7 апреля 2025 года на 82-м году ушел из жизни наш друг и коллега, член Союза кинематографистов России, кинодраматург Леонид Алиевич Махкамов (1943-2025).
Памяти друга
НЕЗАВЕРШЕННАЯ РУКОПИСЬ ДРАМАТУРГА МАХКАМОВА
Ушел кинодраматург с горячим сердцем, Леонид Алиевич Махкамов.
Он родился под бомбежками, в поселке на Украине в 1943 году. Шло наступление советских войск, вместе на передовой воевали военный фельдшер, узбек Али, и медсестра-украинка Ульяна, его родители, что познакомились еще на финской войне. Потом семья обосновалась в Таджикистане, на родине отца, там и вырос маленький Леня. Привитое с детства чувство любви к большой советской Родине он нес всю жизнь, перенеся его далее к России, в которой прожил вторую половину жизни.
В 1965 году Леонид Махкамов окончил факультет русского языка и литературы Душанбинского педагогического института им. Т. Г. Шевченко. Работал педагогом, но потом поманила большая жизнь, ее движение, сложность, новые люди; главной профессией стала журналистика. Он — собственный корреспондент Таджикского телеграфного Агентства по Вахшской долине и Ленинабадской области, собкор газеты «Коммунист Таджикистана» на Всесоюзной стройке Нурекской ГЭС, на строительстве Регарского алюминиевого завода. Здесь было все то, чего не хватало его творческой ищущей натуре в тихой школьной жизни – крутые человеческие характеры, масштаб социалистических строек, ритм рабочей жизни. Это стало той питательной средой, что забурлила вскоре в его сценариях документальных фильмов. Его цепкий взгляд на события изнутри на послевоенную промышленную революцию в Таджикистане придавал фильмам особую достоверность. Уже понимал: кино – это именно то искусство, в котором ему можно реализовать накопленный жизненный опыт и свои взгляды на мир; в 1978 году он окончил Высшие сценарные курсы при Госкино СССР.
Начитанный, глубокий, имеющий хороший вкус драматург вскоре стал главным редактором Госкино Таджикской ССР. А потом был брошен на самый горячий участок кинопроизводства – главным редактором киностудии «Таджикфильм». Уровень студии кино при новом главреде сразу пошел вверх: фильм по его сценарию «Заложник» (1983) был куплен в 25 стран, масштабная историко-биографический постановка «Хромой дервиш» (1986), по его сценарию, о венгерском ученом и этнографе 19 века Вамбери, совместного производства Турции, Венгрии и «Таджикфильма», успешно прошла по миру. Интересы сценариста Махкамова были разносторонним – в 1991 году он написал детскую музыкальную сказку «Маленький мститель». Около десятка фильмов было запущено в 80-е годы на Таджикфильме по его сценариям. Много помогает молодым для поступления во ВГИК, в частности, талантливому Бахтиеру Худойназарову.
Но… в разоренной войной республике кино уже места нет… Леонид Махкамов уезжает с сыном, сценаристом фильмов Худойназарова, в Россию. Здесь, по приезду, он — Президент некоммерческой организации «Благотворительный фонд содействия развитию средств массовой информации и творческих инициатив «Оптимист» (Москва). Название точно характеризирующее его настроение – всегда, во всем. Потом, более десяти лет трудился снова на ниве журналистики – он главный редактор парламентского журнала «РФ сегодня». О кино пришлось забыть… Как и у большинства кинематографистов 90-ых, работы в кино просто не было, перестройка уничтожила студии, новые кинокомпании только зарождались. Но кино не отпускало – он принял должность главного редактора киностудии Госфильмофонда, где мечтал запускать игровые фильмы по «гамбургскому счету». Потому вел переговоры с самим Питером Гринуэем о совместном производстве фильма о Эйзенштейне. Не сложилось.
Зато сложилось другое: через год Госфильмофондом был запущен в производство документальный фильм-байопик о политике с непростой судьбой -Владиславе Ардзинба, первом Президенте Республики Абхазия, герое абхазской государственности, обеспечившем победу в Отечественной войне абхазского народа. Леонид Алиевич, прошедший войну в Таджикистане, стал писать сценарий, вникать в судьбу Ардзинба и его народа.
Мне посчастливилось работать с ним, он пригласил меня стать режиссером этого фильма; мы год собирали материал, спорили, отвергали варианты сценария, утверждали новые. Он не просто компоновал факты о Ардзинба, но вникал в каждый поворот его непростой судьбы, соотнося его с общей обстановкой в России, на Кавказе и в мире, искал логику в действиях Президента в самые трудные дни его и Республики Абхазии.
В результате родился полнометражный фильм «Владислав Ардзинба. Драма победителя». Картина была номинирована на премию «Золотой Орел», а на XXVIII открытом фестивале документального кино «Россия» получила приз «За раскрытие образа патриота, выдающегося политического деятеля средствами документального кино». Продюсер фильма Кесоу Хагба рассказал, как в Екатеринбурге зрители, полный зал, плакали на фильме… В Сухуме на премьере картины присутствовал Президент Абхазии Рауль Хаджинба.
Новый успех вдохновил Леонида Алиевича, он уже строил планы снимать кино в России и на Кавказе, тем более, судьба привела его в Абхазию надолго – он стал представителем Госфильмофонда в республике.
Вот что говорит о Леониде Алиевиче известный в Абхазии деятель культуры, продюсер, актер, народный артист Республики Абхазии Кесоу Хагба: –Это был один из самых искренних и преданных друзей Абхазии и абхазского народа. Встречи, общение и совместная работа с ним приносили огромную радость и удовольствие, Махкамов соответствовал классическому определению интеллигента. Он организовал два кинофестиваля в Абхазии с показом картин из золотого фонда «Госфильмофонда России», с большим интересом изучал историю Абхазии, читал национальную литературу и поэзию. Поражало, насколько глубоко он ощущал и понимал дух абхазской борьбы за независимость.
Знаю, что он писал киноповести, все время. За последние годы им было создано несколько сценариев, охарактеризовать сюжеты которых очень точно можно названием его кинокомпании – «Кинобригада «Родина».
Я мало встречал людей, к которым так точно применимо так осторожно сегодня используемое слово «патриот». Драматург Махкамов был профессионалом, глубоко верящим в великое предназначение России, советским человеком, сыном многонационального народа Евразии, верующим христианином. И — Мастером в таком непростом жанре, как высокая русская героическая драма.
…Его последний сценарий, что так и остался в рукописи, незавершенным, на его рабочем столе, называется«Русских в плен не брать».
Сергей Русаков, кинорежиссер, кинодраматург,
Председатель Московской областной организации
Общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов России».
Прощание с Леонидом Махкамовым состоится 10 апреля в 12.00 часов по адресу — Москва, Новомосковский административный округ, район Коммунарка, квартал № 6, 4, стр. 1 — Похоронный дом Хованский










