В Санкт-Петербурге на уникальном кинофестивале INтонации молодые звукорежиссеры показали свое мастерство.
С 22 по 27 апреля в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения (ГИКИТ) прошел X Международный кинофестиваль студенческих работ звукорежиссёров INтонации.
Гости фестиваля приняли участие в показах, профессиональных мастер-классах от ведущих специалистов кино и анимации, познакомились с современными тенденциями в сфере звукозаписи, побывали на студии «Ленфильм».
Фестиваль INтонации проводится с 2014 года, он был создан на базе кафедры звукорежиссуры ГИКИТ, чтобы сохранить традиции «Ленинградской школы кино». С 2016 года этот уникальный фестиваль имеет международный статус.
В этом году в конкурсную программу вошли 59 работ из 22 стран мира, в том числе из Турции, Польши, Кореи, Индии, Великобритании.
Торжественная церемония открытия состоялась 22 апреля в кино-концертном зале ГИКИТ. Гостей и участников приветствовала и. о. ректора института Екатерина Сазонова:
«Я хочу поблагодарить всех организаторов фестиваля. Это не только кафедра звукорежиссуры: это и те, кто стоит за сценой, за камерами, на входе. Как и на всех студенческих фестивалях, большую часть работы выполняют наши студенты. И это замечательно и правильно. Отдельная благодарность – Министерству культуры Российской Федерации – за то, что государственная поддержка фестиваля с каждым годом растет».
Были представлены члены жюри фестиваля – мэтры звукорежиссуры:
- звукорежиссер, трижды лауреат премии «Primetime Emmy», шестикратный номинант на премию «Emmy», лауреат премии «Golden Reel» от Motion Picture Sound Editors США Роланд Вайс;
- звукорежиссёр, выпускник Ленинградского Института Киноинженеров (ГИКИТ) Андрей Влазнев;
- композитор, педагог, Заслуженный деятель искусств РФ, пятикратный обладатель Национальной кинопремии «Золотой орёл» Юрий Потеенко;
- звукорежиссер, выпускник Ленинградского Института Киноинженеров (ГИКИТ), трехкратный лауреат премии «Ника», двухкратный лауреат премии «Золотой Орел», лауреат премии «Медный всадник» киностудии «Ленфильм», член Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, режиссер и сценарист Гелена Пирогова;
- звукорежиссер, выпускник ГИКИТ Иннокентий Сивцев.
Второй день фестиваля был посвящен показам работ, представленных в номинациях «Лучшее звуковое решение в неигровом фильме» и «Лучший звукорежиссерский дебют». Зрители могли проголосовать за понравившуюся картину. После состоялся мастер-класс Юрия Потеенко на тему «Принципы созвучия композитора и звукорежиссера в кино».
Мэтр подчеркнул, что музыка в кино – это химический сплав звучания, изображения и смысла.
«Я понял эту простую истину, когда однажды написал музыку к конкретной сцене фильма. А после монтажа выяснилось, что именно в этой сцене моего произведения нет. Его поставили совершенно в другие сцены и я понял, насколько это хорошо работает и как меняет восприятие замысла режиссера. Это понимание было на физическом уровне. И пока это физическое ощущение есть, композитор может работать в кино», — пояснил Юрий Потеенко.
Третий день фестиваля стал праздником анимации. Были представлены ленты российских кинематографистов, работы из киношкол Перу, Японии, Франции и Китая. Позже состоялся мастер-класс звукорежиссера Роланда Вайса, который поделился своими принципами работы. Он убежден в важности экспериментов и поиска собственного уникального звука.
На четвертый день фестиваля гости посмотрели блок игровых работ и посетили мастер-класс режиссера дубляжа Гелены Пироговой. Она поделилась практическими упражнениями по работе актёра и режиссёра на озвучивании. Гости смогли попробовать себя в качестве актёра дубляжа, узнали о тонкостях работы с текстом для перевода.
Пятый день фестиваля прошел в студии «Ленфильм». Здесь звукорежиссёр перезаписи Андрей Бельчиков говорил о тенденциях развития звукового оборудования, изменениях принципов звукозаписи на легендарной киностудии и провел экскурсию по звуковому комплексу «Ленфильма».
27 апреля состоялась торжественная церемония закрытия и объявление победителей:
- Специальный приз жюри имени Григория Франка «За самобытность звукового решения» — Михаил Житков за фильм «Сокровище», ГИКИТ, 5 курс, мастерская Юрия Кубицкого и Антона Семенова;
- Специальный приз жюри имени Бориса Андреева «За выразительность звукового решения» — Глеб Аникейчик за фильм «Нойды. Северные ведьмы» ГИКИТ, 4 курс, Владимира Персова и Марины Шейман;
- Специальный приз жюри имени Елены Сладковской «За красоту и искренность интонаций» — Вероника Васильева за фильм «Почкование» ГИКИТ, 5 курс, мастерская Юрия Кубицкого и Антона Семенова;
- Специальный приз жюри имени Алиакпера Гасан-Заде «За поиск абсолюта и его воплощения» — Софья Васёва за фильм «Здесь и сейчас» ГИТР 5 курс, мастерская Алексея Пожарова;
- Специальный приз зрительских симпатий — Даниил Медведев и Василий Сегень за фильм «52 герца» ГИКИТ, 4 курс, Владимира Персова и Марины Шейман;
- Приз за лучшее музыкальное решение фильма — Михаил Житков за фильм «Evermore» ГИКИТ, 5 курс, мастерская Юрия Кубицкого и Антона Семенова;
- Приз за лучший звукорежиссерский дебют — Анна Жбанова за фильм «Дорога слов» ГИКИТ, 3 курс, мастерская Сергея Варцана и Игоря Терехова;
- Приз за лучшую работу звукорежиссера в анимационном фильме — Мария Сергеева за фильм «Цмок» ГИКИТ, 3 курс, мастерская Сергея Варцана и Игоря Терехова;
- Приз за лучшую работу звукорежиссера в неигровом фильме — Charllote Muller за фильм «Истории с усами» Венгрия, SZFE school;
- Приз за лучшую работу звукорежиссера в игровом фильме — Варвара Быкова за фильм «Ничего не было» ВГИК им. С. А. Герасимова, 5 курс, мастерская Кирилла Василенко;
- Гран-при получил Даниил Медведев и Василий Сегень за фильм «52 герца» ГИКИТ, 4 курс, мастерская Владимира Персова и Марины Шейман.
Поздравляем победителей и до встречи на следующем фестивале «INтонации».
Полина Ухарева