Продолжаем публиковать интервью, подготовленные Фондом поддержки регионального кино СК РФ. Предлагаем вашему вниманию разговор с Василисой Юренковой — продюсером ФПРК СК РФ. Автор материала «Документальное кино – это возможность увидеть мир, погрузившись в реальность без масок» — Наталья Тонких.
Съемки документальных проектов, участие в престижных кинофестивалях, продюсирование, академическое пение, награды в танцевальном направлении «кизомба». Как все это сочетается в одном человеке, расскажет режиссер документального кино, продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Союза кинематографистов России Василиса Юренкова.
— Василиса, начнем с самых истоков. Вы всегда мечтали связать свою жизнь с кинематографом?
В школе я мечтала стать певицей, но в старших классах увлеклась кино и литературой, хотела поступать на киноведческий факультет, потому что очень любила писать. Но, видимо, у жизни были на меня свои планы, и, в итоге, я окончила режиссерский факультет, о чем совсем не жалею.
— Как родители отнеслись к такому выбору?
Знаете, очень часто родители требуют идти по их стопам. У меня такого не было при выборе профессии. Мама всегда поддерживала меня во всех начинаниях, а папа (Юрий Юренков) – сам творческий человек. Он джазовый саксофонист и много лет солировал в ансамбле «Каданс» Германа Лукьянова. Кстати, в прошлом году вышел фильм «Джаз 100» – своего рода энциклопедия российского джаза. Авторы проекта планируют сделать расширенную версию фильма, где будут рассказывать о моем отце, который был знаковой фигурой в мире джазовой музыки.
— Насколько мне известно, после кинообразования Вы все-таки снова вернулись к пению и даже окончили магистратуру по академическому вокалу. Это была потребность души или что-то еще?
В первом классе мама отвела меня в хоровую школу и на бальные танцы. Все успевать не удавалось и я, будучи ребенком, выбрала пение. А спустя 11 лет занятий академическим вокалом музыка уже так просто не отпускает.
В институте на режиссерском факультете я полностью погрузилась в кино, но, когда выпустилась, четко осознала, что без музыки жить не смогу. В карантинный год решила исполнить детскую мечту и поступила на магистратуру по академическому вокалу. Сейчас могу смело устраиваться на работу в оперные театры, но пока совершенно не хватает времени.
Недавно я размышляла о разнице в творческих высказываниях. Создание фильма – долгий процесс, на производство (от идеи до выхода на экраны) нужно потратить несколько лет жизни. Это требует от режиссера (особенно документалиста, где команда небольшая и всё держится на его хрупких плечах) очень больших ресурсов. В отличие от кинорежиссуры, пение – это моментальное выражение чувств и энергетический обмен со зрителем здесь и сейчас. Но и хорошее выступление требует огромного труда: постоянные репетиции, распевки, вокальные партии, тренировка силы голоса, чтобы певца зритель услышал не только в партере, но и на балконе (ведь в опере нет микрофонов). Я бы сравнила этот процесс со спортом, где необходимо тренироваться ежедневно. Чтобы стать большим профессиональным певцом, нужно постоянно вкладываться. Мой педагог по вокалу, который много лет был солистом Большого театра, говорил, что по концентрации энергозатратности можно сопоставить профессии оперного певца и нейрохирурга.
— Ваш фильм «Полярная команда» принимал участие в питчинге дебютантов в рамках ММКФ в 2018 году, и после этого Вас пригласили на работу в Молодежный Центр Союза кинематографистов России. Расскажите эту историю.
Когда я училась в институте, в основном все однокурсники стремились снимать игровое кино. Мои курсовые работы тоже были постановочные, участвовали в фестивалях, даже в конкурсной программе «Короче». На выпускном курсе я решила делать док – захотелось получить совершенно новый опыт, уйти в наблюдение. Меня заинтересовала одна семья, которая помогает детям с инвалидностью. История интересная, потому что в прошлом эти люди совершили первую женскую научно-спортивную экспедицию в Арктику. Сейчас они используют наработки своих полярных спортивных экспедиций для реабилитации детей.
На выпускном курсе я подалась с этим проектом на питчинг дебютантов, и к большой радости, заявка прошла. Это был первый опыт публичной защиты, а оценивали проекты высокие профессионалы, в том числе Ольга Борисовна Любимова. На тот момент она еще не являлась министром культуры Российской Федерации.
Через некоторое время после питчинга я пришла работать на кинофестивали «Будем жить» и «Дни короткометражного кино», что и послужило отправной точкой на пути к будущей работе в команде Молодежного Центра Союза кинематографистов России.
Сейчас я отбираю и курирую документальную программу фестиваля «Будем жить» и отмечу, что это очень полезно для документалиста, ведь как отборщик я могу из года в год отслеживать тенденции в доке. Условно говоря, владею всей этой палитрой. В этом году, например, прислали большой спектр заявок на тему взаимоотношений в семье – это позволило собрать крепкую программу, посвященную Году семьи. А на фестивале «Дни короткометражного кино», который проходит в самые короткие дни в конце года, мы поддерживаем молодых авторов, вручаем денежные призы и даем возможность показать фильмы на площадках по всей России.
— Что Вы чувствуете, когда Ваши фильмы завоевывают награды на престижных Международных и Всероссийских кинофестивалях?
Конечно, приятно получать высокую оценку жюри, потому что это работа, в которую вкладываешь душу и свой человеческий ресурс. В 2022 году моя дебютная полнометражная картина «Охотники за глубиной» отправилась на Международный фестиваль приключенческих фильмов в США, где ей присудили сразу две награды, хотя время было, конечно же, непростое… Тогда российские фильмы перестали брать в конкурсные программы зарубежных фестивалей. И для меня это событие стало еще одним подтверждением, что искусство вне времени, вне политики и каких-то запретов.
— Василиса, поделитесь, есть ли у Вас любимые документальные фильмы, которые Вы можете пересматривать снова и снова?
Я не скажу, что у меня есть любимые фильмы. Это касается не только документального кино, а фильмов в целом. Думаю, что в какой-то момент жизни конкретный фильм оставляет в человеке глубокий след – сильное эмоциональное впечатление и тот катарсис, который очищает и дает новый опыт – но потом с тем же фильмом это уже не повторить. В документальном жанре для меня «открыли» мир документалистики картины «Рейв в Иране» и «Щекотка», которые я увидела на BeatFilmFestival в 2017 году. Они долго не отпускали после просмотра, и тогда я подумала, насколько захватывающим и интригующим может быть документальное кино. Сколько в мире персонажей, сколько тем, которые тебе предлагает сама жизнь — обернись и увидишь, что документалистика с тобой повсюду. Кстати, «Рейв в Иране» стал мейнстримом и суперуспешным кейсом в доке. Там замечательный саундтрек электронной музыки, которую исполняют герои-диджеи. На мой взгляд, это яркий пример того, что музыкальное оформление – неотъемлемая часть фильма, ведь кино – искусство аудиовизуальное. Лично для меня музыка по воздействию даже сильнее, чем кино. Она затрагивает какие-то особые струны души… А саундтрек фильма зачастую начинает жить самостоятельной жизнью. И я бы очень хотела, чтобы так было и с моими будущими картинами.
— Совсем скоро в рамках кинофестивалей «Докер» и «Флаэртиана» состоится премьера Вашего фильма «Последний материк». Поделитесь, пожалуйста, с чего все началось, и кто пригласил Вас выступить одним из режиссеров документального проекта?
Мы уже давно сотрудничаем с режиссером и продюсером Дарьей Хреновой. Еще в институте она была моим мастером, а после окончания взяла под свое крыло. Мой дебютный фильм «Охотники за глубиной» мы делали совместно – выиграли грант Министерства культуры РФ. Фильм рассказывает о команде российских спелеологов, которые открыли самую глубокую пещеру и установили мировой рекорд. Я считаю, что такие открытия нужно популяризировать. Никто не знает, как люди выживают в 2-х километрах под землей в полной темноте – мы рассказали и показали. Снимать в таких условиях безумно тяжело, так как нет света, очень большая влажность – аппаратура не выдерживает. Здесь еще важно быть физически подготовленным человеком, чтобы тащить на себе камеру вниз и вверх по веревке, пролезая в узкие расщелины, проходя сифоны.
Так получилось, что главный герой этой картины, спелеолог Павел Демидов, погиб по время съемок. Он пошел изучать новую пещеру, где его завалило большим камнем. Именно он был идейным вдохновителем проекта, сотрудничал с учеными, доставал бактерии со дна для изучения, хотел научно доказать, что вода в глубочайшей пещере мира имеет выход в Черное море.
После такого экстремального проекта я не думала, что новый фильм занесет меня еще дальше – на ледяной материк, южный полюс нашей планеты. Герой картины «Последний материк» — фотограф, который уехал снимать Антарктиду и полярников. Когда мы стали разрабатывать эту тему, поняли, что это будет не научно-популярное кино, а семейная драма. Здесь Антарктида оказывается большим зеркалом, в котором герой видит отражение своей жизни. Это уже не чужой материк – далекая территория становится частью дома, в котором живет герой – в этом уникальность нашей истории. В фильме мы задаемся вопросом о роли мужчины в современной семье и о том, что такое подвиг сегодня: уехать в далекую Антарктиду и создавать в широком смысле светлое будущее для своих детей или быть рядом и видеть, как они растут?
Я счастлива, что премьера картины «Последний материк» пройдет на крупнейших российских кинофестивалях. На мой взгляд, фильм получился очень зрительским, и в то же время авторским.
— В Вашей творческой биографии есть еще одна интересная глава – режиссер экскурсий по выставкам России для платформы «Культура РФ». Что этот опыт значил лично для Вас?
За последние несколько лет я сняла ряд фильмов для телеканала «Культура»: про биохакинг, нейросети, современные необычные школы и подходы в образовании. Кстати, скоро выйдет новый фильм «Человек всемогущий» про манипуляции с погодой и природными явлениями. И два года я как режиссер занимаюсь съемками авторских экскурсий в центральных музеях нашей страны для национального проекта «Культура». У меня есть возможность побывать на самых разнообразных выставках, до которых раньше физически не хватало времени доехать. Больше всего запомнились Музей-квартира Майи Плисецкой, где о ней вспоминал ее друг и артист балета Андрис Лиепа, Нехорошая квартира Михаила Булгакова и Музей-усадьба Федора Шаляпина. Совсем недавно мы снимали экскурсию в Царском селе. В таких местах происходит культурное обогащение и для меня как для режиссера документального кино это важно. Я узнаю исторические факты и биографии известных людей, напитываю себя. Документалист не может что-то создавать, не изучив предыдущий опыт художников, писателей, артистов, певцов. Именно этот опыт он перерабатывает потом в свои идеи.
— В 2022 году Вы стали продюсером конкурса документального кино об актуальных региональных трендах «Россия – взгляд в будущее» Фонда поддержки регионального кинематографа и на протяжении трех лет курируете порядка 40 картин. Легко ли было взаимодействовать с регионами, и какие, возможно, неожиданные открытия ждали Вас на этом пути?
Мне очень нравится взаимодействовать с авторами нашего конкурса – режиссерами, которые живут и снимают в регионах. Прежде всего, это колоссальный обмен опытом друг с другом. Мне с режиссерской точки зрения всегда интересно смотреть, как мои коллеги от замысла приходят к финальному результату, как они работают на съемочной площадке. Вообще каждый отдельный фильм похож на рождение ребенка. У кого-то он рождается легко и безболезненно, а у кого-то в муках, особенно часто это происходит на этапе монтажа. Здесь хочу особо отметить роль нашей монтажной лаборатории ProCut, куда уже второй год режиссеры со всей страны(финалисты конкурсного отбора ФПРК) приезжают дорабатывать свои фильмы на финальном этапе. Дело в том, что автор, который полностью погружен в свой материал, может упустить что-то очень важное, и здесь взгляд со стороны старших коллег по цеху помогает выстроить цельную историю.
— Вообще региональный тренд в доке сегодня, какой он?
Когда я смотрю кино в роли зрителя, то хочу увидеть на экране героя – живого, настоящего человека, прочувствовать его историю, понять, чем он дышит, как на него влияет окружающая среда, есть ли у меня с ним что-то общее. Думаю, что тренд в доке сегодня – это универсальная история, но с особой приправой – колоритом и характером региона, его особым звучанием и темпоритмом. Хотелось бы, чтобы и мои истории на экране были близки каждому человеку. Региональный кинематографист может личным взглядом «изнутри» показать, каким он видит свой регион, своих соседей, односельчан. Но отмечу, что если режиссер не любит своего героя, то это большая беда. В таком случае кино просто не случится. Даже если есть какая-то неприязнь к герою как к человеку, когда режиссер садится за монтажный стол, его личные отношения должны уходить на второй план. В этот момент он – творец, который передаёт через экран частичку себя.
— Продолжите фразу: Документальное кино для меня – это…
Это возможность увидеть мир не как турист, а погрузившись в реальность без масок. Ведь жизнь – лучший режиссер. Когда в моменте я вижу эту магию жизни, которая рождается здесь и сейчас на моих глазах и также неожиданно исчезает, испытываю какой-то особый катарсис.
— Как Вам удается везде успевать и переключать cвои внутренние тумблеры?
Между творческой работой и практичным продюсированием переключаться действительно сложно. Но, так как отец всю жизнь работал музыкантом, а мама бухгалтером, эти два вида деятельности во мне успешно сочетаются. Хотя, говорят, что музыка и математика по своей сути очень близки.
— Василиса, у Вас есть любимое хобби, которое дает возможность просто отдохнуть душой и зарядиться новыми эмоциями?
В качестве хобби я занимаюсь социальными танцами и активно развиваю себя в бачате и кизомбе. Особенно интересен формат танцевальных вечеринок, где встаёшь в пару с любым партнером (потому что каждый, кто приходит, знает основные танцевальные элементы) и в моменте рождаешь с ним абсолютно новый танец и неповторимую энергию. А Всероссийская Федерация социальных танцев проводит конкурсы по этим дисциплинам, в которых я активно участвую и даже иногда побеждаю.
— Что еще Вы бы хотели попробовать в жизни? Может быть, освоить еще одну профессию?
Мне бы очень хотелось попробовать себя в качестве актера дубляжа. А еще я мечтаю исполнять авторские песни для кинофильмов.
Материал и фотографии предоставлены
Фондом поддержки регионального кино СК РФ