О том, какие новые игровые полнометражные российские фильмы представлены в программе 47 ММКФ рассказываем в цитатах создателей (по материалам официального сайта кинофестиваля).
ФИЛЬМ ОТКРЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ: «В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИЛСЯ», режиссер Сергей Коротаев
«Для меня это еще один разговор с собой в преддверии величайшего праздника – Дня Победы»: Владимир Машков о фильме «В списках не значился».
Режиссер Сергей Коротаев, генеральный продюсер Тимур Вайнштейн, генеральный продюсер и актер Владимир Машков, актер Владислав Миллер и актриса Алена Морилова представили картину «В списках не значился», которая стала открывает 47-й Московский международный кинофестиваль.
Исторический фильм о мужестве, вере и любви к Родине снят по мотивам одноименного романа Бориса Васильева. 21 июня 1941 года молодой лейтенант Коля Плужников, получив назначение на постоянное место службы, приезжает в Брест. Переполненные залы ожидания вокзала и толпа увешанных багажом людей не настораживают охваченного радостными надеждами юношу. Коля спешит к месту расположения своей части – в Брестскую крепость… Солдата не успевают зачислить в личный состав военнослужащих, а в 4 утра раздаются артиллерийские разрывы – началась война…
Тимур Вайнштейн: «Борис Васильев, по моему мнению, является одним из самых выдающихся классиков военной прозы. По его произведениям были сняты великие картины «А зори здесь тихие», «Аты-баты шли солдаты», «Офицеры», «Завтра была война». И так случилось, что самая пронзительная его повесть «В списках не значился» почти не экранизировалась, хотя имела большой успех в театре. Сейчас многие говорят, что военное кино не сильно интересует молодую аудиторию, поэтому нам было важно рассказать именно историю о подвиге молодого человека и обо всех молодых людях, которые волею судеб в одночасье стали мужчинами. Нам было важно показать становление молодого человека, превращение его в настоящего мужчину, в русского солдата».
Владимир Машков: «Это история о молодом лейтенанте Коле Плужникове, который попадает в чудовищные предлагаемые обстоятельства, к которым он совершенно не готов. Для меня это еще один разговор с собой в преддверии величайшего праздника – Дня Победы. Мы старались сделать максимально искреннее, эмоциональное, правдивое кино на основе великой литературы. И я очень горд за своих ребят, которые прошли достойной путь съемок и прожили 10 дней по уставу 1938 года, в полях, отражая ночные атаки, – так они хотя бы чуть-чуть почувствовали это зарождающееся в человеке чувство любви к Родине».
Сергей Коротаев: «Для языка этой картины мы избрали «вспышки войны», потому что наш герой попадает в обстоятельства, к которым он не готов, он теряет сознание и в первые часы войны не понимает, что вообще происходит, у него же за плечами только учебка, а ему нужно организовать оборону. Стены Брестской крепости увешаны мемориальными табличками, и средний возраст героически погибших там ребят – 21 год. Сама повесть продиктовала нам визуальную стилистику фильма – мы выбрали главные вехи, которые формируют характер нашего героя, делают его мужчиной и показывают, кто такой русский солдат. Он, конечно, опирается на мужество, на свое сердце и любовь к женщине, которая и позволяет мужчине быть сильным».
Владислав Миллер: «Театр — это всегда про творческий поиск, ты запираешься, как в монастыре, и работаешь над ролью. В кино производственный период намного короче. Нам очень повезло: перед съемками фильма у нас была возможность готовиться — мы проводили бесконечные читки, репетировали, смотрели военные фильмы. При подготовке к роли я даже ездил домой, к своей бабушке, чтобы расспросить ее о подвиге, который совершил мой прадед Евстафий во время войны — он взял «языка». И у меня была точно такая же сцена. Для меня это сложнейшая роль из всех, которые я сыграл. И я очень хочу, чтобы этот фильм понравился зрителям».
Алена Морилова: «Мне очень близко выражение «У войны не женское лицо». Но тем не менее, я поняла, что в женщинах на самом деле много мужества. Моя героиня верила в лейтенанта Плужникова, наверное, даже больше, чем он сам. Вне зависимости от того, что происходит во внешнем мире, у Мирры есть жизнь. На войне люди также хотят любить и жить. Моя Мирра научила меня идти вперед, не сдаваться и продолжать любить».
КОНКУРС «РУССКИЕ ПРЕМЬЕРЫ»: «САМОЗВАНЦЫ», режиссер Мария Рейзен
«Это фильм не о том, кто прав, а кто виноват, а о частных эпизодах нашей истории»: продюсер Георгий Лордкипанидзе о ленте «Самозванцы».
Режиссер Мария Рейзен, продюсер Георгий Лордкипанидзе, оператор Михаил Агранович и актер Александр Адабашьян представили фильм «Самозванцы», участвующий в конкурсе «Русские премьеры» 47-го Московского международного кинофестиваля.
Осенью 1993 года в попытках разобраться в обстоятельствах смерти знаменитого режиссера и спасти неоконченный фильм «Борис Годунов» влюбленные герои не замечают, как оказываются в центре исторических событий, которые навсегда изменят их жизнь.
Мария Рейзен: «В 1993 году я была маленькая и помню, как мне было страшно, когда за окнами что-то грохотало и меня к ним не подпускали. Только спустя годы, уже когда я работала над картиной, я с ужасом поняла, что там происходило на самом деле, и, надеюсь, что мы раскопали эту тему не только для себя, но и для зрителей. Рифма с «Борисом Годуновым» была очевидна: у Пушкина считается, что народ главный, похожая ситуация была и в 1993-м».
Георгий Лордкипанидзе: «В 1993-м я был 15-летним школьником и ничего не боялся – детские страхи закончились, а взрослые еще не появились. Эти дни я проводил с актером Егором Бероевым, также сыгравшим в нашей картине, – мы с ним учились в одном классе, а дедушка Егора тогда был одним из лидеров писательской организации «Апрель» и привлек нас к агитации за Ельцина. Спустя годы позиция Егора стала диаметрально противоположной, а моя не изменилась – я ни о чем не жалею. Текст фильма, написанный Сергеем Леонидовичем Шумаковым, на мой взгляд, показывает, что позиция, в общем-то и не важна. И мне кажется, что и у Марии потрясающе удачно получилось реализовать фильм не о том, кто прав, а кто виноват, а о частных эпизодах нашей истории. Хотя идея фильма началась именно с «Бориса Годунова», когда мы с Сергеем Леонидовичем стали обсуждать, как можно рассказать сегодня о событиях, описанных Пушкиным, и нашли в итоге параллель с 1993 годом – событиях, с одной стороны, недавних, но уже позволяющих посмотреть на них отстраненно».
Михаил Агранович: «Борис Годунов» – рифма, что события Смутного времени были кошмаром, что уже случившиеся в Москве 1993-го. Тогда я, наверное, был на чьей-то стороне, но для меня «Самозванцы» стали первой картиной, где четко сформировано, что это просто кошмар, и все хороши, и нет тут сторон правых и виноватых, не хочется встать на защиту тех или других. И это очень правильно».
Александр Адабашьян: «События 1993 года застали меня за городом, и я запомнил дорогу в Москву, когда мы ехали, а вокруг была совершенно спокойная жизнь, все работало, люди тоже были спокойны, а как только въехали в Москву, то попали в гущу событий, которые по большому счету происходили на относительно небольшом клочке пространства, причем неподалеку от моего дома. Сейчас уже то отстраненное ощущение, которое у меня было в дороге, возвращается, я понимаю, что это локальные события в масштабах всей страны, никак серьезно не повлиявшие на людей, живущих за пределами того пятачка. Как и у Пушкина, народ безмолвствовал».
КОНКУРС «РУССКИЕ ПРЕМЬЕРЫ»: «МУЖУ ПРИВЕТ», режиссер Антон Маслов
«Мы все имеем возможность увидеть хороший финал»: Антон Маслов о фильме «Мужу привет».
Режиссер и сценарист Антон Маслов, сценарист Мария Маслова и актер Кирилл Русин представили фильм «Мужу привет», участвующий в конкурсе «Русские премьеры» 47-го Московского Международного кинофестиваля.
В центре сюжета Катерина, которая много лет работает в ЗАГСе. Каждый день она скрепляет любящие сердца, а её собственный брак давно поставлен на паузу. Муж Катерины пять лет находится в коме, а вместе с ним в коме живет вся семья.
Антон Маслов: «Я уверен, что хорошее кино должно обладать хорошим финалом, в котором есть катарсис. Размышления, конечно, должны присутствовать, но и зритель должен иметь возможность увидеть хороший финал, который для России редкость. Ты можешь снять голливудскую концовку, в которую никто не поверит, потому что в традиции русского кино заложено немного боли. Поэтому мы сняли два финала и долго не могли выбрать, как все-таки закончить нашу картину, для которой мы с перерывами писали с женой сценарий почти семь лет. В итоге появился третий вариант. Мне кажется, мы все имеем и должны иметь возможность на хороший финал, который даст нам надежду. Как я уже сказал, мы довольно долго писали эту историю, но, кажется, сейчас она стала особенно актуальной. Изначально фильм назывался «Жизнь в коме», и многие люди сейчас ставят свою жизнь в некий режим ожидания, а эта история как раз про то, что пока мы ждем, из жизни уходит самое важное».
Мария Маслова: «Наш фильм – сложный, про женщину, которая ищет свою любовь, несмотря на непростую жизненную ситуацию. И мы сами очень долго не могли ответить на вопрос, как должна закончиться эта история. В сценарии все было немного иначе, но потом пришел Антон и сразу спросил: «А где тут надежда, а где любовь?» На самом деле это он придумал финал, и большая удача для сценариста работать с режиссером, который может додумать за тебя историю».
Кирилл Русин: «Я играю сына главной героини в исполнении Юлии Пересильд, и мой персонаж, напротив, всегда предвкушал не лучший финал этой истории и чувствовал некое предательство по отношению матери к отцу. Собственно этим чувством он и живет всю картину, поэтому, когда мама сообщает ему о том, что все может быть лучше, он реагирует неоднозначно. Я знаю, что снимались разные финалы фильма, в каждом из которых была своя правда, но какой вошел в итоговый вариант картины, мне очень интересно».
ОСНОВНОЙ КОНКУРС: «ПЛАНЕТА», режиссер Михаил Архипов
«Я прочитал книгу воспоминаний Павла Клушанцева и задумался, почему же раньше не обращал внимания на этого гения»: режиссер Михаил Архипов о фильме «Планета».
Режиссер Михаил Архипов, продюсер Александр Котелевский и актер Сергей Гилев представили фильм «Планета», участвующий в основном конкурсе 47-го Московского Международного кинофестиваля.
В августе 1960-го режиссер Николай Беренцев готовится к съемкам масштабной научно-фантастической картины об экспедиции на Венеру. Придумывая фантастическую планету, он начинает сомневаться, нужен ли его фильм зрителям. К чему эти мечты о космосе, когда на Земле столько нерешенных проблем? Фильм посвящен советскому оператору, сценаристу и режиссеру Павлу Клушанцеву, считающемуся родоначальником жанра научной фантастики в мировом кинематографе.
Михаил Архипов: «Я по образованию киновед, и мой мастер в институте кино и телевиденияОлег Ковалов подарил мне книгу воспоминаний режиссера фильма «Планета бурь» Павла Клушанцева «В стороне от больших дорог». Я прочитал ее и подумал, почему же раньше не обращал внимания на этого гения, и с той поры во мне зародилась идея снять фильм, посвященный Клушанцеву. Сначала придумался документальный фильм, благодаря которому мы попытались воссоздать некоторые технологии Клушанцева и кадры из которого легли в основу фильма «Планета», который мы представили на питчинге и получили финансирование на полнометражный дебют».
Александр Котелевский: «Это сложный, с постановочной точки зрения, фильм, причем это дебют, ограниченный бюджетом. Но такие фильмы случаются, когда сделать их хочет вся команда – здесь все мы работали с самопожертвованием, чтобы картина все-таки получилась. Хотя у нас был непростой процесс – некоторые сцены мы снимали в Дахабе, а еще нам пришлось построить павильон на огороде у оператора, потому что многие вещи не могли позволить из-за бюджета, но в результате совместными усилиями преодолели все сложности»
Сергей Гилев: «Мы с режиссером решили, что я должен играть максимально интеллигентного человека – настолько интеллигентного, что нам всем должно показаться, что такого мы никогда не встречали. Поэтому и в кадре он может производить впечатление, будто не меняется даже в самых сложных ситуациях. Но мне вообще нравится, когда человек внешне будто бы не реагирует даже на самые раздражающие его обстоятельства».
Для материала использованы фотографии и тексты с официального сайта 47 ММКФ