Лаборатория духовно-нравственного кино СК РФ, КРИРПО и Фонд памяти полководцев Победы запустили совместный проект, приуроченный к 80-летию Великой Победы


200 студентов-медиков в очном формате и более 500 обучающихся 23 образовательных организаций Кемеровской области и регионов России онлайн 10 сентября 2024 года стали участниками первого образовательного патриотического кинолектория на площадке Кемеровского государственного медицинского университета (КемГМУ).

Зрители посмотрели фильм «Пасха 45 года» и приняли участие в онлайн-встрече с его режиссером Борисом Кринициным, искусствоведом, профессором ВГИК Аллой Золотухиной и Николаем Чуйковым — внуком советского военачальника Василия Чуйкова, одного из героев фильма.
Проект, приуроченный к 80-летнему юбилею Великой Победы, предполагает ежемесячный просмотр документальных фильмов с хроникой событий Великой Отечественной войны. В онлайн-диалоге принимают участие потомки знаменитых советских маршалов, деятели культуры, представители Союза кинематографистов РФ, лидеры общественного мнения Кузбасса.

Кинолекторий организован Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО) при поддержке Министерства образования Кузбасса и участии Фонда памяти полководцев Победы.

Модератор встречи, методист центра методического сопровождения профессионального образования КРИПО Кристина Джус задала общее направление для обсуждения: Великая Отечественная война, исторические уроки, испытания, вызовы. Что позволило нашему народу стать победителем, как появились герои, что давало силы людям, столкнувшимся со страшными жестокостями фашизма. По мнению спикера, Великая Отечественная явила код народа – его веру. Победа народа, страны, Православной веры, единства послужили мощным толчком для возрождения нравственных основ государства.
Заместитель председателя Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кузбасса Ирина Фёдорова подчеркнула, насколько важно именно сегодня возвращаться к осмыслению нашей истории, героизма, национальной гордости. В 90-е-2000-е многое в кино, культуре, литературе было предано переосмыслению и забвению, но последние два года перевернули наш взгляд и отношение к происходящему в России и мире. Появились люди и проекты, которые восстанавливают историческую память, это в том числе документальное кино.

Документальный фильм «Пасха 45 года» — это редкая и даже ранее не опубликованная кинохроника военных лет. Фильм рассказывает о том, как фашистская Германия напала на нашу страну, которая объединилась в едином порыве на свою защиту. О том, как Православная церковь откликнулась на беду и вложила свои силы и средства. Но главное – это рассказ о победе.
Сборы на войну, человеческое горе, блокадный Ленинград, погибшие солдаты и младенцы, наступающие танки, разрушенные города, церковные службы, молитва верующих…. Само по себе это было бы, пусть уникальной, но просто кинохроникой. Но «Пасха 45 года» — настоящее кино со своей драматургией и героями.
Авторы пытались показать, прежде всего, духовный смысл страшных событий. Германия объявила войну советскому народу 22 июня – в день, когда празднуется память всех русских святых. В планах Гитлера была победа не только над страной, но и над всеми ее святынями, поругание и – как итог – сломленный дух. Особенно ярко виден символизм в том, что День Победы пришелся на 6 мая – Пасхальное воскресение и день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, который также является небесным покровителем маршала Победы Георгия Жукова.
«Отбирая хронику, то, что я видел на экране, вызывало у меня ком в горле и слезы, — рассказал Борис Криницын. – Тогда я понял, что главным содержанием и смыслом моего фильма должны стать именно этот ком в горле и слезы, которые наворачиваются на глаза».


Просмотр фильма и встреча с гостями произошла накануне 12 сентября — дня, когда в 1942 году маршалы Жуков и Василевский предложили Сталину план окружения и уничтожения немецких войск под Сталинградом. Сталинградская битва – рубеж войны. Именно 12 сентября главнокомандующим армии был назначен Василий Чуйков. От того, как будет сражаться его армия, зависел исход битвы и ход истории. 14 сентября, когда Церковь празднует церковное новолетие, началось великое сражение. 2 февраля 1943 года победа в Сталинградской битве была ознаменована не только митингом, но и молебном, первую свечу на котором зажег командарм, «окопный генерал» Василий Чуйков.


Именно Василий Чуйков выступает героем фильма «Пасха 45 года» в документальных кадрах, несет образ мужественного героя и победителя, всегда находится на передовой, в 300 метрах от линии огня, тогда как немецкое командование – за десятки километров от линии фронта. Именно его внук Николай Чуйков стал гостем кинолектория. Николай Владимирович рассказал, что дед Василий Иванович был искренне верующим человеком, хотя в те годы гонений на церковь, это могло стоить жизни.
«Вся наша семья верующая и церковная, — отметил Николай Чуйков. – Основы патриотизма — из храма. Сегодня у многих людей это ослабло. Помочь могут в том числе и фильмы – «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Освобождение», «В бой идут одни старики» и многие другие».
По мнению киноведа, педагога, профессора ВГИК, члена Союза кинематографистов РФ Аллы Золотухиной, о Великой Отечественной войне снято много прекрасных фильмов – и документальных, и игровых. В 1960-70-е годы случился большой подъем кинематографа, снималось много фильмов – еще живы были очевидцы, кто-то из режиссеров воевал и сам. Главный секрет успеха фильмов «золотого фонда» — их драматургия. Выстроить эту драматургию в документальном кино непросто. Материала много, но часто он некачественный, пленка плохо сохранилась, съемки в условиях войны, к концу сражений уже и снимать было некому.


«В таких условиях значительная роль у автора документального кино, который создаёт интонацию, соединяет разрозненные кусочки, — отметила Алла Золотухина. – В фильме «Пасха 45 года» эта драматургия есть: точка начала войны и точка окончания – Пасха. Внутри нет актеров, вся драматургия строится на документальном материале. То, что вы видите сегодня, уникальный материал, многие фрагменты на экране впервые. Без мурашек и без слез смотреть невозможно».

Руководитель отдела по делам молодёжи Кемеровской епархии иерей Михаил Пышинский подчеркнул, что все войны против нашего народа были нацелены на порабощение, в том числе духовное. Советская власть в преддверии Второй Мировой войны совершила ошибку, начав искоренять веру ради насаждения своей идеологии. Но в ходе войны случился перелом, именно вера помогла стране победить фашизм, произошло возрождение.


Фильмов о Пасхе 1945 года никто не снимал, и в фильме вполне можно было сказать о бытовой стороне религиозной жизни: покраске яиц, выпечке куличей, да и просто о богослужении. Но в итоге фильм – о Победе.
«Пасха – это символ победы, — подчеркнул Борис Криницын. — Над фашистской Германией и ее союзниками. Победа нашей  церкви, гонения на которую прекратились именно в ходе войны, духовная победа народа над смертью. Потому что у Бога все живы».

Д/ф «Пасха 1945 года» (режиссер Борис Криницын, киностудия «Отечество», 2006 г., Москва, 30 мин.), победитель ХII Международного фестиваля кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» (2007) https://rutube.ru/video/ba46ef515472e02cba8950134198abbf/

Материал подготовлен Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино»
Союза кинематографистов России.

Автор текста Екатерина Криволапова
Фото предоставлены КРИРПО