Второй цикл режиссерских и киноведческих семинаров из серии «Киноблокнот…» пройдет в мае в Центральном доме кинематографистов. Первая пара семинаров состоится уже на следующих выходных.
Любое произведение ― это синтез художественных решений, исторических условий и авторского взгляда. В этот раз мы поговорим о документальном кино советской киношколы. О том, как оно создавалось, видоизменялось. Слушателей семинаров ждет история легендарной студии СССР — ЦСДФ.
Проект состоит из четырех трехчасовых семинаров с лекционной частью, частью, где будут демонстрироваться фрагменты из фильмов, и дискуссионной частью — моментом «обратной связи» с аудиторией.
Модератор и ведущий семинаров, автор цикла фильмов «ЦСДФ: Точка отсчета» кинорежиссер Андрей Истратов.
6 мая. Первый семинар. Малый зал, 19:00 (сбор гостей к 18:30)
Тема семинара: Что такое ЦСДФ – исторический экскурс, от 20-х до 80-х.
— Знакомство с ЦСДФ, с атмосферой студии. Юность самой студии, «рычаг» Вертова, поиск ракурсов и идей «разрезателями» времени. «Установка камеры на паровозный шатун». Съемки в Артике, спасение «Челюскина». Первые приемы кинолетописи.
— Трансформация киноязыка в 50-ые, 70-ые и 80-ые годы. Как менялась пластика кадра и интонации. Съемка и монтаж «по эмоции» – на примере фильма «Поединок» (режиссер Игорь Григорьев, оператор Виктор Доброницкий).
— Открытие – первое подобное в мире – в подходе к рассказу о животных – фильм «Повесть о пингвинах» (режиссер и оператор Александр Кочетков).
— А также продолжение полярной темы – антарктические эпопеи операторов ЦСДФ в 80-ые, спасение «Михаила Сомова», поиск драматургических решений в критических и трагических ситуациях. Другие страницы студии в 80-ые – Чернобыль, Афганистан.
7 мая. Второй семинар. Малый зал, 19:00 (сбор гостей к 18:30)
Тема семинара: История ЦСДФ и советской кинодокументалистики во время Великой Отечественной войны. Баллада о фронтовом кинооператоре.
— «Оператор тонет, гибнет, спасая камеру со съемочным материалом». Подвиг фронтовых операторов. Тактика работы фронтового оператора. Съемки наступления под Москвой. Споры по поводу реконструкции как приема. Образный ряд фронтовой съемки.
— Отдельный рассказ о женщинах с кинокамерой на войне. В партизанском отряде, в глубоком тылу врага погибла оператор Мария Сухова.
— Также на семинаре будут показаны фрагменты из фильма режиссера Екатерины Головни «ВГИК. Ополчение» о подвиге студентов и преподавателей, ушедших в ополчение в первые дни войны.
— Расскажем и о съемках исторических сражений 1943 года – к 80-летию этих битв – Сталинград, Курская дуга, Орел. Расскажем и о том, как работали на ЦСДФ, уже через тридцать лет, над образцом монтажной документалистики – киноэпопеей «Великая Отечественная».
20 мая. Третий семинар. Малый зал, 19:00 (сбор гостей к 18:30)
Тема семинара: В огне холодной войны. Горячие точки в объективах кинохроникеров ЦСДФ.
— Вьетнам и Лаос, Афганистан, Кампучия и Никарагуа, Иран и Ангола. Каждая командировка заслуживает отдельного рассказа. Сопровождать семинар будут воспоминания почетного гостя, героической женщины – режиссера «по горячим точкам» ЦСДФ Ирины Свешниковой.
— Ирина Свешникова совершенно уникальный человек. Это она — рядом с оператором, по всему миру, в гуще событий, в горячих точках, под пулями, в калейдоскопе ежеминутно меняющихся ситуаций. Чего только ей не пришлось пережить – закутываться в паранджу, преодолевать блокпосты, тонуть в болотах, тайно проникать на секретные объекты – ей, молодой женщине – в поисках не только факта, но и пытаясь тут же, на месте, найти образное решение, осмыслить происходящее.
21 мая. Четвертый семинар. Малый зал, 19:00 (сбор гостей к 18:30)
Тема семинара: «Монтаж – это образ мысли» /Евгения Головня/. Рассказ об одной легендарной династии кинематографистов ЦСДФ. А также о ЦСДФ 70-х годов прошлого века.
— Оператор Анатолий Головня осваивал монтажный метод съемки еще на фильмах Пудовкина. Его дочь Оксана Головня работала редактором на Моснаучфильме, а потом и на ЦСДФ. Ее дочь, внучка Анатолия – Евгения Головня – режиссер ЦСДФ с 70-ых!
Дочери Евгении, Екатерина и Мария – тоже режиссеры.
— Перед нами пройдет не только история студии как часть истории страны, но и история семьи в рамках истории студии.
— А также — ЦСДФ 70-х. Создание молодежной секции и время «новых песен». Экстремальные съемки в горах, длительные экспедиции по всей стране, БАМ.
— Сложные и нервные съемки на военных учениях по воспоминаниям оператора Игоря Осипова. Самый расцвет студии. Коллектив — как одна семья!
Вход на все семинары по бесплатной регистрации: https://smartcinemaschool.com/DOC_block_point_lecturer
Организаторы: Союз кинематографистов России, Центральный Дом кинематографистов, Гильдия режиссеров СК России, АНО «Школа умного кино»