Творческий вечер кинорежиссера Виктора Лисаковича прошел в Доме кино


23 ноября в Малом зале Центрального Дома кинематографистов прошел творческий вечер кинорежиссера Виктора Лисаковича. Организаторами встречи выступили Центральный Дом кинематографистов и Московский клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши «Окно в Россию. Связь времен».

Творческий вечер был посвящён 85-летию со дня рождения и 60-летию творческой деятельности Виктора Лисаковича.

Поздравить мастера пришли его коллеги и ученики разных лет, в их числе режиссер, народный артист России Алексей Учитель. С приветственным словом к гостям обратилась режиссер документального кино, куратор Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши Мила Космочевская: «Меня поражает профессиональная и чисто человеческая черта Виктора Лисаковича – он не теряет связь со своими героями на протяжении всей жизни. Вы, наверное, все знаете его фильм “Катюша”. Он поддерживал связь с главной героиней на протяжении десятилетий». По ее мнению, такое отношение должно стать профессиональным качеством любого режиссера, потому что оно помогает спустя годы обратиться к своему герою, чтобы узнать, что изменилось в нём и в его жизни.

Ведущим вечера выступил историк кино Сергей Каптерев. Он рассказал, что с Виктором Петровичем они познакомились по научной работе, и это было показателем того, что Виктор Лисакович не просто изучает материал, а  изучает его как учёный.

Кинорежиссер рассказал о своих ранних фильмах и показал их гостям Дома кино.

Фильм «Февраль. Саяны», снятый в 1962 году и посвященный строителям-комсомольцам, которые через Саянские горы прокладывают новую дорогу к Туве, стал первой учебной работой мастера. По воспоминаниям Виктора Лисаковича, было три организатора этой поездки: ВГИК, Центральный комитет Комсомола и Центральное телевидение СССР. Центральное телевидение пообещало показать эту и еще две картины студентов  ВГИКа.  Съёмочная группа состояла из трёх человек: Виктор Петрович, оператор и автор сценария. «Мне сценарий категорически не понравился. Я поначалу постеснялся сказать автору, поскольку он учился на пятом курсе, а я всего лишь на третьем, – вспоминает кинорежиссер. – Дело в том, что в сценарии все было прописано: закаты, восходы, Саянские горы. Но  нам хотелось делать картину о людях. В итоге мы поссорились с драматургом».

Виктор Лисакович рассказал, что, будучи на практике,  работал ассистентом режиссера на картине «Голоса целины». Это была оснащенная техникой группа фильма. Там было все: магнитофоны, возможности записи звука.  Виктор Петрович хотел непременно писать звук — люди в его картине должны были говорить. В итоге он себе поставил задачу: надо во что бы то ни стало сделать звуковой фильм. Но в стенах института студии тогда не было. Где-то на киностудии им. Горького, в каких-то комнатках, давали возможность работать. На студии стоял один не монтажный стол немецкого производства, на котором можно было только просмотреть плёнку. И, конечно, не было синхронных камер. Тогда использовали «Мавиолу» – звукомонтажный аппарат, трещащий агрегат, на котором работала вся документальная студия. При проявке плёнку сразу же разбивало в клочья. В итоге её надо было складывать по кусочкам. «Когда мы пришли на телевидение, – рассказал мастер, – у нас была картина на двух плёнках: отдельно – звук, отдельно – изображение. Все было уже синхронизировано. Вдруг выяснилось, что на Центральном телевидении  1962 года не было аппаратуры, которая могла бы показать фильм с двух плёнок одновременно. В итоге редактор смотрел фильм без звука, но картину приняли. Фильм сдали секретарю ЦК Комсомола Лену Карпинскому – очень уважаемому и интересному человеку. Картина была принята и отправлена на международный фестиваль в Лейпциг.  Ничего мудреного в этом фильме нет,– есть люди и моё пристрастие к живому человеческому материалу».

Виктор Петрович вспоминал, как его мастер во ВГИКе устроил ему собственную режиссерскую работу, которая была снята в том же 1962 году, что и фильм «Февраль. Саяны». Мастер взял на себя заказную картину к 100-летию Красного Креста и отдал её Виктору Лисаковичу. Никто на студии не знал об этом шаге, это была авантюра чистой воды. Картина о полиомиелите снималась в Эстонии и была показана в Каннах, где проходил специальный фестиваль, посвященный 100-летию Красного Креста. Работа получила приз «За гуманизм». Много лет спустя Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства выпустило книгу «Штрихи к портрету», посвященную Виктору Лисаковичу. На обложке было написано: «В Каннах получил приз “За коммунизм”». «Был скандал, – вспоминает мастер. – Как такое возможно, чтобы на европейском фестивале дали приз с такой формулировкой? Насколько я знаю, редактора уволили. Она пострадала “за коммунизм”».

Фильм «Плюс-минус, я» был снят через несколько лет, когда Виктор Лисакович уже работал на Центральной студии. В фокусе – лица людей, лица, которые переживают, страдают. Это локальная история, связанная с распределением студентов после окончания педагогического института. «Эти страдания, которые показаны на их лицах, – уверен мастер, – главное, в чём сила документа, когда человек на ваших глазах переживает, и ты начинаешь сопереживать вместе с ним». Картина поднимает проблему, о которой нынешние студенты почти не знают. Но, по мнению режиссера, в таком распределении был и плюс: ты знал, куда идешь работать после окончания учёбы. Не надо было выходить волком в поисках работы. По словам Виктора Лисаковича, на название фильма его вдохновил режиссер и сценарист Игорь Беляев.  «Эту картину увидел министр просвещения и поднялся скандал, – вспоминал Виктор Петрович. – Картина шла на экране в кинотеатре “Россия”, в зале документального кино. Её показывали там неделю, а потом сняли с экрана». Таким образом, у зрителей Дома кино была уникальная возможность посмотреть этот фильм на большом экране.

Картина режиссера «Хроника без сенсаций» рассказывает о работе советских кинооператоров в мирное и военное время. Фильм был сделан в содружестве с драматургом Константином Славиным. «Он был истинный документальный драматург, сейчас таких не осталось, к сожалению, – подчеркнул Виктор Петрович. Здесь, по словам автора, нет ни одного специально снятого кадра — все кадры были собраны  из работ разных операторов. Другом мастера, латышским композитором Людгардасом Гедравичусом, к этой картине была специально написана музыка.

Творческий вечер завершился показом передачи о мастере, снятой телеканалом «Культура».

Наталья Тонких

Фото: Студенты ГИТР