Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино СК РФ: в МПГУ обсудили фильмы режиссера Сергея Дебижева «Раскаленный хаос» и «Теория хаоса»


Студенты и преподаватели Московского государственного педагогического университета встретились на площадке вуза для обсуждения с режиссером Сергеем Дебижевым двух его документальных фильмов– «Раскаленный хаос» и «Теория хаоса». Первый фильм ребята посмотрели на одной из встреч ранее, 26 сентября 2024 года, второй смотрели самостоятельно. Горячее обсуждение коснулось и формы подачи материала, и его содержания.

Кинопоказы в вузе проходят в рамках сотрудничества Центра кинопедагогики и медиакультуры МПГУ и Комиссии «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России.

В обсуждении поучаствовали студенты 1–3 курсов Института социально-гуманитарного образования МПГУ, которые обучаются по профилям «история» и «воспитательная работа».

Сергей Дебижев поделился радостью по поводу того, что в прокат стали выходить фильмы не развлекательного формата, а требующие осмысления и внутренней работы – у этого кино своя аудитория, которая редко ходит в кинотеатры. «Нам удается обратиться к ней, пригласить в кино и предложить осмысленный разговор», — отметил режиссер. В частности, это относится к недавно вышедшему в прокат фильму Сергея Дебижева «Крест» и его же фильму «Святой архипелаг», который находился в широком прокате около года.

Предваряя вопросы по заявленным фильмам, Сергей Дебижев рассказал, что посвятил много времени тому, чтобы разобраться в истории: что происходило в России в период Первой Мировой войны и после, что предшествовало событиям, каковы причины и последствия, в чем трагедия Октябрьской революции для страны, ее народа и даже мира. Оба фильма – результат этого осмысления.

— Фильмы показывают мою точку зрения на эти вопросы, — подчеркнул режиссер. – Точки зрения есть разные, важно знать о них и понять, на какой позиции стоите вы, особенно это важно для вас как будущих педагогов. Это не означает, что вы не знаете и не понимаете альтернативные мнения – нет. Но имеете свое, и только тогда можете контактировать с миром и массивом истории.

Фильмы созданы на основе изучения исторических документов, книг, интервью, воспоминаний, жизнеописаний. Режиссер рассказал, что намеренно выбрал нестандартные средства художественного выражения: более 6 тыс. монтажных склеек, напористость, быстрота, резкая подача, стилистическое разнообразие – расчет на современное молодое поколение и на эмоциональное восприятие материала.

Именно это – способ подачи – вызвал много вопросов, реплик и споров. Не все преподаватели согласились с тем, что можно транслировать только одну, свою точку зрения. Меж тем, режиссер отметил, что будет рад увидеть альтернативные киноленты, посвященные данной теме. Дискуссию вызвало и содержание – то, как осмысляется история России.

Сергей Дебижев отметил важность понимания того, что именно Россия стала экспериментом для освоения инструмента революций, которые используются и сегодня в разных странах.

Студентка Дарья Наумова поинтересовалась у режиссера, было ли какое-то переосмысление материала уже после выхода фильма. Артур Гарифуллин задал вопрос об осмыслении исторических событий. По мнению Артура, если бы не случилось революции и дальнейшей перестройки экономики СССР, победа во II Мировой войне была бы невозможна.

Я часто сталкиваюсь с такой путаницей в головах молодых людей, — ответил режиссер. — Если бы империи удалось победить в I Мировой войне, к чему были все условия, то II Мировой не было бы в принципе. Российская Империя еще раз подтвердила бы свое центральное положение в Европе, Германия не была бы поставлена в тяжелые условия по итогам Версальского договора – повода к продолжению войны (а вторая война стала, безусловно, продолжением первой) не было бы никакого.

По мнению Сергея Дебижева, победа во II Мировой – это победа не Советского Союза и не коммунистической партии, а русского человека, который был воспитан еще на идеологии старой России.

Сейчас я озадачился другим, как мне кажется, гораздо более важным и глубоким вопросом, — поделился Сергей Геннадьевич. – Он связан с миссией человека на земле. Революция погрузила нас в материалистическую картину мира, и мы до сих пор в ней живем. И только сейчас мы начали формулировать новую страну, новую цивилизацию и государство.

Резюмируя встречу,директор Центра регионоведения и гуманитарно-образовательного сотрудничества ИСГО МПГУМарина Кривенькая отметила, что подобные дискуссии – хорошая возможность для студентов вновь обратиться к материалам истории в разных источниках, в том числе к литературе, кино и пр.

Раскаленный хаос, 2017 год, 110 мин. Режиссер Сергей Дебижев. Авторы сценария: Сергей Дебижев, Игорь Воронин.

Фильм о причинах Русской революции, Первой Мировой войне, внешних и внутренних заговорах, приведших к крушению монархии и всего миропорядка. Текст состоит из цитат, воспоминаний и умозаключений очевидцев.

Теория хаоса, 2019 год, 52 мин. Режиссер и сценарист Сергей Дебижев. Фильм-плакат — продолжение документального фильма «Раскалённый хаос»

 

Материал подготовлен Комиссией
«Творческая лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России.
Автор текста Екатерина Криволапова
Фото предоставлены Центром кинопедагогики и медиакультуры МПГУ