Молодежный центр СК РФ разрабатывает систему профессионального роста молодых кинематографистов


19 декабря 2023 года в Конференц-зале Центрального дома кинематографистов состоялся круглый стол на тему «Как построить успешную карьеру в кино?». Его идейным вдохновителем и организатором выступил Молодежный центр Союза кинематографистов России.

Сегодня в России производится большой объем кинофильмов и телесериалов для больших экранов и онлайн-платформ; при этом молодые кинематографисты часто испытывают трудности с трудоустройством. Начинающие продюсеры, сценаристы, режиссеры, операторы, художники, звукорежиссеры и многие другие не знают, как реализовать творческий потенциал и внести свой вклад в успешное развитие национальной киноиндустрии. Четкой системы роста молодежи в кино до сих пор не существует.

Поэтому Молодежный центр Союза кинематографистов России ставит перед собой следующие задачи:

  • при участии ведущих деятелей киноиндустрии разработать алгоритм помощи молодым кинематографистам в трудоустройстве;
  • организовать прохождение практики на кинопроектах в киностудиях;
  • находить решение юридических, финансовых и организационных вопросов, связанных с трудоустройством молодежи;
  • как можно раньше выявлять молодежь с высоким творческим потенциалом.

Этому и был посвящен прошедший круглый стол.

Модераторами круглого стола выступили:

  • Алексей Алешковский, президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России
  • Екатерина Лебедева, руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов России

В дискуссии приняли участие:

  • Михаил Калинин, оргсекретарь Союза кинематографистов России
  • Филипп Кудряшов, президент Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России
  • Дмитрий Якунин, заместитель исполнительного директора Фонда поддержки регионального кинематографа
  • Игорь Степанов, генеральный директор Гильдии кинорежиссеров России
  • Галина Сыцко, советник исполнительного директора Фонда «Кинопрайм»
  • Наталия Клибанова, главный продюсер «Амедиа продакшн»
  • Светлана Сонина, заместитель генерального продюсера онлайн-платформы Okko
  • Григорий Сотников, ведущий редактор онлайн-платформы Okko
  • Павел Сарычев, генеральный директор BlackBox Production
  • Жан Просянов, главный редактор портала Кино-Театр.ру
  • Андрей Туманов, кинорежиссер
  • Евгений Григорьев, директор по развитию Свердловской киностудии
  • Захар Чавкин, продюсер Wink Originals

Обсуждался вопрос о том, что среди членов Союза кинематографистов сегодня немного молодых кинематографистов. Как вовлекать молодых специалистов в ряды гильдий, как создать условия для реализации их творческих проектов при поддержке Союза и Молодежного центра – эти вопросы поднимались в ходе разговора. На сегодняшний день средний возраст членов Союза кинематографистов – 50–60 лет, молодых же (до 35) всего около 80. Это не те цифры, которые хотелось бы видеть.

Алексей Алешковский, в частности, отметил, что в кино ощущается нехватка грамотных специалистов, и задача Молодежного центра Союза кинематографистов России – помочь встретиться выпускникам киношкол с продюсерами или представителями киностудий. Особенно это касается регионов.

Михаил Калинин говорил о необходимости совершенствования базы данных кинематографистов-профессионалов с помощью современных компьютерных технологий. Относительно приема в Союз кинематографистов РФ его оргсекретарь отметил, что стоит не только хотеть получить что-то от Союза, но и знать, «что ты сам можешь и готов предложить».

Много было сказано об опыте, который следует перенимать у старших. В частности, директор по развитию Свердловской киностудии Евгений Григорьев поделился опытом привлечения наставников-профессионалов для обучения молодых тем профессиям, которых не хватает:
«Мы попали в итоге не только в образовательную яму, мы попали еще и в демографическую яму. Потому что если мы думаем, что только для киноиндустрии в стране людей нет, то это не так — деревообрабатывающая промышленность, металлообрабатывающая промышленность, огромные корпорации ищут людей. Не хватает, например, экскаваторщиков, и там прекрасная зарплата — 250 тысяч. Поэтому у нас очень большая конкуренция за человеческие ресурсы. Он (молодой специалист) плохо образован, у него есть еще ряд болезней, которые принесла цивилизация – рассеянное внимание, например. И мы его не можем обеспечить материально. В общем, как мы поступили? Мы позвали самых классных людей из профессии, и они обучают молодежь. Но вот ты его (молодого специалиста) обучил, и ты должен обеспечить его работой. То есть киностудия должна работать как завод. В регионе это очень непросто. Но, тем не менее, три года назад в Свердловской области за год снималось полторы картины, сейчас снимают шесть. И 30% тех, кого мы обучили, остались в профессии. Вот такая конверсия. Думаю, это уже прогресс».

С ним согласился генеральный директор BlackBox Production Павел Сарычев, отметивший, что «успешная карьера в кино – это уверенность молодого человека в завтрашнем дне, в своей востребованности». Он также посетовал на нехватку кинокадров второго, третьего состава: ассистентов, костюмеров, администраторов, посоветовав молодежи обратить внимание на эти специальности. «Надо идти на эти должности, а еще надо делать чуть больше, чем требуется. Это тоже очень важно, потому что у нас очень многие люди приходят: «я администратор, я делаю это, это, это, а это не мое».

О важности образования говорила также советник исполнительного директора в Фонде «Кинопрайм» Галина Сыцко, отметившая важность наличия простых человеческих качеств – коммуникабельности, исполнительности, умения слушать и слышать для успешности в профессии. Она обратила внимание собравшихся на необходимость наличия академических знаний «не в том смысле, что сидеть зубрить или читать, потом там цитировать какие-то абзацы, нет. Надо понимать моменты кинопроцесса, технологию, независимо от того, кто ты по профессии. Я за образование в любом виде, но образование не формальное, а именно возможность действительно получения знаний. Важно, не то, как ты зашел в кино, а то, как ты можешь остаться».

Главный продюсер «Амедиа продакшн» Наталия Клибанова и заместитель генерального продюсера онлайн-платформы Okko Светлана Сонина были солидарны в том, что онлайн-кинотеатрам не хватает хорошей продукции, а это – следствие нехватки молодых режиссеров, которые разбираются в современном контенте и цифровых технологиях. «В последние годы все мы в первую очередь озабочены тем, откуда взять еще людей. Желательно, чтобы они были молодые, классные. Ну и естественно, чтобы они были профессионалами», – сказала представитель Окко. Поддержав коллегу, Наталия Клибанова отметила, что у молодых много креативных идей, но как доходит до реализации, проект становится мыльным пузырем. «Есть много молодых людей, которые приходят с разными креативными идеями, но из этих идей в итоге очень мало, что можно прочитать и потом снять». «Не получается никакого конечного продукта, — сказала спикер. – Есть действительно большая проблема, потому что много разных кинематографических школ, выпускники которых теоретически должны знать, что и как происходит на съемке. Но в том-то и дело, что это только теоретически. Когда дело доходит до практики, все разваливается».

Обсудив с ведущими профессионалами киноиндустрии проблемы профессионального роста молодых кинематографистов, Молодежный центр Союза кинематографистов России ставит перед собой следующие задачи:

  • Разработать систему профессионального роста молодых кинематографистов с помощью резидентства в Молодежном центре.
  • Через ресурсы Молодежного центра Союза кинематографистов заключить партнерские соглашения с кинокомпаниями для трудоустройства молодых кинематографистов.
  • Предложить Союзу кинематографистов России организовать в 2024 году Молодежную международную кинопремию; в рамках ее проведения запланировать питчинг с денежными призами и поддержкой от онлайн-кинотеатров.
  • Для системной информационной поддержки деятельности Молодежного центра разработать серию интервью с лидерами кинопроизводства.
  • Запланировать развитие сети региональных Молодежных центров Союза кинематографистов РФ как инициативных начинаний, на первом этапе – без образования юридического лица (в перспективе — АНО).
  • Главной задачей региональных Молодежных центров определить создание системы профессионального роста молодых кинематографистов в регионах России – в первую очередь, за счет образовательных и просветительских программ, системы стажировок, организационной и грантовой поддержки.
  • Привлекать к развитию платформы «Киноконструктор Союза кинематографистов России» инициативную творческую молодежь с целью расширения творческой активности на базе Союза.

Материал предоставлен
Молодежным центром
Союза кинематографистов России