Алексей Алешковский: Нам нужны не проблемы героев, а проблемы героев в регионах


7 июля прошел мастер-класс Алексея Алешковского «Формула истории: что нужно для хорошей заявки на конкурс». Мероприятие состоялось в рамках образовательного интенсива лаборатории игрового кино и сериалов «Формула пути».

Смотреть мастер-класс в записи – https://vk.com/video-211198400_456239033

Приводим тезисы выступления:

  • Вы должны понимать, зачем хотите рассказать свою историю. На питчинге комиссии будет интересно, почему вы рассказываете именно эту историю.
  • Драматургия – искусство привлечения и удержания зрительского внимания.
  • У кино есть социальная функция, которая заключается в том, чтобы делать страну лучше. Во всяком случае, такая функция есть у кино, которое создается на средства государства.
  • Нас интересуют серьезные, реальные истории, когда герои сталкиваются с проблемами и преодолевают их.
  • Навык быстрой обработки информации, сторителлинга и коммуникации – вот те soft skills, которые нужны сценаристу.
  • Зрителя привлекает харизматичный герой. Если за вашим героем не интересно наблюдать, то кино не будет.
  • Конфликт не обязательно должен быть глобальным. У каждого героя свои ставки. Высокая ставка – это то, что значимо для человека в той системе координат, в которой он находится.
  • У героя должна быть цель, к которой он должен идти. И энергия, которую он прикладывает для её достижения, – именно она и привлекает зрителя.
  • Один из главных критериев хорошей истории – изменение героя. И изменение в целом, потому что кино – это про события.
  • Нужно понять, как герой меняется от сцены к сцене. Поэтому он, во-первых, должен быть ярким, во-вторых, – получить условия для изменений.
  • Вы должны хорошо понимать, что должно заставлять героя действовать. Если от его действий ничего не изменится, ваша история не будет никого цеплять.
  • Нужна альтернатива – что случится, если герой не добьётся своей цели. Если ничего не случится, то у вас и не будет мотивации смотреть такое кино.
  • Нас интересуют типичные проблемы регионов, и если вы сделаете такую историю, то у вас высокие шансы на успех. Если вы напишете сценарий про проблему, актуальную для других регионов, тогда вам надо пояснить, какое отношение она имеет к вашей истории.
  • Нужно создать контекст травмы. Хорошая история начинается задолго до этого. Весь бэкграунд, который формирует героя, должен его хорошо представлять.
  • В вашей истории два основных героя – протагонист и антагонист. В детективах и триллерах работает свой алгоритм: три четверти фильма протагонист борется с антагонистом, а потом выясняется, что настоящим злодеем оказывается другой персонаж.
  • Антагонист – это зеркало героя. Никогда люди не становятся врагами просто так.
  • Антагонист совершенно не обязан быть врагом.
  • Мы хотели бы в истории увидеть какие-то объединяющие смыслы. Если вы дадите протагонисту и антагонисту возможность объединиться, буде здорово.
  • Очень важный элемент драматургической конструкции – дилемма. Выбор между плохим и очень плохим.
  • Ваша задача – превратить жизнь вашего героя в ад.
  • Одна из распространенных проблем начинающих сценаристов – идеализация героя, происходящая зачастую от того, что сценарист ассоциирует себя со своим героем.
  • В вашей истории должен наступить момент, когда герой совершает поступок, за который зритель возненавидит его и не простит даже в случае того, если он исправится.
  • Конфликт системы ценностей надо чувствовать и понимать. Что дорого одному, безразлично другому.
  • Очень важный инструмент для создания истории – это тайна. Если у героя есть тайны, половина истории уже придумана.
  • У героя есть цели и потребности. Потребности, которые герой не всегда осознает, должны конфликтовать с целями.
  • Когда человек платит цену за то, чтобы прийти к своей цели, он становится другим.
  • Уважайте своего зрителя – пишите о нём так, как вы бы писали о себе.
  • Работа драматурга – прежде всего работа с эмоциями. Это манипуляция со зрительскими эмоциями.

Алексей Алешковский – президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России, художественный руководитель Лаборатории игрового кино и сериалов «Формула пути», которая до 30 июля 2022 года включительно ведёт приём заявок на бесплатное участие.

Авторы лучшего сценария полнометражного игрового фильма и сериала получат по 1 млн рублей. Участие в лаборатории не ограничено возрастными, географическими критериями и уровнем профессиональной подготовки.