Преподаватели ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» приняли участие в онлайн-вебинаре «Совесть и моральный долг» по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в рамках профессиональной образовательной организации.
С докладом «Духовно-нравственное и просветительское кино как средство воспитания и один из инструментов развития духовного потенциала человека» выступила в режиме онлайн Ирина Дядченко, член Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России, кинопродюсер, педагог-религиовед, автор образовательного проекта «Берега» им. Дарьи Дугиной. Она занимается вопросами кинопедагогики уже более 15 лет, в том числе как автор и идейный вдохновитель программы «Кино в сети» на телеканале «Союз».
Дядченко рассказала о проекте образовательных кинолекториев, которые с прошлого года проводятся на базе учебных учреждений Кузбасса, Москвы и других регионов. Кинолекторий состоит из тематического показа фильма в формате офлайн или онлайн и дискуссии с участием зрителей (студентов, кадет, школьников), которую проводит либо модератор показа, либо его автор. Дядченко подчеркнула, что современный молодой человек – в большей степени «визуал», привыкший воспринимать информацию через «картинку», поэтому кино занимает особое место в ряду разных видов искусств.
Докладчик заострила внимание на том, что в программу кинолекториев входят документальные фильмы, рекомендованные к просмотру подросткам и молодежи. Комиссия «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России предоставляет тематические списки фильмов, лауреатов и призеров отечественных кинофестивалей, отобранных профессиональным экспертным сообществом.
Один из важных этапов – выбрать фильм. И здесь нельзя ошибиться.
«Кино – сложное искусство, как говорят психологи, особенное. Оно влияет практически на все органы восприятия, — отметила кинопродюсер. — Картины должны быть яркими, эмоциональными, с выразительным киноязыком, с характерными героями».
Ирина Дядченко отметила, что, занимаясь кинопедагогикой, мы не можем «выпрыгнуть» из контекста современности. Многие представители творческих профессий, в том числе режиссеры, стремясь идти в ногу со временем, увы, встают на путь антикультуры, работая под запрос аудитории, — отметила спикер. Поэтому задача кинопедагогики – противопоставить антигерою настоящего героя. А для этого и нужно выбрать правильный фильм, учиться считывать подтексты, не сразу заметные обычному зрителю (в качестве примеров скрытых смыслов и подтекстов спикер привела прекрасно технически сделанную картину «Последний герой», где как бы между прочим среди отрицательных персонажей появляется Добрыня Никитич). Именно поэтому важно доверить подбор фильма экспертам, считает она.
Для кинолекториев эксперты рекомендуют документальные фильмы. Почему документальные?
«Сегодня они наиболее правдивы, реалистичны, — говорит Дядченко, — видны искренние эмоции и переживания героев, которым веришь. Есть эффект присутствия. Зритель погружается в пространство по ту сторону экрана».
«Документальные фильмы сегодня нужны как отражение действительности, — заключила она, — они могут оказать огромное влияние на формирование мировоззрения молодых людей, а мировоззрение ведет к поступкам».
В конце доклада Ирина Николаевна отметила, что для молодых людей важно не только участвовать в просмотрах, но и пытаться создать свой фильм, стать соучастниками творческого процесса.
«Такой опыт помогает детям иначе воспринимать кино с экрана», — сказала она.
Ирина Дядченко предложила участникам вебинара посмотреть небольшой мультфильм «Итальянец», созданный 14-летней девочкой Александрой Крень на студии «Совенок». Школьницу вдохновило пронзительное стихотворение Михаила Светлова – драма советского солдата, вынужденного убить врага, которым оказался молодой итальянский парень.
Модератор дискуссии, методист Центра методического сопровождения профессионального образования Кристина Джус, предложила сделать проведение подобных вебинаров с участием кинематографистов ежемесячной практикой.
Материал подготовлен Ольгой Соколовой