В Доме кино состоялся вечер к 100-летию со дня рождения Якова Сегеля


«Улыбчивость гуманизма» — неожиданное словосочетание нашел тонкий исследователь Мирон Черненко для характеристики творчества Якова Сегеля в предисловии к сборнику рассказов кинорежиссера.

«В мире, где живут герои Сегеля, благородство, доброта, искренность, чистота — словом, все евангельские добродетели действительно являются всеобщей нормой поведения… они органичны и в этом их сила», — пишет он. А всякий выход за их границы — добавим от себя – лишь временные нарушения, уродующие душу человека, «серая болезнь», поддающаяся излечению при правильном и кропотливом лечении.

Об этом хотели еще раз поведать устроители творческого вечера – он прошел 10 апреля в Белом зале Центрального дома кинематографистов в день столетия кинорежиссера, писателя, сценариста, педагога, ветерана Великой Отечественной войны, народного артиста РСФСР Якова Александровича СЕГЕЛЯ.

Стараниями постановочной группы сцена была стилизована под московскую кухню с царствующим в центре огромным телевизором, установленным на колоннады ставших ненужными книг (горькая ирония постановщиков). Гостей вечера этот неутомимый ящик встречал хроникой советского времени. Вскорости на сцене оказался и рояль, немного неожиданный для импровизированной кухни, но чего не бывает на московских кухнях! По клавишам рояля быстрыми пальцами пробежался молодой музыкант и студент ВГИКа Петр Канаев. Пространство Белого зала наполнили звуки Бетховена! Ящик тоже несколько поменял репертуар – по воле ведущего он выдал собравшимся фрагменты фильмов юбиляра Якова Сегеля — «Дом, в котором я живу», «Прощайте, голуби», «Серая болезнь», «Разбудите Мухина», «Инопланетянка» и других.

Особым событием вечера стало участие народной артистки РСФСР Жанны Болотовой. Актриса подробно и взволновано рассказала о первой встрече с Яковом Александровичем на съемках картины «Дом, в котором я живу» — по сути, это определило ее дальнейший жизненный путь. Ведь на съемочной площадке впервые Жанна Болотова оказалась 15-летней девушкой. Позже была учеба во ВГИКе, у великого Сергея Герасимова, неразрывный союз с Николаем Губенко, яркая творческая карьера.

Тепло и искренне о своем знакомстве и совместной работе с Яковом Сегелем поведал с экрана народный артист России, кинооператор, профессор ВГИКа Игорь Клебанов.

Порадовали всех совсем юные исполнители – Школа танца «Формидабль» — девочки исполнили сказочно-загадочный танцевальный номер «Магические колпачки», учащиеся музыкального колледжа имени С.С. Прокофьева Алиса Ельчанинова и Даниил Виноградов – молодые виртуозы игры на балалайке и их старший товарищ Алексей Воробьев (рояль).

Незабываемым останется выступление сына Якова Александровича, кинооператора Александра Алешникова, рассказавшего о своей семье: о некоторых драматических эпизодах жизни отца, о маме, прекрасной актрисе Лилиане Алешниковой, преданной спутнице Якова Сегеля и его творческом единомышленнике. Александр Яковлевич представил к восторгу собравшихся правнучку Якова Александровича Сегеля – белокурую шестилетнюю Хлою.

Завершал вечер показ почти неизвестного фильма Якова Сегеля «В одно прекрасное детство» — созданный по одноименной повести Сегеля один из первых детских киномюзиклов в нашей стране, пронизанный лучами  света цирковых юпитеров и неподдельной любви к жизни. Прекрасно представил фильм народный артист России, профессор ВГИКа Игорь Ясулович, исполнивший в нем роль Фокусника: «В одно прекрасное детство» — так мог назвать свое творение только художник, с душою ребенка с мироощущением поэта и прищуром мудреца».

Вечер провел автор сценарной композиции, постановщик вечера, кинорежиссер, доцент ВГИКа Олег Шухер.

Вечер подготовлен Гильдией режиссеров Союза кинематографистов России и Центром творческой и методической работы режиссерского факультета ВГИК.

Фото: Студенты института кино и телевидения (ГИТР)