Программа четвертого дня кинофестиваля «Белые Столбы-2016»


Программа утренних показов четвертого фестивального дня состояла из циклов «Геловани до Сталина» («До скорого свидания», 1934, реж. Георгий Макаров) и «Реставрации» («Первая охота», 1937, реж. Павел Шмидт, «Золотой гребешок», 1947, реж. Владимир Муджири, «Нельзя ли без меня», 1932, реж. Виктор Шестаков).В этот же день в Новом зале прошел показ короткометражного документального фильма Аиды Шляпфер Аль Хассани «Имя существительное». В основе сюжета — рассказы о страдания иракцев-христиан от рук террористов, рассказы выживших о страшных зверствах, об их мужестве и стойкости, а также о надеждах и неопределенности будущего.
Также были показвны киноленты, посвященные архивным находкам — «Айна» (1931) реж. Николай Тихонов, «Сокровищница культуры» (1940) реж. Мария Клигман, «Призрак гробницы» (1915) реж. Чарльз Калверт.
Хроника дотелевизионной эпохи не так уж часто снимала сюжеты о великих мастерах кино. Поэтому часть цикла «Кино о кино» решено было посвятить Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Отдельные съемки хранились в кинолетописи и дарились самому режиссеру (находившиеся у него пленки в начале 1960-х годов были переданы вдовой режиссера Перой Моисеевной Аташевой в Госфильмофонд). В подборку включили всю звуковую хронику Эйзенштейна, которая имеется на данный момент в распоряжении фильмохранилища: «Наше кино (материал кинолетописи)» (1940), «На съемке фильма «Мечта» (1941), «Братья евреи всего мира» (1941), «Вечер англо-американского кино» (1943), «Памяти С.М. Эйзенштейна (материал кинолетописи)» (1948).
Вскоре после показа открылся круглый стол «Пленка в цифровую эпоху», на котором обсуждалась роль кинопленки в эпоху цифрового кино и ее дальнейшая судьба. Вели круглый стол президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов и киновед, историк кино, заслуженный деятель искусств России Наум Клейман. В обсуждении приняли участие президент FIAF Эрик Ле Руа, руководитель отделения профессионального кино ООО «Кодак» по России и СНГ Елена Касаткина, художественный руководитель фестиваля «Белые Столбы» Петр Багров и другие.
Госфильмофонд, Союз кинематографистов России и Российский государственный архив кинофотодокументов (г. Красногорск) сейчас ведут активную борьбу за то, чтобы все материалы продолжали сдаваться на хранение непременно на пленке, а не на цифровых носителях. По мнению доцента ВГИКа, руководителя киноведческой мастерской, кандидата искусствоведения Клары Исаевой, лучшие художественные фильмы именно тем и богаты, что оператор ищет ликвидации от плоского экрана, пытаясь создать пространство.
Завершили четвертый день показов фильмы «Ад раскрылся» (1941) реж. Х.К. Поттер (цикл «Кино о кино») и «Друзья и годы» (1965) Виктора Соколова (цикл «In memoriam»).