Лаборатория духовно-нравственного кино Союза кинематографистов России показала фильмы из цикла «Не ушедшие»


Мероприятие прошло в Доме кино и было организовано Комиссией-лабораторией совместно с «Научно-просветительским центром «Индрик».

Зрители увидели фильм «Павел Корин. Замысел великой картины» о художнике Павле Корине и его незавершенной картине «Реквием. Русь уходящая», над которой он работал несколько десятилетий, в 1925–1959 годах, создав множество этюдов, находящихся ныне в собрании Третьяковской галереи. Вторая показанная в этот вечер работа «Путь праведников ко Господу. Архимандрит Сергий (Сребрянский)» посвящена удивительному подвижнику XX в., первому духовнику Марфо-Мариинской обители милосердия. Не случайно на своем эскизе Павел Корин изобразил отца Сергия как святого, задолго до его канонизации.

В фильмах заложен глубокий внутренний смысл – сила духа художника и его героев. Согласитесь, писать в то время подобные картины о Православии и, вообще, о духовности и душе, означало бросить вызов всему обществу в целом. Уложить всего в шесть минут рассказ о послании художника к будущим поколениям русских людей, который свидетельствует о совершившемся на его глазах возрождении верующего народа и Церкви Советской России, дорогого стоит.

Архимандрит Сергий – удивительный подвижник ХХ века. Он сохранил и продолжил дело великой княгини после закрытия обители в 1926 г. в маленькой тверской деревушке Владычня. А после окончания войны к отцу Сергию, как к святому старцу, со всех концов страны потянулись за помощью и утешением исстрадавшиеся люди. Таким и представил его художник. Но не это главное. Корину образ архимандрита Сергия был нужен, чтобы ввести в число изображенных на картине людей Церкви другого почитаемого им персонажа: саму великую княгиню. Это было опасно, но художник нашел такую возможность.

После просмотра состоялась дискуссия, в которой приняли участие Председатель Синодального миссионерского отдела, наместник Высоко-Петровского монастыря епископ Евфимий (Моисеев), автор сценария фильмов, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, историк Церкви XX века Алексей Беглов, автор идеи директор АНО «Научно-просветительский центр «Индрик» Кирилл Вах, режиссер Александр Сорокин, режиссер, руководитель Комиссии Наталья Кононенко, киновед, программный директор кинофестиваля «Радонеж» Татьяна Москвина-Ященко.

Горький назвал эскизы Корина «Русь уходящая», но сам художник так не считал. Он видел свою картину реквиемом. В его дневнике можно прочесть: «я хочу, чтобы группы на этой картине выстраивались как реквием, как музыкальное произведение, как симфония». Потому авторы фильмов назвали свой цикл «Не ушедшие», чтобы показать, что Церковь и люди Церкви не просто не стали уходящей Русью. А именно они в итоге победили. Да, после гонений и притеснений, но победа была – когда после празднования тысячелетия Крещения Руси стали открываться храмы и возрождаться монастыри, люди ринулись туда как к источнику жизни. Сколько было молодежи, да и сейчас ее немало в храмах и в православных высших учебных заведениях.

И, в общем-то, эти фильмы, как и картины Корина, направлены к будущему нашей страны, к молодежи, которой до обидного немного было в зале. В то же время уже одно то, что в этом зале показывается такое кино, как точно отметила Татьяна Москвина-Ященко, – большой прогресс, произошедший в обществе с момента Тысячелетия Крещения. «Мы живем в то время, когда стирается грань между верующими и неверующими, между светским и культовым учреждением, – сказала Татьяна Викторовна. – И можно говорить о вещах духовных и просветительских в светском учреждении спокойно, и собирать залы на такое духовное кино». Программный директор кинофестиваля «Радонеж» рассказала также о новых жанрах, появившихся в последнее время – это житийное кино и кино музейное, основанное на жизни подвижников веры и музейных экспонатах, добавив, что показанные киноленты – как раз таковы. Да и сами авторы сценария назвали себя дилетантами, отметив, что профессионалы в команде режиссер и оператор, но эти «дилетанты» настолько высоко образованы и заряжены идеей, что вовлекли в это и заставили гореть всех вокруг. Возможно, прав один из авторов сценария, и цикл надо смотреть целиком – такая возможность есть у желающих: цикл выложен на ютуб-канале «Индрик Видео» – но даже те показанные картины дают представление о том, насколько огромная работа проделана, и насколько это интересно и важно для зрителя.

Кирилл Вах в ответ на вопросы зрителей очень много рассказал о Павле Дмитриевиче Корине, изложив мнение о его тайном монашестве, поскольку художник писал своих героев как человек, не просто близкий им по вере, но человек свой, как бы изнутри Церкви, если можно так выразиться. Алексей Беглов поведал собравшимся интересную историю духовной связи Корина и Святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы. Еще совсем молодым неизвестным художником Павел Корин расписывал крипту храма в Марфо-Мариинской обители, где должна была упокоиться Елизавета Федоровна, и эта роспись в итоге преобразилась в душе и мыслях художника в ту картину, которую он задумал как Реквием Церкви Русской.

Интересен был и рассказ Владыки Евфимия, вспомнившего, как Митрополит Питирим и некоторые другие деятели Церкви пришли на выставку эскизов Корина в Академию художеств в облачении, и, услышав за спиной шепот публики «Русь уходящая уходит», ответил: «Мы еще вернемся», что и случилось, как мы все с вами знаем.

Одна из зрительниц, хранительница Третьяковской галереи, правда, посетовала на то, что былая эпоха, когда Церковь и государство были едины, не вернулась. Она вспомнила то, что говорила Прасковья Тихоновна Корина, с которой была лично знакома. «Я ее спросила, будучи девочкой, студенткой МГУ, искусствоведения. Прасковья Тихоновна, сейчас возрождается Православие в России. Как вам кажется, вот когда вы были молодые, это все вернется? Она подумала и говорит: «Нет, не вернется. Я когда ночевала в Марфо-Мариинской обители, в юности, утром открывала форточку и слышала – звонит Кремль, колокол Иван Великий. Кремль звонит. Потом начинает храм Христа Спасителя, потом другой третий. И вся Москва гудит. Вся Москва звонит. Люди идут по Большой Ордынке, мимо нашей Марфо-Мариинской обители на работу люди идут и знают, что они идут не просто на работу, а ради чего? Вот эта вертикаль она была, и они ее ощущали. И вот это не вернется».

Про вертикаль говорил и Кирилл Вах, очень точно отметивший, что поколение 70-80-х, к которому он себя относит, заставшее СССР на излете, очень четко умет отличить правду от лжи. Время, по словам Сергея Аверинцева, привило людям вкус к правде. Слишком грубой была ложь, и слишком много все над ней смеялись. «Это уже была не страшная эпоха, но не менее ложная, страшная с точки зрения того, за что тебя покупали. А сейчас вы не поймете, за что вас покупают. Раньше была вертикаль, сейчас все горизонтально. И мы, в общем, хотели бы вернуть в общество это представление вертикали. Через стихию коринского восприятия подвига, если хотите, мы сможем, наверное, много сказать, сможем просто почувствовать те неизменные ориентиры. Сумеем интуитивно идти в правильном направлении, несмотря на всю эту ложь или замкнутость».

И в этом, как заключил Владыка Евфимий, может сыграть важную роль кино. И именно кино документальное. «Жанр документального кино наилучшим образом, на мой взгляд, сможет передать те духовные смыслы и послания, которые сейчас так важны для современного человека. Я убежден, что все мы, посмотрев сегодня эти два небольших кинофильма, конечно, уже уйдем из этого зала не такими, какими мы сюда пришли. То есть, конечно, эти фильмы, помимо какого-то исторического содержания несут в себе и колоссальный духовный нравственный смысл», – сказал Его Преосвященство, добавив, что «сейчас запрос на такие сюжеты, как мы посмотрели, у общества есть, и у общества, и у государства, если Президент подписывает указ об укреплении духовно-нравственных ценностей. Как мы будем укреплять, за счет чего? Мы должны показывать людям вот эти образцы, которые именно на нашей почве появились, не какие-то там заимствования, а это наши самородки, наши художники, философы, ученые. Надо думать, как продвигать такое кино к зрителю».

И это действительно так. Многие зрители, выражая слова благодарности авторам фильмов, говорили о том, что посмотрели уже несколько фильмов, что называется запоем. «От них невозможно отвлечься, и они заставляют думать, чувствовать, понимать, ложатся на душу и сердце». И многие с радостью смотрели бы такие фильмы по телевизору или в кинотеатре. Как сказала Наталья Кононенко, приглашая зрителей на следующий показ, замечательно, что есть возможность посмотреть картины на большом экране – совсем другое ощущение и восприятие.

То, что такие показы стали регулярными, давая возможность не только посмотреть фильм, но и обсудить его с авторами, на мой взгляд, замечательная традиция, и очень хочется, чтобы она продолжалась, и в зале было как можно больше молодежи.

Видеозапись обсуждения:

Справка:

ПАВЕЛ КОРИН. ЗАМЫСЕЛ ВЕЛИКОЙ КАРТИНЫ

Россия, Москва, 2022, 6 мин., авторы сценария Алексей Беглов, Кирилл Вах, режиссер Александр Сорокин

ПУТЬ ПРАВЕДНИКОВ КО ГОСПОДУ. АРХИМАНДРИТ СЕРГИЙ (СРЕБРЯНСКИЙ)

Россия, Москва, 2022, 32 мин., авторы сценария Алексей Беглов, Кирилл Вах, режиссер Александр Сорокин

Материал подготовлен киноведом Еленой Ульяновой
Видео предоставлено АНО «Научно-просветительский центр «Индрик»