Разговор на тему «Москва – столица креативных индустрий» состоялся в рамках ХIII Международного кинофестиваля «Будем жить»


25 августа 2024 года в рамках ХIII Международного кинофестиваля «Будем жить» состоялась дискуссия  «Москва – столица креативных индустрий» с участием представителей отечественной киноиндустрии.  Предлагаем вашему вниманию фрагменты стенограммы состоявшегося круглого стола.

Евгений Герасимов, президент Московского международного кинофестиваля «Будем жить»: Мы подходим к финалу и, как всегда, на наших круглых столах обсуждаем самые злободневные темы, которые волнуют общество и которые мы считаем важным для развития нашего кинематографа.

Тема – технологии, но можно и расширить тему и поговорить о том, что происходило на этом фестивале. Замечательно, что Москва участвует и создает условия для развития киноиндустрии, в том числе для развития этих технологий. На сегодняшний день создан кинокластер Киностудии им. М. Горького, который располагает самыми передовыми технологиями. Надеемся, что и дальше пойдет только развитие.

Надо сказать, что который год мы имеем возможность проводить наши круглые столы при поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Дмитрий Якунин, директор Московского международного кинофестиваля «Будем жить»: По традиции, в заключительный день фестиваля, перед церемонией, мы подводим итоги и говорим о будущем. Фестиваль – это экосистема, которая развивается, нам бы очень хотелось обсудить условия для наиболее оптимального ее развития. Поэтому мы пригласили наших партнеров, коллег и друзей, чтобы они могли внести предложения, которые будут озвучены от лица Союза кинематографистов России в стенах Департамента культуры, Департамента СМИ. Спасибо им за организацию и поддержку нашего фестиваля.

Я бы хотел представить участников нашего круглого стола: президент кинофестиваля «Будем жить» Евгений Герасимов; член правления Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев; продюсер, актриса, режиссер Айсурат Шаманова; генеральный директор сценарного агентства «Стардаст» Татьяна Беличенко; генеральный директор АНО Лаборатория Социальных Коммуникаций «Третий Сектор», режиссер, продюсер Никита Тихонов-Рау; управляющий партнер Wanta Group Егор Брус; генеральный директор канала «Супергерои» Игорь Шибанов.

 

Десять дней шел наш фестиваль на четырех площадках города Москвы, показы посетило более четырех тысяч зрителей, 40 фильмов было представлено в конкурсной программе, более 20 фильмов вне конкурса. Много премьер, много восторженных отзывов в соцсетях и на показах – мне кажется, здорово, что наш фестиваль развивается и продолжается. Я бы хотел начать наш круглый стол с презентации.

Когда фестиваль «Будем жить» зарождался, в это же время в стенах Союза кинематографистов создавался и закладывался фундамент и Молодежного центра Союза кинематографистов России.

Изначально фестиваль «Будем жить» ставил задачу формирования некой экосистемы. Понятно, что это не только кинопроизводство, хотя мы этим тоже занимаемся, есть еще фестивали и кинособытия – как отправная точка в формировании киносообщества, представление лучших проектов и обмена опытом.

Помимо этого, мы проводили, проводим и будем проводить питчинги. Экспертиза, девелопмент сценариев – это очень важная задача, которую поставил перед собой Молодежный центр, и мы этим активно занимаемся. Информационное продвижение – тоже очень важная часть экосистемы в формировании дебютного и регионального кино, создание баз данных, использование новых технологий, господдержка, участие в экспертизе дебютных, региональных проектов.

Когда мы создавали Молодежный центр, Министерство культуры поддерживало три-четыре дебюта в год, сейчас возможностей намного больше. Понятно, что это не только наши инициативы, это инициативы Союза кинематографистов и ведущих продюсерских центров, мы знаем, что сейчас от 20 до 25 дебютов в год финансируется Минкультом, несколько дебютов финансируется Фондом кино, есть замечательные программы поддержки Института развития интернета, Росмолодежи, «Тавриды», Президентского фонда культурных инициатив – это очень здорово, у дебютантов намного больше возможностей, чем 10-15 лет назад.

Кинообразование – еще одно очень важное направление, и здесь мы тоже помогаем в формировании экосистемы, показываем лучшие практики в регионах, где только формируется дорожная карта по развитию кино. Мы говорим, что его надо развивать комплексно: не просто профинансировать один-два фильма или провести какие-то разовые образовательные программы, но также думать о формировании экосистемы.

Международное сотрудничество – тоже очень важно, особенно в условиях нашего времени. И главное, мы закладываем определенные смыслы, для чего вся эта деятельность, для чего мы тратим время, силы, деньги.

Фестивали – одна из важнейших точек экосистемы, фестиваль «Будем жить» является, с нашей точки зрения, одним из ведущих в линейке российских фестивалей, московских фестивалей уж точно, который несет правильные смыслы.

Мы также через несколько дней объявим фестиваль «Дни короткометражного кино» (Short Film Days), который по традиции проходит 21 декабря. Спасибо Союзу кинематографистов, который в этих стенах учредил данное мероприятие.

Что касается питчингов, мы сейчас объявили прием заявок на пичтинг лаборатории «Формула пути» совместно со сценарным агентством «Стардаст», в прошлом году мы провели замечательный сценарный конкурс «Метод», вместе с Молодёжным центром продолжим проводить Всероссийский питчинг дебютантов. Опять же – это не только конкурсы, но и экспертиза проектов, образовательные программы для сценаристов.

Что касается информационной поддержки, у нас есть сайт moviestart.ru, где достаточно активно информируем и молодых кинематографистов, и других представителей киноотрасли о том, что происходит на ведущих фестивалях, конкурсах, даем информацию о грантах, конкурсах. У нас большое количество подписчиков, и я уверен, среди них есть и кто-то из вас.

Что касается информационных технологий, в последнее время мы об этом задумались. Фонд поддержки регионального кино совместно с ПЦ ФПРК, руководителем которого я являюсь, уже третий год проводим Питчинг киностартапов, направленный на интеграцию IT-разработчиков, производителей цифровых решений, в киноотрасль. Мы общаемся с продюсерами, представителями киноотрасли и знакомим айтишников с ними. И на этих мероприятиях мы формируем запрос от отрасли, что нужно для кино сегодня. Это не такой большой бизнес по сравнению с разработками компьютерных игр и каких-то других проектов, но это очень важное для нас направление.

В конце года на Дне короткого метра мы проведем Питчинг киностартапов, и, если есть здесь специалисты-разработчики или таковые есть среди ваших друзей, готовьте свои проекты для участия. В прошлом году среди победителей питчинга была электронная кинохлопушка, которая сейчас достаточно активно внедряется в киноотрасль.

Если говорить о точках роста экосистемы Молодежного центра Союза кинематографистов и ПЦ ФПРК, который я представляю, очень важно развитие международного сотрудничества. Фестиваль «Будем жить» три года носит статус международного, как и фестиваль «Дни короткометражного кино», развивает международную программу, и это направление мы так же будем активно расширять и усиливать.

Расширение инфраструктуры, создание фильмов, при партнерстве с различными крупными проектами. То, что Москва делает для расширения инфраструктуры, МЕТМАШ, парк Юрлово, Евгений Владимирович об этом подробнее расскажет. Это здорово, что здесь открываются возможности не только для опытных, но и молодых кинематографистов. И мы готовы выступить мостиком, который бы помогал формировать определенную экспертизу молодежных проектов, осваивать и грамотно использовать возможности Москвы для творческой реализации наших ребят.

В Москве и других регионах есть площадки, различные креативные пространства для киношников, но их очень мало. Такие площадки есть для дизайнеров, художников, но именно точки сборки, куда могли бы прийти выпускники киновузов, представить свои проекты, получить экспертизу, пообщаться с мастерами, поучаствовать в тех или иных программах, творческих проектах, питчингах, мне кажется, что пока такой площадки нет. И я думаю, что точка роста той самой экосистемы – это создание многофункциональной, постоянно действующей площадки для молодых кинематографистов. Пользуясь случаем, как раз хочу поделиться с Евгением Владимировичем этой проблемой.

Интеграция кинообразования. Действительно, образовательных программ сейчас очень много, это здорово. Все понимают, что в киноотрасли сейчас достаточно много денег и нужны кадры, и различные частные и государственные киношколы этой проблемой интересуются, что очень здорово. Но нашей точкой роста сейчас является развитие кинообразования в регионах, и мы сейчас этим активно занимаемся. Совсем скоро будет объявлен прием заявок на участие в программе «АртМастерс Регионы».

Это презентация для нашего обсуждения – каким образом нужно расширять нашу экосистему и в целом, государственную, нашего дебютного и регионального кино. Повторюсь, много сделано, но может быть, у вас будут сейчас какие-то предложения по развитию фестиваля «Будем жить», для Правительства Москвы, что можно сделать еще лучше, что добавить к тому, что уже формируется.

Роман Исаев, член правления Ассоциации владельцев кинотеатров: Спасибо за приглашение на это замечательное мероприятие – и в качестве спикера сегодня, и за то, что фильм, который мне удалось выпустить в российский прокат – «Рай под ногами матерей», попал в конкурсную программу. Возможно, мы что-то получим сегодня на церемонии закрытия.

О цифрах, о состоянии рынка кинопроката в целом в сегменте демонстрации кинопоказа – обо всём этом можно говорить долго. Но чтобы не занимать много времени и дать возможность другим спикерам высказаться, я хотел бы обратить внимание на некоторые моменты.

Безусловно, с уходом Голливуда все кинотеатры ощутили нехватку контента. Российские продюсеры, мейджоры, независимые компании делают все для того, чтобы эту прореху залатать, но понятно, это непросто и небыстро, ведь индустрия больше 20 лет развивалась по своим определенным законам, приближенным к международным, в условиях которых Голливуд собирал порядка 75% от бокса офиса в течение каждого года. Потом всё резко поменялось, и по щелчку пальцев выпускать по пять «чебурашек» и шесть «холопов» в год, конечно, невозможно.

Да и не одними «чебурашками» и «холопами» надо развиваться: в целом зритель хочет смотреть много разного, в том числе среднего, жанрового контента. Кому-то нравятся ужастики, кому-то комедии, и глобальная задача индустрии на ближайшие несколько лет – эту историю наращивать и наполнять нехватку среднего, жанрового контента. Потому что, если зритель его не видит, он перестает ходить в кино.

Что касается наших коллег в республиках бывшего Советского Союза, то самые интересные кейсы, судя по аналитике, по тому, чего может добиться местная кинематография, показывают, что наиболее успешные результаты сейчас у Казахстана и Кыргызстана, кавказские республики не так сильны в размере своего кинопроизводства. Узбекистан только встает на эту дорогу, очень медленно и неповоротливо. Что касается Таджикистана, где действует два кинотеатра и то они периодически закрываются, там пока тоже говорить о развитии рынка рано.

По Казахстану представлю краткий бриф, данные за 2023-й и 2024-й гг. на данный момент. Прошлый год – доля местного кино – 32%, в этом году – 37%. В топ-10 фильмов за прошлый и текущий годы – три и пять картин местного производства соответственно.

По Кыргызстану еще более интересная история: кыргызы начали попозже догонять темпы производства контента, казахи прошли его чуть раньше. Наверное, казахстанская аудитория поднаелась, хотя без всяких санкций и ограничений доля местного кино составила 37%. К сожалению, казахстанские фильмы не смоги достичь «голливудских» показателей.

Кыргызы очень бодро взялись, начали снимать свои ужастики, боевички, комедии, детективы, прошлый год шесть картин в топе, этот год – семь картин. По доле за прошлый год, 48% – бокс-офиса страны дал местный контент, в этом году – 54%. Это конечно, прежде всего, заслуга той самой картины, которая вошла в конкурс фестиваля «Будем жить», «Рай под ногами матерей». Понятно, что фильм стоит на первом месте за этот год. Интересен также и его отрыв от второго места – который составил разницу в четыре раза. То есть фильм собрал больше, чем второе, третье, четвертое места суммарно. Он прокатывался в 12 кинотеатрах Кыргызстана, которые там работают, всего его посмотрело 473 тыс. зрителей, то есть почти 40 тыс. зрителей на кинотеатр. Для сравнения – «Чебурашку» в России смотрело в среднем 10,5 тыс. зрителей на кинотеатр. Понятно, что у нас другие масштабы, другие просторы, но в Кыргызстане выход фильма «Рай под ногами матерей» стал событием национального масштаба.

Очень радостно, что российский зритель не остался безучастным к этому проекту. В России пока не так много выходит фильмов из стран СНГ, наша компания в прошлом году выпускала казахский фильм «Телохранитель», такой жанровый боевичок, мы пытались привлечь и казахстанскую диаспору, живущую в России, и российского зрителя, интересующегося чем-то необычным. Но это были первые ласточки. В этом году наши коллеги, компания «Вольга» выпустила две картины, «Приговор» собрал миллион и ужастик «Дастур» собрал шесть миллионов рублей. Понятно, что в рамках российского рынка это какие-то незаметные величины, но, тем не менее, движение есть. Наверное, на эти фильмы пошли не только выходцы из среднеазиатских республик, но и какая-то часть россиян, кому интересны такие истории.

Что касается «Рая под ногами матерей», мы довольны результатом: собрали более 83 млн рублей в прокате. Это история о том, как мать с сыном совершают хадж, паломничество в Мекку, и как это все разворачивается и визуально, и с точки зрения драматургии, конечно, фильм вызывает широкий спектр эмоций, во многом исключительно положительных.

Огромный вклад в эти цифры дала Республика Дагестан, там этот фильм зашел больше, чем в остальных регионах страны. Наверное, это связано с более трепетным отношением к матери и ребенку в Дагестане, помноженное в целом на верные посылы – доброты, справедливости, универсальных общечеловеческих ценностей. В Дагестане нам удалось расширить формат проката, добавлять картину в новые кинотеатры и кинозалы. Это, в общем-то, нестандартный кейс. Дмитрий прошел этот же путь, со своим замечательным проектом «Испытание аулом». Это тоже, по сути, была некая «первая ласточка» регионального кино, которое смогло выйти на существенный уровень. В итоге – десятки миллионов рублей в сборе, цифры, которые недавно мы даже и представить себе не могли.

Говоря о «Рае под ногами матерей» отмечу, что мы в данный момент думаем о том, чтобы сделать сиквелл, если получится договориться с героями.

В общем, я старался быть кратким, в целом мы понимаем, что зритель хочет смотреть разное кино, и в этих условиях даже нишевое кино может растянуться и увеличить свою аудиторию.

Егор Брус, управляющий партнер Wanta Group: Я представляю компанию, которая занимается консалтингом, исследованием индустрии развлечений. Где-то шесть лет назад мы начали сотрудничать с Фондом кино, может быть, вы слышали об одном из наших проектов – «Кинозритель». Еженедельно, с четверга по воскресенье, мы опрашиваем порядка 1,5 тысяч человек в городах-миллионниках. За год образуется огромная выборка. Также мы прогнозируем выход новых фильмов, выясняем реакцию зрителей на просмотренные картины. Среди наших заказчиков есть продакшены, прокатчики, мы работаем не только на коммерческой основе, но и участвуем в разных социальных проектах, образовательных программах. Своей миссией считаем получение удовольствия от кино для зрителя в широком смысле этого слова: в образовательном смысле, эстетическом, даже эскапистском.

Когда мы изучаем людей, то, как правило, сначала опираемся на простые вещи. Например, на возрастной показатель. Но быстро понимаем, что это не работает: если описывать людей через пол, возраст и даже стиль жизни, то можно получить два абсолютно идентичных портрета.

Когда мы думаем о жанрах и актерах, как о критериях отбора фильма зрителем, то приходим к выводу, что и это не всегда работает. Если очень грубо, то нельзя решить проблему на том уровне, на котором находится эта проблема. Нужно подниматься на новый уровень.

Мы используем разные социальные пирамиды. Если посмотрим на одну из них, то увидим, что в ее основе – окружение личности, ее поведение, способности, как она действует в разных ситуациях, какие навыки и способности проявляет. Это классно изучать и использовать для принятия тактических решений.

Самый верхний уровень пирамиды – это профессия, это очень сложно для исследования. Это не просто задавать вопросы и слышать ответы на них, нужно погружаться глубже, потому что люди порой сами себя не понимают, они верят в то, что говорят, иногда заблуждаясь, они могут придумать себе ложные ценности или просто что-то скрывать от вас или от самих себя.

Поэтому эти два уровня, убеждений и ценностей, в пирамиде расположены довольно высоко. Это важно понимать, во что люди верят, что они считают важным, какие вопросы считают ключевыми в своей жизни. И уровень идентичности гораздо сложнее того, что мы используем.

Как правило, мы используем технологическую модель психотипа, эмоциональной потребности. И то, кем человек себя считает, что для него важно, эти два направления мы изучаем чтобы предсказать успех фильма, проанализировать логлайн, сценарий.

Начнем с психотипов. Мы более 16 лет занимаемся исследованиями, нужна научная база. Нужно, чтобы всегда была гипотеза, научное основание, в данном случае мы использовали модель американского психолога немецкого происхождения Кэрол Пирсон, которая преподавала в разных университетах по всему миру.

«Модель архетипов Юнга». Архетипов Юнга в разных версиях очень много, они очень сложные, у них много мелких отличий, работать с ними не так просто. Одно дело – прочитать работы Юнга, другое – прочитать маркетинговую книгу и третье – уметь помогать авторам в принятии тех или иных решений в процессе кинопроизводства.

Мы обратили внимание на модель Пирсон, потому что она здорово себя показала, у нее классная прикладная ценность. Здесь определяется всего шесть психотипов людей. Мы переложили психологическую модель в социологическую анкету, эту анкету протестировали на огромных выборках кинозрителей, на десятках тысяч человек.

Общая суть заключается в том, что фильмы, герои фильмов, имеют характеры, как и люди. Зрители всё время ищут что-то интересное, и не всегда мы ищем что-то похожее на нас, часто неосознанно ищем противоположности, поэтому конфликт и заложен в сценариях, мы ищем героя, исходя из наших эмоциональных потребностей.

Существует много художественных решений и особенностей, которые должны учитывать сценаристы и режиссеры, отчасти они раскрываются через эти психотипы. В конечном счете человек думает: «О, это про меня!», будь то про задачи, про внутренние конфликты или проблемы.

Есть типы, которые классно используется в социологии. Душевная модель – это люди, которым важно постоянно заботиться о других, они альтруистичны. Рядом находятся бунтари, для которых тоже важно заботиться о других, но помимо этого им так же важно повеселиться и классно провести время. У них обычно яркие, но порой бессмысленные эмоции. Рядом с бунтарями находятся деятели – это люди, которые в меньшей степени думают о других людях и больше думают о победах, конкуренции, целях, для них более важен соревновательный эффект. В их нравственных ориентирах много разных смыслов, между которыми они быстро переключаются и идут вперед, к своей цели. Рядом с ними находятся упорные – люди, которые ценят свое мнение, им очень важно высказаться, они любят поспорить, они привержены какой-то идеи, может быть, они очень патриотичны, может, для них важны семейные ценности, и это проявляется во всём. Ну и так далее, и так далее.

Через эти психотипы люди ищут «своих» героев, общие ценности, это важно учитывать.

Что касается женских образов в кино, мы знаем, что востребованы женщины-бунтари и женщины-мечтатели. Это исследование было собрано в начале года. Таким психотипам люди отзываются не потому, что в России их больше: у нас как раз, как показывают исследования, больше людей-логиков, упорных и душевных.

Где используются? Насколько эта модель прикладная? Эту модель используют при тестировании людей при приеме на работу в сложных условиях, например, в космонавтике. В кино люди не часто рассказывают про свои лайфхаки – что они используют, чтобы сделать качественный продукт.

Мы знаем, что в интервью продюсер «Храброго сердце» рассказывал, что их главная героиня и ее мать – бунтарь и упорная соответствено, и между ними разыгрывается классический драматургический конфликт.

У «Пиксара» есть мультфильм, где даже герои являются точной визуализацией тех психотипов, модели которых здесь учтены. Про Джеймса Кэмерона есть очень интересная информация – о том, что его жена, которая открыла частную школу и обучает там детей, поступает на семинары, где изучают эту модель. Это указывает на то, что она эту модель использует в школе. Джеймс является собственником школы, но никогда в жизни он не говорил о том, что использует эту модель при съемках. Сложно ли догадаться, использует он её в своих проектах или нет.

Но важно также учитывать эмоциональные потребности этих людей, то есть что нужно для того, чтобы люди чувствовали себя счастливыми. Эти потребности они могут реализовывать экологично – безопасно для других, – и неэкологично, забирая себе что-то, лишая тем самым чего-то других. На этом тоже много чего строится в кино.

За потребностями стоят ценности людей. Если мы идем в лоб, то получаем какие-то линейные, простые образы, пусть и замечательные: любовь, честность, искренность, целеустремленность и т.д. Но реальная жизнь гораздо сложнее, и если мы спросим людей про что-то социально приемлемое, то они скажут, что в числе топ-ценностей, например, расположены материальные выгоды. Поэтому если мы будем буквально подходить к анализу гуманных ценностей, то можем принести какие-то утопичные данные, в которые здравомыслящие люди не очень-то поверят.

Поэтому надо иначе формулировать вопросы, более сложно, используя разные виды анализов. Исследование долгое, идет несколько лет, мы видим, что ценности меняются. За последние годы мы видим, как поменялись ценности у россиян: сейчас на первый план вышли такие понятия, как взаимопомощь, доверие, любовь к семье, честность, милосердие, отзывчивость. И это очень сильно коррелировало с художественными ценностями фильмов, выходящих в последнее время в прокат.

Если человек фиксировал эти ценности в том или ином фильме, это с большой вероятностью фиксировало высокий уровень его удовлетворенности. Всякие ценности, которые в течение 2022 года активно транслировались по телевизору, несмотря на их правильность, конструктивность и важность, в какой-то момент начали восприниматься людьми как белый шум. Самопожертвование, достоинство, гордость – казалось бы, супер важные ценности, – в 2022 году в реальном ощущении отошли чуть-чуть на второй план, потому что их было очень много. Потом ситуация несколько стабилизировалась, люди пришли в себя, и ценности частично вернулись. То есть закрепилась история с взаимопомощью, доверием, милосердием, отзывчивостью, так же вернулись ценности, связанные с человеческой гордостью и достоинством, но появилась новая группа. Теперь нашим согражданам более важно быть частью общности, какой-то группы, работать на благо других. Это мы начали наблюдать к концу 2023 – началу 2024 гг.

Мы делаем не только что-то за деньги, у нас есть несколько учебных программ с Фондом кино, НИУ ВШЭ, киношколой «Лестница». Деньги не в топе нашей копилки ценностей.

Никита Тихонов-Рау, генеральный̆ директор АНО Лаборатория Социальных Коммуникаций «Третий̆ Сектор», режиссер, продюсер: Спасибо, друзья, очень неожиданная и интересная дискуссия получается, ценностная, смысловая. Тема нашего сегодняшнего круглого стола – «Москва – столица креативных индустрий». С другой стороны, все направления креативных индустрий направлены на человека, его сердце, душу, как он это воспринимает. Поэтому очень интересно было послушать исследование Егора Бруса, копмпании Wanta Group.

Постараюсь выступить кратко, тем более что те тезисы, которые мы хотели проговорить, уже отчасти озвучены Егором. Мы хорошо знаем исследование Wanta Group: это вообще большой вопрос для креативных индустрий – как, помимо коммерческой эффективности контента, сделать так, чтобы он был еще и общественно значимым и полезным и двигал наше общество вперед.

Сейчас мы находимся в конференц-зале Союза кинематографистов, где некими иконами на нас смотрят люди, корифеи отечественного кинематографа. Они творили до нас и будто бы передали нам эстафету, а сейчас смотрят – справимся мы с этим или нет. Были ли они близки к идеям коммерческих или социальных эффектов? Наверное, они это так не формулировали, а чувствовали это где-то внутри себя.

Я являюсь одним из основателей лаборатории ключевых индустриальных движений в России, которое занимается изучением вопросами социально занчимого контента. Это клуб социально преобразующего контента «Хедлайнеры. Импакт Медиа», который объединяет больше 60 продюсеров, производящих полные метры, игровые сериалы, анимацию, документалистику. Центральный вопрос, который мы ставим перед собой, – как этот контент отражается в сердцах людей и как это посчитать. Извините, но сейчас всё подвергается подсчету. Мы занимаемся в том числе интеграцией социально значимых сообщений в контент.

Когда мы говорим о кино с социальным воздействием, есть большой контент, развлекательный, круг поменьше – это социально значимый, а импакт-контент или социально преобразующий контент – это тот, который имеет прямое воздействие на аудиторию и ведет к каким-то социальным трансформациям, либо на уровне какой-то ценностной картины мира, либо на уровне вовлечения и воздействия на аудиторию.

Кино остается важнейшим из искусств. За последние три года исследования показывают только рост влияния кино на поведенческие паттерны аудитории. Недавно было проведено исследование центром «Платформа», моим коллегой Алексеем Фирсовым, с которым мы очень плотно работаем. В общей сложности 33 картины и сериала были исследованы на эту тему. Впервые возникла карта таких точек, нанесенных на определенную матрицу влияния, которую я вам сейчас представлю. Слева мы видим индекс влияния, а справа – оценку зрительского предпочтения. На этой матрице в правом верхнем углу – то, что получило максимально воздействие на зрителей, максимальный охват и, соответственно, социальный эффект. То, что слева внизу, – это всё наоборот. Все исследования находятся в открытом доступе, кому интересно, обязательно посмотрите – вбиваете в поисковике «кино социальное воздействие» и изучаете.

Пять лет назад я снял фильм «Я волонтер. Истории неравнодушных» – это был первый пример того, когда в России после выхода фильма появилось 70 тыс. волонтеров. То есть люди не только посмотрели кино, а произошла конверсия аудитории через прикрученные механизмы (куар-коды, сайты, вовлекающие инструменты).

Вы видите здесь те кейсы, которые можно считать примерами социально значимого контента, потому что помимо развлекательной составляющей они имели также мощный социальный месседж и матрицу социальных эффектов.

Даже сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» имеет социальный эффект. Появился сайт «Пацаны меняются» – это все вовлекающие инструменты. В кино каким бы ни был длинным нарратив, выстраиваемый авторской группой, в итоге это так ценностно трансформирует зрителя, мотивирует его на какие-то поступки. Вот ваш фестиваль называется «Будем жить», это всё про это, на самом деле.

Если говорить о развитии экосистемы регионального кино, есть целый круг институтов развития и стейкхолдеров, как сейчас модно говорить, которые интересуются и занимаются данной темой. Здесь важны и аналитика, и производство такого контента, и консалтинг, и вопросы, связанные с образованием, дистрибуцией и международным связями, в том числе продвижения историй, затрагивающих чувствительные темы. У меня, кстати, 3 сентября стартуют курсы по продюсированию такого контента.

Один из пилотных проектов, который мы сейчас обсуждаем, это создание инкубатора на 25-й год, при поддержке, даст бог, Департамента культуры города Москвы. Проект позволит огромному сообществу начинающих продюсеров из Москвы и регионов продюсировать не только коммерчески эффективное и художественно ценное кино, но и кино, которое обладает прямым воздействием на аудиторию с точки зрения именно такого смыслового воздействия, ведущего к позитивным изменениям в обществе.

Дмитрий Якунин: Возможно, надо было начать нашу дискуссии с обсуждения вопросов педагогики и сценариев. Когда мы поставили вопрос необходимости формирования и развития экосистемы кино, мы начали с проката, но сейчас предлагаю продолжить тему сценариев. Я хотел бы предоставить слово Татьяне Беличенко, с которой мы реализуем в этом году проект «Формула пути». Это сценарная лаборатория. Напомню, почему такое название. Согласно физическим законам, путь равен расстоянию, умноженному на время. Это и есть формула пути. Наша задача – сократить то самое расстояние и время ля молодых кинематографистов и кинематографистов из регионов России, которые они тратят, чтобы достичь успеха.

Мы проводим это мероприятие третий год подряд, сейчас идет прием заявок на сайте moviestart.ru, есть информация на сайте ФПРК. Помимо питчинга, куда придут представители онлайн-платформ, проект подразумевает девелопмент и сценарный практикум этих проектов. Почему нам важно сотрудничество с агентством «Стардаст»? Потому что все брифы и запросы от судий, продюсерских компаний, онлайн-платформ находятся в руках у наших коллег. Татьяна, расскажите, что сейчас в моде, о чем думать и писать молодым сценаристам?

Татьяна Беличенко, генеральный директор сценарного агентства «Стардаст»: «Формула пути» – это классный проект, который будет полезен и интересен в первую очередь авторам из регионов и всем тем, кто пишет интересные истории. Формула очень простая и ясная – главное, верно ей придерживаться. Она заключается в том, что нужно постараться придумать героев и сюжеты под те критерии, которые мы озвучили.

Естественно, на рынке сейчас большое жанровое разнообразие, никто никого не сдерживает, ты можешь писать и комедии, и драмы, и социальное кино, историческое кино. Мы решили сконцентрироваться на трех основных направлениях: в первую очередь, это индустриальное кино, история о человеке рабочем. Неважно, кто он, где работает – в офисе, на заводе, но главное, чтобы сюжет так или иначе был вокруг какой-то профессии. Это история, связанная с профессиями.

Второе направление – конечно же, детское и семейное кино, потому что мы знаем, что в кинотеатры ходит огромная семейная аудитория. Конечно же, для нее нужен контент, и чем разнообразнее он будет, чем больше его будет, тем, наверное, всем интереснее будет проводить досуг. Конечно, это формат, который очень нужен.

Третья – большая тема, связанная с регионом. То есть регион выступает как сеттинг: сюжет построен в конкретном месте, который может быть связан с мифологией, местом жительства автора, какими-то интересными фактами, событиями. Это то, что можно снять где-то локально, показать местную красоту, природу, достопримечательности, людей. Сеттинг может даже выступать героем сюжета.

Мы готовы провести работу с порядка 40 участниками, это довольно большой пул. В качестве тьюторов мы пригласим профессионалов индустрии, разобьем их на маленькие группы, чтобы они помогли подопечным из заявки создать первый пакет, который будет содержать развернутый синопсис и, возможно, даже первую серию. Потом участники защищаются перед руководителями платформ, телеканалов, больших студий. То есть это отличная возможность как-то проявить себя.

Почему мы этим занимаемся? При зрительском запросе нужно много контента, также остро стоит проблема дефицита кадров в кино, он огромный. Это не только сценаристы, но и режиссеры, операторы – все профессии, как-то задействованные в индустрии. Сценаристы – одна из основных профессий, потому что это люди, с которых все начинается. Напомню, что их профессиональный путь достаточно долгий: в среднем человеку требуется где-то до пяти лет, чтобы почувствовать уверенность и быть замеченным рынком – в том смысле, когда продюсеры охотно начинают работать с этим автором. Конечно, здесь нужны талант и терпение. Как агентство талантов, представляющее интересы сценаристов, режиссеров, операторов, мы стараемся предлагать продюсерам лучших из лучших. Но для того чтобы было кого предлагать, нужно найти, научить и дать возможность проявить себя и вообще дойти до нас, до московского рынка, потому что центр кино по-прежнему здесь. Благодаря продюсерскому центру Фонда поддержки регионального кинематографа такая возможность у авторов как раз появилась.

Дмитрий Якунин: Хотел добавить, что мы активно взаимодействуем с ведущими учебными заведениями – ВГИК, с Высшими курсами сценаристов и режиссеров и т.д. Многие лауреаты наших фестивалей являются выпускниками и студентами этих замечательных вузов и не только. Но нам приятно, что нашим новым партнером стала относительно недавно открытая школа TheOneFilm, которая представила замечательную образовательную программа на фестивале «Будем жить». На Поклонной горе на мастер-классы к Дмитрию Астрахану, Алексею Сашину, креативному продюсеру Premier, другим специалистам, пришло порядка 250-300 человек.

Нам очень приятно, что руководители киношколы -– это все лауреаты наших питчингов и фестиваля «Будем жить».

Дарья Елена Дашунина, координатор проектов киношколы TheOneFilm: Я очень благодарна Дмитрию и Евгению Владимировичу за приглашение на фестиваль «Будем жить», возможность выступить и предоставленное слово здесь, услышать много интересного и перспективного. Мы – относительная небольшая и сравнительно молодая киношкола – в значительной степени ориентированы как раз на регионы, чтобы собрать друзей и сторонников. Сейчас я вижу много лиц, которые имеют отношение к школе TheOneFilm.  

Прежде всего мы – единомышленники, сотрудники, соавторы. Сегодня здесь присутствует Анна Макеева, в этот день на фестивале была премьера ее фильма, она закончила у нас несколько образовательных блоков. Для нашей школы очень важно, что сначала мы вкладываем в наших студентов, а потом они становятся участниками важнейших процессов, происходящих в киноотрасли. Таким образом, эта прекрасная цепочка вьется и не кончается.

Первые два года мы проводили наши мероприятия бесплатно, начинали с бесплатных лекций по кино, затем у нас открылись курсы. Эти лекции до сих пор находятся в открытом доступе. В августе я сама провела курсы: на первой лекции было 120 онлайн-слушателей, на последней лекции – 78 человек, но это разгар каникул, думаю, учитывая летний период, цифры хорошие. У нас сформированы образовательные программы, есть продакшн. Мы провели два кинокампуса, по итогам первого было снято шесть фильмов, по итогам второго – четыре фильма. Хочу выразить благодарность Фонду президентских грантов, этот проект осуществляется при их поддержке. Также мы проводим большую работу с детьми. Кроме больших курсов у нас существуют мини-курсы.

Наши направления: режиссура документального кино, продюсирование кино, сценаристика. Причем у нас отдельны курсы на короткий метр, полный метр и сериалы.

Таким образом, в школе на данный момент открыты шесть больших направлений. И невзирая на то, что мы получили образовательную лицензию только в прошлом году, да и школ сейчас достаточно много, на сегодняшний день мы насчитали уже более 100 побед наших студентов и выпускников на конкурсах и фестивалях.

Также у нас открыто направление «Режиссура монтажа». Помимо базовых специальностей ребята могут пройти курс по специальностям «Скрипт-супервайзер», «Второй режиссер», административные курсы, курсы рекламы. В Казани мы ведем курсы актерского мастерства.

Мы работаем с регионами, поэтому наше ценообразование осуществляется в соответствии с платёжеспособностью населения данных мест. Многие люди вовлекаются в рабочий процесс на безвозмездной основе, многие из них – наши бывшие ученики. Кроме того, мы стараемся дать возможность ребятам сделать их дебютные проекты без особых финансовых затрат. У нас нет ограничений возраста, к нам приходят ребята 30+, 40+ и даже 50+. У них есть свой опыт, им есть чем поделиться, и мы даем им возможность раскрыться, для них это очень важно. Мне кажется, обучение творческим специальностям в регионах – это и возможность реализоваться, и снять социальную напряженность. Также мы замечаем, что наши ребята не хотят уезжать из своего региона, они хотят остаться, создают свои проекты, рекламные агентства, дополнительные рабочие места.

Айсурат Шаманова, режиссер, продюсер, актриса: Я думаю, меня все знают как продюсера, который дает дорогу молодым. И я не боюсь молодым начинающим режиссерам и сценаристам давать снимать большие полнометражные фильмы. Сейчас у меня в производстве два полнометражных проекта, которые делают начинающие сценаристы и режиссеры. И вообще я хотела бы сказать огромное спасибо Дмитрию Якунину и Евгению Владимировичу за то, что открываете нам молодых киношников. Только благодаря вам мы узнаем о молодых классных специалистах, которые вливаются в нашу киношную деятельность.

Никита очень хорошо выразился: мы должны остро чувствовать и понимать, что через кино мы имеем возможность влиять на людей, именно через кино мы вкладываем в головы, особенно подрастающего поколения, какие-то смыслы. Мне бы хотелось, чтобы мы чаще об этом задумывались. С каждым годом мне все больше хочется делать фильмы, которые определенным образом воспевают традиционные ценности. То есть нужен не только развлекательный контент, но и тот, который учит правильным вещам.

Евгений Герасимов: Во-первых, я благодарю всех, кто сегодня принимает участие в нашем круглом столе, который стал традиционным мероприятием фестиваля «Будем жить». Вы видите, как Москва, Правительство Москвы, наш мэр Сергей Семенович Собянин работают на благо развития нашей столицы, активно принимают участие в том числе в развитии ее креативных индустрий. У нас организовано много площадок, и все больше и больше людей принимают участие в съёмочном процессе. Особую благодарность я хотел бы выразить Департаменту культуры города Москвы.

Эти важные процессы происходят не только уже в рамках нашего фестиваля «Будем жить». Смотр получил свое развитие в разных направлениях, разных местах, разных точках, разных коллективах. Все, кто сегодня выступали, это все наши партнеры! Мы дополняем друг друга, направления нашей деятельности связаны одно с другим и невозможно разорвать эти связи, надо только и дальше развивать их.

В этом также заключается необходимость нашего общества. Мы – люди, которые имеют непосредственное отношение к культуре, – несем ответственность за то, чтобы кино развивалось в нужном направлении.