Впервые в открытом доступе в информационной программе Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России «К 80-летию Победы» киновед Валерий Фомин представляет уникальнейшие документы Великой Отечественной войны — монтажные листы советских фронтовых операторов – которые были им бережно собраны и переданы в фонды Государственного центрального музея кино.
Выражаем благодарность руководству Музея кино за предоставление разрешения на публикацию монтажных листов к знаменательной юбилейной дате на сайте нашего издания в специальном разделе «К 80-летию Победы».
Киновед-исследователь Валерий Фомин рассказывает, в чем уникальность монтажных листов фронтовых кинооператоров.
«О работе советской фронтовой кинохроники в годы Великой отечественной войны сохранился достаточно широкий круг официальной и иной документации.
Наиболее полное собрание документов по истории фронтовой кинохроники периода Великой Отечественной войны представлено в РГАЛИ в фонде Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов (Главкинохроника, ф.2451), в фонде Комитета по делам кинематографии при СНК СССР (ф.2456), в фонде Центральной студии документальных фильмов (ф.2487), а также в ряде личных фондов ведущих работников советской кинохроники — Р.Г. Григорьева (ф.2749), и др.
В архиве Государственного центрального музея кино хранится достаточно богатая коллекция документов и материалов, поступившая от Центральной студии документальных фильмов в годы пресловутой горбачевской перестройки (ф.26).
Этот фонд собран преимущественно по персональному принципу и включает разнообразные документы, связанные с работой во фронтовой хронике И. Копалина, Л. Варламова,А. Кузнецова, С. Гусева, А. Лебедева, В. Сущинского, А. Крылова и др.
В состав этого фонда входит также небольшой, но содержательный комплекс документов общего характера: приказы, инструкции, заключения Главкинохроники на отдельные съемки.
Более представительный комплекс документов по истории фронтовой кинохроники представлен в личном фонде известного киноведа, патриарха и создателя отечественного киноведения Н.А. Лебедева. Основу этого собрания составляют в основном рукописи воспоминаний фронтовых операторов. Эти воспоминания инициировал и бережно собирал в течении многих лет брат Н.А. Лебедева – фронтовой оператор Алексей Алексеевич Лебедев. В результате его усилий в 1970 году был подготовлен и издан уникальный сборник воспоминаний «Их оружие – кинокамера», дополненный и переизданный в 1984 г.. Значительная часть, воспоминаний, собранных А.А. Лебедевым, осталась все же неопубликованной или опубликована в изрядно отутюженном редакторами советской эпохи виде. Они бережно хранятся в ГЦМК. Частично были опубликованы в книге «Цена кадра. Каждый второй – ранен. Каждый четвертый – убит. Советская фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. Документы и свидетельства».
В архиве Музея кино имеется целый ряд личных фондов известных мастеров советского документального кино, участников фронтовых киногрупп. Это, прежде всего, уникальное и богатейшее собрание документов, связанных с творчеством и судьбой выдающегося мастера русского кино Александра Медведкина (ф.1). Стоит также упомянуть личные фонды известных документалистов Р.Л. Кармена (ф.32), С.С. Школьникова (ф.37), Б. К. Макасеева (ф.109), А.Г. Кричевского (ф. 14) и др.
Часть упомянутых личных фондов, переданных Музею кино, еще не успели пройти полную научную обработку и остаются неописанными.
В фототеке Музея кино собрана также поистине грандиозная коллекция фотографий, связанных с работой фронтовых операторов.
Достаточно представительную коллекцию архивных документов НИИ киноискусства начал формировать историк кино, архивист Владимир Петрович Михайлов, светлой памяти которого и посвящен мой труд. Он первым из киноведов начал серьезно, по-настоящему фундаментально и с какой-то особой любовью изучать удивительный феномен советской фронтовой кинохроники. Эту тему он неутомимо, с огромной любовью изучал, начиная с лет учебы в Историко-архивном институте и до последних дней своей жизни. И все эти годы он с тем же увлечением и не остывающим энтузиазмом искал, собирал хранил как святыни документы и материалы, связанные работой наших фронтовых операторов.
Наибольшую ценность в собранной В.П. Михайловым коллекции документов представляют двенадцать томов монтажных листов фронтовых операторов периода 1942-1945 гг.
Но прежде, чем представить эту коллекцию, стоит, наверное, хотя бы несколько слов сказать о том, что такое монтажные листы фронтовых операторов.
Монтажный лист оператора кинохроники – официальный, строго обязательный вид отчетной документации. В этом документе давалось краткое содержание снятого события, называлось время и место съемки. В обязательном порядке фиксировались технические параметры – сорт пленки, на которой осуществлялась съемка, метраж и др. особенности.
А далее в монтажном листе шло полное покадровое описание всего заснятого материала с точным упоминанием фамилий снимаемых людей, названий местности, воинских подразделений и пр. особенностей.
В случае необходимости это покадровое описание могло завершаться прямым обращением к работникам студии с объяснением особенностей той или иной съемки – «Снято в сумерках», «Снималось в условиях сильной задымленности и пыли от взрывов» и т.д. В соответствии с этими особыми условиями съемки оператор давал и соответствующие рекомендации по предстоящей проявке материала или его дальнейшему использованию.
Монтажный лист был ключевым документом на всех последующих фазах производственно-творческого процесса от момента проявки отснятого материала до монтажного стола, написания закадрового текста и процедуры озвучания.
В связи с такой особой функциональной важностью к монтажным листам предъявлялись высокие требования, которые, впрочем, в условиях фронтовой жизни операторы не всегда могли выполнить. Далеко не всегда под рукой оказывалась пишущая машинка и потому очень многие монтажные писались от руки, к тому же весьма неразборчивым почерком. Не всегда даже находились ручка и чернила, и тогда оператора выручал завалявшийся в кармане шинели огрызок старого карандаша. Бывало, что не было нормального листа бумаги должного формата, и тогда вместо него шел в дело листок, вырванный из школьной тетрадки, а еще чаще любой случайный подвернувшийся под руку обрывок бумаги — оборот какого-нибудь казенного бланка, обрывок военной карты, а то и обратная сторона какого-то трофейного фашистского документа.
В связи с такой разноголосицей в 1942 г. была предпринята попытка внедрить специальные стандартные бланки, напечатанные типографским способом. Они появились одно время в киногруппе Сталинградского фронта. Но видимо каких-то ресурсов на киногруппы всех фронтов не хватило и благое нововведение далее не прижилось.
Во многих случаях у фронтовых операторов просто не было и чисто физической возможности по всем правилам заполнить монтажный лист – валились от усталости, спешили отправить отснятый материал с очень важными съемками с ближайшим самолетом, который уже стоял на взлетной полосе и у которого уже крутились винты.
Особая ценность монтажных листов сегодня в том, что они, как правило, позволяют безоговорочно установить и подтвердить авторство каждой сделанной на фронте съемки. Это очень важный момент, поскольку еще с первого использования той или иной съемки в выпусках «Союзкиножурнала» или в документальных фильмах военных лет и до наших дней все кадры фронтовой хроники использовались анонимно. В титрах указывалось только что тот или иной оператор в группе других участвовал в съемках данного фильма. Но что именно он там снял, оставалось и остается тайной за семью печатями. Благодаря этому мы не знаем, кто был автором даже самых знаменитых, истинно исторических кадров, кочующих и сегодня из фильма в фильм.
Но значение и смысл осуществляемой нами публикации не только в этом. Дело в том, что довольно часто отснятый на фронте материал признавался на студии бракованным и уничтожался. К тому же совсем нередко к присланному материалу основательно прикладывала руку довольно свирепая военная цензура, отправляя в небытие и отдельные кадры, и целые сюжеты. Бывало и так, что отправляемый на студию материал, терялся по дороге. К тому же многое из того, что снималось на фронте, беспощадно резалось и кромсалось при использовании снятого материала для периодических выпусков «Союзкиножурнала». Так называемые «отходы» — особенно впервые годы войны – не сберегались. Как свидетельствуют сами фронтовые операторы, нередко бесследно пропадали и многие другие их съемки, подчас уникальные и доставшиеся дорогой ценой. А вот сами «монтажные листы» каким-то образом сберегались, и сегодня являются единственным источником, рассказывающим, что и как было на самом деле снято нашими операторами. И именно собрание монтажных листов фронтовых операторов дает более полное представление о том, как сработала наша кинохроника в годы войны, что именно и в каких пропорциях она запечатлела. И уж тем более дает почувствовать ту разницу, ту недостачу между тем, что было тогда снято и что сохранилось на сегодняшний день.
И еще. Мы очень надеемся, что публикация коллекции монтажных листов фронтовых операторов имеет сегодня не только прикладное значение, но и более широкий смысл. Хотя монтажные листы выполняли вроде бы сугубо прикладную функцию и были всего лишь приложением к отснятому материалу, документы эти сегодня представляют большую ценность и особый интерес не только для истории кино. Еще в большей степени они возможно представляют интерес для общей истории страны. В мозаике этих документов по-новому и в особом ракурсе складывается грандиозная панорама хода битвы с фашистскими ордами на всех без исключения фронтах Великой Отечественной от Черного до Белого моря, поэтапно предстают основные сражения Красной Армии, освобождение захваченных советских территорий и освобождение стран Восточной и Западной Европы, подвиги солдат, трагические потери нашей армии, преступления фашистов.
Несколько слов об истории публикуемой коллекции.
Ее собрал и сохранил, как уже было сказано, историк кино В.П. Михайлов. По-видимому, оказавшиеся в его руках 12 архивных папок попали к нему в те печально памятные годы перестройки, когда случился разгром прославленной Центральной студии документальных фильмов и десятилетиями собираемый и бережно хранимый на этой студии архив фронтовых операторов оказался ненужным. Значительную часть этого фонда удалось забрать и спасти Музею кино, но многое было выброшено на помойку. Скорее всего, в этих выброшенных на «помоище» бумажных завалах и откопал Владимир Петрович двенадцать бесценных папок.
Первое же наше ознакомление со спасенными сокровищами показало, что коллекция монтажных листов, когда-то хранившаяся на студии, первоначально была куда более полной. В «михайловском» собрании, в частности, не оказалось ни одной папки с монтажными листами 1941 года. А они когда-то были, поскольку в личном архиве Владимира Петровича сохранились копии монтажных листов, переписанных его рукой с хранившихся до поры до времени документов. А судя по разрывам в нумерации сохранившихся папок, далеко не полностью дошли до нас многие монтажные листы и по другим годам Великой Отечественной войны.
Но спасибо судьбе хотя бы и за то, что все-таки сберегла хотя бы часть столь ценной документации. Сегодня, так откровенно, пытаются переписать историю нашей страны, и в частности, вычеркнуть из памяти великий подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, строки этих бумажных документов, как и сами кадры кинохроники, снятые нашими фронтовыми операторами, снова в боевом строю. Они защищают память, святую правду о великой Победе нашего народа. И пока они у нас есть никакая ложь не победит эту святую Правду».
Монтажные листы советских фронтовых операторов
1 партия https://cloud.mail.ru/public/96Rb/yPdEFTwEH
2 партия https://cloud.mail.ru/public/eLv5/sCX6UWL38
3 партия https://cloud.mail.ru/public/XmyY/E4a32LCg4