Музей кино открывает выставку, посвященную художнику театра и кино Семёну Манделю


Эскиз декорации "Кабинет директора". 1937, фильм "Ленинградцы", реж. А.Зархи (не осуществлен)

Сегодня в Государственном центральном музее кино открывается выставка «Невидимое кино. Посвящение Семёну Манделю». Проект реализован благодаря дочери художника Алисе Мандель, передавшей в дар Музею кино значительную часть творческого наследия своего отца в 2017 году. На выставке можно будет увидеть эскизы к фильмам, над которыми мастер трудился на протяжении пятидесяти лет своей творческой жизни. Многие из них будут экспонироваться впервые. Специально к выставке Музей кино издал объемный каталог «Важнейшим из искусств для нас является…» с избранными работами Семёна Манделя.

Семен Соломонович Мандель (1907-1974), будущий советский художник театра и кино, родился в городе Жмеринка Подольской губернии. В 1931 году окончил живописный факультет Киевского художественного института по разделу театра и кино, в котором учился, в том числе, у одного из крупнейших представителей русского авангарда Владимира Татлина. После выпуска Мандель работает на киностудии «Украинфильм», затем переезжает в Ленинград, становится главным художником «Белгоскино», позже – одним из ведущих авторов «Ленфильма».

Эскиз декорации "Кабинет директора". 1937, фильм "Ленинградцы", реж. А.Зархи (не осуществлен)

Эскиз декорации «Кабинет директора». 1937, фильм «Ленинградцы», реж. А.Зархи, И. Хейфиц (не осуществлен)

В обширной фильмографии Семёна Манделя значатся десятки кинокартин, снятых на разных студиях страны, многие из которых вошли в золотой фонд советского кинематографа. Среди них «Девушка спешит на свидание» Михаила Вернера и Сергея Сиделёва (1936), «Антон Иванович сердится» Александра Ивановского (1941), «Свадьба» Исидора Анненского (1944), «Крейсер «Варяг» Виктора Эйсымонта (1947), «Русский вопрос» Михаила Ромма (1948), «Укротительница тигров» (1954) и «Медовый месяц» (1956) Надежды Кошеверовой. Однако сегодня, спустя полвека после его ухода из жизни, имя художника практически неизвестно широкому зрителю. Персональная выставка в стенах Музея кино станет данью памяти выдающемуся мастеру.

Эскиз декорации «Комнта Трофима Иваныча» 1934 г.. Фильм «Золотые огни/ Высокое напряжение», реж. В. Корш-Саблин

Выставка «Невидимое кино» уникальна. В её основе лежат подготовительные работы к неснятым, незавершенным, либо не сохранившимся картинам выдающихся режиссёров.

 

«История кино – это не только история признанных достижений, но и печальных потерь. При внимательном изучении эскизов и набросков художника-постановщика можно в определенной мере составить образы задуманных, но так и не осуществлённых фильмов. Выражаем благодарность Алисе Мандель за щедрый дар, и надеемся, что еще больше людей смогут познакомиться с творчеством ее отца», – отметила директор Музея кино Лариса Баженова.

На выставке будут представлены несущие на себе отпечаток немецкого экспрессионизма и «новой вещественности» эскизы 30-х годов прошлого века к утраченным «Золотым огням» Владимира Корш-Саблина, и тончайший «Пушкин» к неосуществленному замыслу Сергея Герасимова, и фантастические этюды к совместной советско-американской постановке «Синей птицы» Джорджа Кьюкора, работа художника над которой оборвалась смертью Семена Манделя. Центральной частью экспозиции станут наброски к неосуществленному фильму «Ленинградцы» (1936-1938) Иосифа Хейфица и Александра Зархи по сценарию Юрия Германа. Сохранилось более полусотни набросков, по которым можно составить представление о масштабе предварительной работы съемочного коллектива: эскизы костюмов и декораций, разработки персонажей.

Эскиз декорации «Дорога» 1973-1974 гг. Фильм «Синяя птица» (реж. Д. Кьюкор)

«Данная часть кинематографического процесса, как правило, ускользает от зрителей и оказывается на своеобразной обочине киноведения, известной лишь узкому кругу специалистов. Это становится своего рода «невидимым кино», которому не суждено было появится на свет ввиду удивительной хрупкости этого искусства. Наша выставка помогает прикоснуться к этой тончайшей материи», – рассказал куратор проекта Станислав Луговой.

Выставка продлится до 30 января 2025 года.

Изображения представлены
 фондами Государственного центрального музея кино