Комиссия Союза кинематографистов России «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» провела показы в Кемерово


В рамках Образовательного интенсива по формированию участников Всекузбасского отряда волонтеров-просветителей в сфере духовно-нравственного и просемейного воспитания молодежи профессиональных образовательных организаций «Кузбасс — право выбора» 13 июня состоялся показ документального фильма «Наташино дело» (Россия, 2023, 37 мин., 12+) режиссёров Марины Труш и Владимира Самородова, лауреата III МКФ «День Победы».

Показ был организован Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО).

В онлайн-формате фильм представили руководитель Комиссии, режиссер Наталья Кононенко, программный директор Международного кинофестиваля «День Победы» Елена Алфёрова и режиссер фильма Марина Труш.

Картину посмотрели советники директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями СОШ города Кемерово, профессиональных образовательных организаций Кемеровской области-Кузбасса О.Н. Сергунова, О.Н. Капустина, А.Л. Илларионова, Н.А. Шулякова, координатор работы советников О.Ю. Ануфриева, а также представители поискового движения Кемеровской области.

Фильм «Наташино дело» рассказывает  о Наталье Юрьевне Дзюба, бывшей учительнице начальных классов из Керчи, миссией которой стала Вахта памяти бойцов времён Великой Отечественной войны. Когда-то для Наташи всё началось с поиска могилы её деда, который погиб в боях, прорывающих блокаду Ленинграда в 1944 году, и навсегда остался в Питере, на Пискарёвском кладбище. А потом Наталья Юрьевна занялась поиском и других героев, а также родственников найденных бойцов. И теперь к ней обращаются за помощью из разных регионов России: в отечественном поисковом движении Наталья Дзюба пользуется безграничным уважением и является авторитетом для своих единомышленников. Наталья Юрьевна берёт на себя ту часть работы, которая едва ли не сложнее, чем этап поиска на земле погибших бойцов. Когда найден медальон, и по нему можно выяснить, кем был этот воин, начинается поиск его родственников — обращение в архивы, частные организации, и мало кто, кроме Натальи, умеет так добиваться результата. Она делает всё для того, чтобы солдат вернулся домой и был предан родной земле там, где его ждали с фронта, помнили и любили.

Режиссер фильма Марина Труш пояснила, что задача документалиста — найти какого-то совершенно удивительного героя или отразить в своей работе общественно-значимое, важное событие: «В данном случае, наша главная героиня, Наташа, занимается достойнейшим делом. Она — уникальный человек».

Фильм «Наташино дело» был очень тепло принят аудиторией, во время обсуждения картины зрители делились своими личными воспоминаниями. Наталья Александровна Шулякова, тоже занимающаяся поисковой работой, рассказала участникам показа историю, запомнившуюся ей больше других: на вахте памяти в Карелии по медальону погибшего бойца сделали сообщение в средствах массовой информации, и родственники нашлись во Владивостоке. Отозвались, приехали, и сын героя жалел о том, что до этого дня не дожила его сестра. «Как у поисковиков, у нас огромный, богатый материал, эти истории действительно нужно экранизировать, они очень хорошо влияют на сознание детей», — уверена Наталья Александровна.

Модератор мероприятия, методист центра методического сопровождения профессионального образования Кристина Джус тоже отметила важность создания и демонстрации картины «Наташино дело»: по её словам,  работа поисковиков и вообще участие в поисковой деятельности заставляет переосмыслить собственные ценности. «У меня есть личный опыт работы в кадетском корпусе, — сказала она, — где в должности заместителя директора по воспитательной работе я пять лет наблюдала, как дважды в год кадеты убывали на вахты памяти. Они едут туда как на приключение, но, когда они возвращаются, выясняется, что у них изменился взгляд: они увидели и пережили войну, стали другими людьми».

Елена Алфёрова, рекомендовавшая фильм «Наташино дело» к показу, назвала работу поисковиков нитью памяти, связывающей прошлое и современность: «Такие фильмы очень важны и нужны для молодежи именно с точки зрения личного примера». Наталья Кононенко отметила, что Марина Труш, как режиссёр, обладает удивительной способностью вдохновлять, рассказывая в своих фильмах о таких героях, которые побуждают зрителя к действию, на совершение  конкретного  дела.

Солдата нужно вернуть домой. Пока они не найдены, они ещё воюют. «Давай, идём домой», ключевая фраза в фильме. По мнению руководителя Комиссии, можно много говорить о поисковых отрядах, но вот такого обращения к бойцу Великой Отечественной войны, как к живому человеку достаточно, чтобы понять суть этой миссии — особенно если говорить в религиозном аспекте, потому что у Бога все живы. И конкретный герой картины, поисковик, поворачивает время вспять. Закрывая открытые страницы истории, он ставит все на свои места. В определённом смысле это и есть возвращение домой, к себе — и возможность зрителю осознать, кто есть он сам.

Материал предоставлен Комиссией Союза кинематографистов России
«Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» (текст Вера Круглова)
Фото предоставлены КРИРПО