Для подготовки Третьей Премии Гильдии киноведов и кинокритиков СК России в течение сентября – ноября два раза в месяц по вторникам в Малом зале Центрального Дома кинематографистов работал Дискуссионный киноклуб «Критики обсуждают», на котором члены Гильдии могли обменяться предложениями, посмотреть один из выдвинутых фильмов или кинопрограмму анимационного и неигрового кино, предложенную экспертами.
Предпоследние заседание Киноклуба «Критики обсуждают» состоялось 7 ноября в Конференц-зале с подключением онлайн через Zoom, что дало возможность иногородним членам Гильдии активно участвовать в обсуждении.
28 ноября 2023 года в Малом зале Центрального Дома кинематографистов прошло заседание гильдии, на котором была поставлена проблема регионального кинематографа, в том числе феномена якутского кино.
В течение года Кинокомиссия, согласно Регламенту кинопремии гильдии собирает предложения профессионального сообщества разных регионов страны по соответствующим номинациям:
- «фильм года» (игровое, документальное или анимационное произведение экрана любой длительности, жанра и формата, отразившее «нерв времени»);
- «поиск киноязыка» (лучшая режиссура, монтаж);
- «новаторская драматургия»;
- «яркое визуальное решение» (работа художников и операторов, спецэффекты);
- «актер года» (включает главные и второстепенные мужские и женские роли);
- «оригинальное звуковое решение» (музыка, шумы и проч.)
- «лучший восстановленный (найденный) фильм». Номинации уточняются в течение текущего года, их направленность на профессиональную оценку кинопроизведения.
На соискание Премии могут выдвигаться произведения экранного творчества любой длительности, вида и жанра, впервые публично показанные в России в течение календарного года.
На втором этапе Кинокомиссия формирует списки из 3 лидеров по каждой номинации.
На третьем этапе Оргкомитет Премии рассылает анкеты со списком номинаций, предложенных Комиссией, и ссылками на фильмы всем членам Гильдии – членам Союза кинематографистов РФ, что позволяет охватить голосованием максимальное количество профессионалов.
Результаты третьего этапа голосования подсчитываются Счетной комиссией и передаются в Оргкомитет премии.
Номинации в области киноведения и кинокритики:
- Теория искусства экрана – за работы, в которых исследуются фундаментальные вопросы кинематографа в широком смысле, его место среди других искусств и в культуре и обществе в целом;
- История экранного творчества – за работы, в которых исследуются различные аспекты кинематографа в диахронном его аспекте; за снабжённые научным аппаратом публикации архивных текстов о кино, фильмографическая, справочная, библиографическая литература о кино, включая короткий метр и сериальную продукцию;
- Художественная критика – за работы, в которых анализируются современные фильмы и современный кинопроцесс в целом;
- Мемуары о кино – за работы, основанные на личном опыте их авторов и не являющиеся исследовательскими;Sinecharta (без бумаги) – за работы, являющиеся киноведческими или кинокритическими по методологии, но не являющиеся письменными текстами;
- Мастеру – профессиональным киноведам и кинокритикам по совокупности их работ;
- Премия имени Мирона Черненко — за честь, достоинство и вклад в профессию.
Есть специальные призы и дипломы.
Татьяна Москвина
ведущий консультант Гильдии киноведов и кинокритиков
Союза кинематографистов России