В Доме кино прошел вечер, посвященный творчеству кинорежиссера и кинодраматурга Александра Косачева


31 января в Малом зале Центрального Дома кинематографистов прошел вечер, посвященный творчеству кинорежиссера и кинодраматурга Александра Косачева – одного из ярких представителей московской школы научно-популярного кино. Мероприятие состоялось в рамках цикла «Забытое научно-популярное кино».

Организаторами вечера выступили Центральный Дом кинематографистов и Московский клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши «Окно в Россию. Связь времен».

Вечер провели: куратор клуба, режиссер документального кино Мила Космочевская и сын Александра Косачева Илья Косачев, оператор и режиссер документального кино.

В своем вступительном слове Мила Космочевская подчеркнула, что научно-популярное кино называют сейчас забытым. Если раньше в СССР работало несколько студий, которые снимали научно-популярные фильмы, то сейчас этих студий уже не существует. Александр Косачев работал на киностудии «Центрнаучфильм». В свое время он обучался у знаменитого кинорежиссера Александра Довженко во ВГИКе. У Довженко был единственный курс, на котором учились «маленькие звездочки»: Лариса Шепитько, Джемма Фирсова (Микоша), Роллан Сергиенко, Отар Иоселиани.  Все они потом стали очень значимыми людьми в документальном и игровом кино. У него был многонациональный курс.

Илья Косачев представил гостям Дома кино программу из трех картин: две короткометражные ленты и один полнометражный фильм.

Первый короткометражный фильм, показанный зрителям, посвящался Евгению Овчинникову. Пятиминутный фильм «Новогодний привет» представлял собой программную заставку для Центрального телевидения. Он был снят в 1967 году, а уже в следующем году этот черно-белый ролик был продемонстрирован на цветном телевидении.

Также был показан тизер к фильму «Отчизна», который назывался «СССР». А следом за ним зрители посмотрели и сам полнометражный фильм. Картина была снята в 1972 году и приурочена к 50-летию СССР. Она рассказывает о том, какой стала страна за 50 лет существования Советского Союза. Кинокартина получила главный приз на фестивале в Алма-Ате «За поэтическое раскрытие темы». Этот пленочный фильм находится на хранении в архиве Госфильмофонда.

На встрече присутствовал кинорежиссер, сценарист, оператор научно-популярного кино Владимир Иванов, который работал на киностудии «Центрнаучфильм» в то же время, что и Александр Косачев. Он подчеркнул: «Тот факт, что этот фильм поручили Александру Косачеву, – было знаком высочайшего доверия к нему. Это фильм составлен не из архива или хроники; здесь использовался оригинальный материал, оригинальный негатив». По словам Владимира Иванова, фильм снимался на 1-м Объединении под руководством кинорежиссера Александра Згуриди. Среди авторов сценария – знаменитые Александр Проханов и Виктор Комиссаржевский. Музыкальным оформителем был Алек Гольдштейн.

Супруга кинорежиссера Людмила Косачева рассказала, что ее мужу пришлось буквально спасать этот фильм. Сценарий, который написали Комиссаржевский и Проханов, был полным официозом. Александру Косачеву пришлось работать в авральном режиме, чтобы в короткие сроки снять что-то другое. Съемочные группы работали по всему СССР.

Зрители единодушно отметили добрый посыл фильма, при просмотре которого возникает ностальгия по тому времени, по людям, по настроению. Они поделились, что будто окунулись в прошлое, когда присутствовало больше спокойствия и воодушевления.

Илья Косачев также вспомнил, что его отец в 1971 году снял фильм «Очевидное и невероятное», хотя далеко не всем режиссерам тогда доверяли снимать про паранормальные явления. Фильм находится на хранении в архиве Гостелерадио. А в 1972–73 гг. на телевидении решили сделать по мотивам фильма передачу, убрав из названия букву «и». Пригласили Александра Косачева ведущим, но поставили условие – сбрить бороду. Режиссер наотрез отказался. Так ведущим передачи стал Сергей Капица.

Наталья Тонких