6 декабря 2023 года на площадке КРИРПО были подведены итоги реализации регионального образовательного кинолектория «Судьба и Родина едины!».
Организаторы проекта – Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Проект завершился региональным фестивалем видеороликов «Герои Кузбасса», приуроченным ко Дню Героев Кузбасса. Главными Героями видеороликов стали кузбассовцы, посвятившие свою жизнь служению Родине и защите Отечества. Видеосюжеты, содержащие интервью героев и их близких, стали важным архивом-летописью региона, выражением признательности и благодарности землякам молодёжью.
На региональный фестиваль видеороликов поступило 120 работ, из 50 профессиональных образовательных организаций (ПОО), подведомственных министерству образования, ГГПОУ «Кузбасское училище олимпийского резерва» (г. Ленинск-Кузнецкий), ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС», ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» и 15 кадетских классов общеобразовательных учреждений Кузбасса. Компетентное жюри отобрало 50 работ, заявленных в трёх номинациях:
- видеоролик «Подвиги военнослужащих-кузбассовцев на передовой»: о героях-кузбассовцах, принявших или принимающих участие в специальной военной операции на Украине;
- видеоролик «Герои былых времен»: о героях-кузбассовцах, участниках локальных конфликтов или контртеррористических операций;
- видеоролик «Герои среди нас»: о героях-кузбассовцах, оказавших помощь по спасению людей в чрезвычайных ситуациях и при других обстоятельствах, сопряжённых с риском для жизни, защите интересов нашей Родины.
Дипломами победителей награждены:
- Творческая команда ГПОУ «Кузбасский многопрофильный техникум» за видеоролик «Герои среди нас»;
- Творческая команда ГПОУ «Прокопьевский электромашиностроительный техникум» за видеоролик «Лучшие сыны Отечества»;
- Творческая команда ГПОУ «Кузнецкий техникум сервиса и дизайна» им. Волкова В.А. за видеоролик «Памяти рядового Волкова Вячеслава Анатольевича».
21 творческая команда из других техникумов и колледжей региона также были отмечены дипломами лауреата II и III степени. Творческие работы победителей и лауреатов Фестиваля рекомендованы к трансляции молодёжи ПОО региона в рамках проекта «Разговоры о важном».
Круглый стол
По итогам реализации образовательного кинолектория был проведен круглый стол «Воспитательный потенциал проведения образовательного кинолектория для обучающихся ПОО», участниками которого стали:
- Н.В. Кононенко, руководитель Комиссии «Творческая лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России, режиссёр-документалист, куратор проекта;
- Т.И. Стародуб, управляющая делами Новокузнецкого городского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» и «БОЕВОЕ БРАТСТВО», член Совета по вопросам попечительства Кузбасса, член Общественной палаты Кемеровской области – Кузбасса;
- И.В. Полянский, руководитель Кемеровского отделения Кузбасской Региональной Организации имени Героя Советского Союза Н. А. Шорникова Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана и СВО»», Кавалер Ордена «Красная Звезда»;
- Л.Г. Маркеев, представитель Кемеровского областного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство», ветеран боевых действий на Северном Кавказе, заместитель командира 27 отдельного отряда специального назначения «Кузбасс», заместитель директора по учебно-воспитательной работе Губернаторской школы-интерната полиции;
- Е.Н. Петров, представитель Кемеровского областного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство», ветеран боевых действий на Северном Кавказе;
- А.А. Литвак Алексей Алексеевич, представитель Кемеровского областного отделения Всероссийской общественной организации «Боевое братство», ветеран боевых действий на Северном Кавказе, Таджикистане, Специальной военной операции.
Участники дискуссии отметили, что рекомендованные в рамках проекта документальные ленты транслирует реальные образы героев нашего времени. Представители общественных организаций подчеркивали, что патриотическое воспитание молодёжи с опорой на живые примеры проявления чести, мужества, человеческого достоинства, позволяет формировать в сознании молодёжи вектор ценностных ориентаций. Большим достоинством данного формата стало непосредственное участие в кинолектории ветеранов, прошедших боевые точки. Это обеспечило включение молодёжи ПОО в общественный диалог и осмысление понятий героизма и настоящего подвига, служения своей стране и своему народу.
Подводя итоги
Основу кинолектория составил дискуссионный просмотр трёх документальных фильмов, из рекомендованного Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России списка по четырём тематическим направлениям: Патриотизм. Семья. Труд. Экология. (62)
«Чтобы помнили», режиссёр М. Комлев
«Герои. Честные истории» , режиссёр Н. Зимина
«Отважные», режиссёр О. Шигина
В течение трёх месяцев в мероприятиях проекта приняли участие 16 000 студентов ПОО региона. Кроме ПОО к проекту присоединились 400 обучающихся кадетских-школ ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС» и ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции». Около 1000 педагогических работников ПОО регионов Российской Федерации ознакомлены с технологией организации и проведения кинолектория. Создано единое информационно-методическое пространство, которое обеспечило возможность синхронной реализации мероприятий всеми участниками проекта на своих площадках с учётом полученного учебно-методического обеспечения.
Творческими командами ПОО и кадетскими школами-интернатами региона сняты видеоролики, 50 из которых рекомендованы экспертным сообществом к размещению в сети Интернет, использованию в рамках воспитательных мероприятий, реализуемых в ПОО региона в целях реализации Стратегии развития воспитания «Я – кузбассовец!» в Кемеровской области – Кузбассе.
В рамках проекта было проведено социологическое исследование «Формирование гражданской идентичности молодёжи средствами кинопедагогики».
Среди проанкетированных 36 % юношей и 64 % девушек; 28 % – 15-16-летних студентов; 29% – 17-летних студентов; 27% – 18-летних и 16 % – 19-летних и старше. В сравнительном анализе студенты поделены на две возрастные группы: младшая (до 17 лет включительно) и старшая (18 и более лет).
Перед исследованием стояла задача выяснить, влияют ли подобные патриотические фильмы на формирование понимания, что такое «подвиг» и «герой», формирование патриотизма у молодёжи. Как показал опрос, респонденты в своем большинстве подтвердили соответствующее воздействие. Две трети студентов говорят об этом с полной уверенностью, еще около четверти – с небольшой долей сомнений. Обратной точки зрения придерживаются чуть более 4% опрошенных студентов, затруднились с ответом менее 4%. Большинство студентов, принявших участие в исследовании, испытали чувства гордости за соотечественников, уважения к участникам военных событий, восхищения героизмом военнослужащих.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что кинолекторий, предполагающий просмотр документальных фильмов с последующим диалогом с представителями общественных организаций, содействует формированию в сознании молодёжи собирательного образа защитника Отечества, влияет на выявление характеристик черт личности героев, транслируемых в фильме, побуждает к размышлению о значении подвига.
В рамках стратегической сессии «Роль кинокультуры в формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей и молодёжи», которая состоялась в Московском педагогическом государственном университете, данный проект был представлен Натальей Кононенко в докладе «Региональные образовательные кинолектории как одна из форм взаимодействия Союза кинематографистов России с образовательными учреждениями страны на примере сотрудничества с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО). Модели развития, возможности и перспективы». Представленный опыт оказался очень востребованным среди профессионального педагогического сообщества, поскольку он направлен на сохранение исторической правды, противостоит деструктивной пропаганде и способствует открытому межпоколенческому диалогу.
Материал подготовлен Натальей Кононенко
Фото предоставлены КРИРПО