не применять практику внесения организациями кинематографии обеспечительного финансового взноса при подаче заявок на конкурс.
4.2. Разработать прозрачный механизм открытого и доступного отбора сценариев и кинопроектов, повышения ответственности и общественной отчетности рецензентов за принимаемые решения. Отзывы рецензентов размещать на сайте Госкинокорпорации с именами авторов рецензий.
4.3. Разработать и внедрить механизм открытого обсуждения конкретного кинопроекта экспертными советами, когда каждый член экспертного совета обязан высказать своё мнение по каждому проекту, обосновав, почему он предлагает отклонить или принять его. Такое видеообсуждение должно быть опубликовано на сайте Госкинокорпорации,  и быть доступно кинематографистам и общественности.
В экспертные советы не могут входить представители организаций кинематографии и аффилированные с ними лица, претендующие на получение государственных субсидий.
4.4. Исключить из практики рассмотрения документов, поданных на конкурс кинопроектов на получение господдержки, возможность отказа по формальным признакам, давать продюсерам возможность и время для исправления формальных ошибок и повторной подачи проекта.
4.5. Разработать  механизм реализации государственной политики по формированию  морального, социального, нравственного воспитания детей и подростков посредством кино, предполагающий ежегодное целевое финансирование производства  не менее двух десятков фильмов детской,    подростковой  и семейной тематики.
4.6. Значительно увеличить суммы субсидий федерального бюджета, ежегодно выделяемые на поддержку производства фильмов для детей.  В отдельных случаях, при отсутствии  у перспективного проекта частных инвестиций,  рассматривать возможность финансирования производства фильмов для детей  в размере  до 100%   производственного бюджета.
4.7. Предоставить возможность продюсерам подавать свои проекты на соискание господдержки в Госкинокорпорацию не реже двух раз в год, увеличив период подачи и приёма документов до 45 рабочих дней.

5. Создать на условиях государственно – частного партнерства специализированную прокатную компанию «Роскинопрокат» с консолидированным  бюджетом  из средств федерального, региональных бюджетов  и  освобожденных от налогов средств частных инвесторов.
Основная перспективная задача компании «Роскинопрокат» – создание в каждом малом и среднем городе Российской Федерации медийного комплекса с тремя — четырьмя кинотеатральными залами (на 50, 100, 200 мест).
Первостепенная задача компании «Роскинопрокат» на первые три года — создать не менее 1000 медийных комплексов примерно с 3 – 3,5 тыс. экранов. А к концу 2020 года довести  общее количество кинозалов в стране,  с учетом уже действующих,  до 15,0 тысяч.
В медийных комплексах «Роскинопроката» необходимо установить обязательную квоту проката российского фильмов: не менее 50% прокатного времени. И ввести обязательный повторный показ для проката российских картин —  «прокат вторым экраном».
Это кардинально изменит объём кинопроката  российских фильмов в стране.
Через 6-8 лет функционирования система медийных комплексов «Роскинопроката» может быть приватизирована или передана в полное управление частному капиталу  без  возможности  её  перепрофилирования.

6. Разработать и принять закон о создании в России пула инвестиционных региональных Фондов для сбора средств  на  финансирование производства кино и аудиовизуальной продукции по примеру французских компаний  SOFICA.

7. Разработать и принять  закон об освобождении от налога на прибыль средств инвесторов и спонсоров, направляемых ими на производство, рекламу и прокат отечественных художественных и документальных фильмов, а также картин совместного производства. Для предотвращения злоупотреблений предусмотреть эффективные механизмы, исключающие возможность нецелевого использования поступающих  средств.

8. Разработать и вести в практику законодательный механизм отчислений от доходов ТВ каналов за показ и с проката иностранных фильмов в бюджет поддержки проката и производства национального кино. (По примеру Франции: национальное французское кино финансируется в т. ч. из отчислений от  телеканалов и американского кинопоказа.  То  есть,  от того, что  экономически  угнетает  национальный  кинематограф).

9.  Принять нормативный акт обязывающий государственные телеканалы (с долей государства или с долей госкомпаний в капитале не менее 50%) предоставлять российским и «копродукционным» фильмам, имеющим статус «национальный», рекламное время  с не менее, чем 50%-ной скидкой по оплате  для проведения кампаний по продвижению фильма к зрителю.

10. Разработать и ввести в действие механизм квотирования  показа в кинотеатрах иностранных кинокартин  по странам, сеансам и количеству фильмов.

11. Разработать и ввести в действие механизмы  регулирования релизов иностранных фильмов, с учетом приоритетов по датам для российских картин, выходящих в широкий кинотеатральный прокат.

12. Ввести целевой сбор с проката иностранных картин на территории РФ в размере не менее 3%  от выручки в кинотеатрах (из его доли). Вырученные средства направить на поддержку и развитие сети «Роскинопрокат».
В подготовке настоящего Проекта «Предложений» принял участие широкий круг специалистов — членов Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России.
кинопленка_4