Четвертая Премия Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества и исследования искусства экрана и художественной критики принимает заявки на участие


27 сентября 2024 года в Центральном доме кинематографистов состоялось заседание Кинокомиссии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, обсуждение фильмов, выдвигаемых на рассмотрение 4 Премии Гильдии.

Также состоялся просмотр картины «Лиссабон», вышедшей в конце 2023 года, и разговор с режиссёром Светланой Филипповой. Жанр фильма уточняли по ходу разговора, разбирая стиль изысканно-снятого черно-белого кино с прекрасными актерскими работами в главных ролях Марии Смольниковой (Анна) и Олега Ягодина (Михаила).

Суждения были разные. Критики отметили художественность визуального решения картины, которая изначально была задумана авторами, как анимационная. При этом возник вопрос о характере отношений героев: почему они существуют в одном пространстве, как свои и чужие. Далекие и близкие.

По сути, это была попытка в очередной раз возобновить «кинокритические посиделки», которые были очень популярны в конце 90-х, когда складывалась Гильдия киноведов и кинокритиков, ставшая зачинщицей споров, дискуссий, круглых столов. Тексты печатались в газете «СК-Новости» и в журнале «Экран и сцена», благодаря чему были зафиксированы для истории кино многие тенденции в современном кинопроцессе. Это было «золотое время» для становления новой критики, когда пришло в профессию молодое поколение семидесятников.Начиналось все с творческих семинаров в «Болшево» и «Репино», молодежных номеров «Искусство кино» и «Советского экрана». В «Союзинформкино» родились новые издания, например, «Мнения», где печатались мини-рецензии на фильмы, выходящие в прокат.

В этом году снято, судя по упоминанию в интернете, более 500 фильмов. Появилось новое коммерческое кино, много дебютов. Их смотрят критики, отслеживая на фестивалях и интернет –платформах. В последние годы в Гильдии и самой профессии наметился кризис. Печатные издания уходят в прошлое. Профессиональная среда распалась. Культура обсуждений фильмов практически исчезла. Ее придется воссоздавать заново, если удастся. Нужна живая профессиональная среда, обмен мнений. Иначе все упирается во вкусовые пристрастия, не более того.

Задачи молодой Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, придуманной киноведом, кинокритиком, культурологом, журналистом, телеведущим, заслуженным деятелем искусств РФ Кириллом Разлоговым (1946-2021), особенные. Она, как двуглавый орел. Одна голова – Книжная —  смотрит в сторону печатных изданий и осмысления кинопроцесса, призвана наградить авторов, пишущих о кино и людях кино.

Другая голова – Кинокомиссия – выбирает претендентов на номинации. По ним каждый год идет отдельное обсуждение, в зависимости оттого, что предлагает жизнь. Лучший фильм года может быть выбран независимо от вида кинематографа – игрового, неигрового или анимационного. Если есть талантливое произведение – киношедевр – он должен быть найден и отмечен.Пока идет составление лонг-листа для голосования Кинокомиссии. По его результатам определятся номинанты для второго тура отбора. Лауреатов определит голосование всех активных членов Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России.

Особую трудность сегодня представляет возможность получить ссылки на фильмы, которые могут быть рассмотрены на Премию, чтобы картины посмотрели профессионалы. Обращаемся к режиссерам, продюсерам, дистрибьюторам, держателям авторских прав, прокатчикам с просьбой рекомендовать картины на Премию Гильдии киноведов и кинокритиков СК России и, по возможности, предоставить нам ссылки на фильмы. Они не попадут в чужие руки, но помогут сориентироваться в кинопроцессе.

В числе претендентов на номинации Премии Гильдии 2024 года 27 сентября 2024 года фигурировали игровые фильмы второй половины 2023 – 2024 гг.: «Блиндаж», реж. Марк Горобец;«Воздух», реж. Алексей Герман-младший;«Евгений Телегин», реж./сцен. Виктор Тихомиров;»Катя-Катя» Чернаковой и Адабашьяна;«Легенды вечных снегов», Республика Саха, реж. Алексей Романов; «Лгунья», реж. Юлия Трофимова,  дебют; «Мужчины и женщины», реж./сцен. Владимир Котт; «Мухадракон», реж. Татьяна Колганова;«Мятежники», реж./сцен. Владимир Алеников;«Отца сын» реж. Илья Зимин;«Позывной «Пассажир»,реж. Илья Казанков;«Смотри на меня», реж. Владимир Грамматиков;«Схватка», реж. Э.Ох-Хотор; «Филателия»,реж. Назарова;«Эра»,реж. Илясов и другие.

Это был первый обзор предложений коллег этого года. Впереди просмотры и разговор об игровых, неигровых картинах и анимационных работах 2023-2024.

Уважаемые коллеги, присылайте ссылки на фильмы, будем рады рассмотреть все ваши предложения.

Контакты: Татьяна Москвина, ведущий консультант Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России: [email protected]