В Доме кино отметили 130-летие Всеволода Пудовкина


28 февраля в Белом зале Центрального Дома кинематографистов прошел творческий вечер «Пудовкин. Крупный план». Вечер был посвящен 130-летию со дня рождения кинорежиссера, актера, драматурга, лауреата Государственных премий, профессора, народного артиста СССР Всеволода Пудовкина.

Организаторами вечера выступили: Гильдия режиссеров СК России и ВГИК им. С. А. Герасимова.

В мероприятии приняли участие студенты Всероссийского государственного университета кинематографии имени С. А. Герасимова.

Вечер провел художественный руководитель Центра творческой и методической работы ВГИКа им. С. А. Герасимова, кинорежиссер Олег Шухер.

Олег Шухер рассказал, что свою карьеру Всеволод Пудовкин начинал как актер. Он снялся в эксцентрической комедии «Необычайные приключения мистера Вэста в стране большевиков», снятой Львом Кулешовым по оригинальному сценарию Николая Асеева в 1924 году. Картина была создана первыми выпускниками мастерской Льва Кулешова. «Ребята были лихие, живые – все они стояли у истоков советского кинематографа», – отметил ведущий и обратился к молодым кинематографистам: – Поэтому, молодые, надо веселиться, дерзать, валять дурака».

У Всеволода Пудовкина было много талантливых актерских работ в кино. Например, роль в немом фильме режиссера Федора Оцепы по пьесе Льва Толстого «Живой труп» (1929 г).

Важно отметить и еще одну картину «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна, в которой Пудовкин сыграл роль юродивого. Роль английской королевы в фильме досталась М. И. Ромму.

По словам ведущего вечера, когда-то Союзом кинематографистов СССР была организована поездка в Индию – страну, полную тайн и загадок. В компании кинематографистов поехал и Пудовкин. Когда делегация вернулась из командировки, журналисты спросили актера Николая Черкасова о том, что его больше всего потрясло в этой стране. «Больше всего в Индии меня потряс Пудовкин», – лаконично ответил тот. «Это высокая оценка со стороны коллеги, – прокомментировал Олег Шухер. – Всеволод Пудовкин был живой, непосредственный, хулиганистый, авангардный, эпатажный – скажем прямо, юродивый».

Как режиссер Пудовкин сделал несколько картин, которые знают во всем мире – это трилогия «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана» — фильм, который имел оглушительный мировой кинопрокат под названием «Буря над Азией» – картина о потомке Чингисхана, кочевом народе и его порабощении англичанами. Гости Дома кино увидели несколько фрагментов из этих картин, сложенных в единый блок.

Олег Шухер отметил, что Всеволод Пудовкин всегда был «на острие времени». Его фильмы нисколько не устарели, а наоборот набирают какую-то новую энергию в мировой масштабе. Режиссер в свое время сделал прорыв в советском кинематографе, пригласив в кино актеров МХАТа. Вера Барановская играла мать в одноименном фильме из трилогии, Николай Баталов в той же картине играл сына Павла. Актер был дядей народного артиста СССР Алексея Баталова, ведущего актера МХАТа.

О Пудовкине сделано много программ, написано много книг и статей. При подготовке вечера организаторы нашли воспоминания поэта Валентина Берестова, который в юношестве часто бывал в доме кинорежиссера и его супруги Анны Земцовой.

Зрителям также были представлены фрагменты лучших фильмов Всеволода Пудовкина. Например, фильм «Рассказ о простом случае». Олег Шухер отметил, как изящно, тонко и глубоко режиссер показывает в начале картины встречу героя с женой.  По его словам, многие классики отечественного кинематографа учились у Пудовкина неразговорной форме передачи самых тонких движений человеческой души. Особенно ценны в его картинах крупные планы, благодаря которым происходит тончайшая передача  чувств.

В тяжелую годину, в 1941 году, в СССР появились боевые киносборники – маленькие киножурналы с игровыми и документальными новеллами, которые снимали мастера кино того времени. И участвовали в них знаменитые актеры: Любовь Орлова, Михаил Жаров, Зоя Федорова и многие другие. Эта важная задача коснулась и такого темпераментного, патриотически настроенного человека и гражданина, каким был Всеволод Пудовкин. Так появилась картина, которая, несмотря на короткие сроки исполнения, сохраняет все приметы высокохудожественного произведения. Речь идет о новелле «Пир в Жирмунке» из «Боевого киносборника № 6», в которой играет народная артистка СССР Анастасия Зуева.

В завершение вечера студенты ВГИКа подарили гостям Дома кино уникальные сувенирные кружки с изображением Всеволода Пудовкина. Зрители увидели короткометражный комедийный фильм мастера «Шахматная горячка» с Владимиром Фогелем и Анной Земской в главных ролях.

Наталья Тонких