Гильдия киноведов и кинокритиков отметила работу коллег


В конференц-зале Дома кино 9 апреля состоялась церемония награждения дипломантов и лауреатов Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ за 2019 год.

Номинанты были известны еще в прошлом мае, но из-за пандемии провести церемонию очно смогли только сейчас. Награды получили лучшие исследования в области киноведения – истории и теории кино, книги о проблемах современного кинопроцесса, критические статьи в журналах и газетах, а также – в электронных СМИ.

Получить награду от коллег для людей нашей профессии очень важно, поскольку, по большому счету имена киноведов, именно теоретиков кино известны не многим. Широкая публика подчастую знает лишь тех, кто пишет критические статьи в больших журналах или выступает по телевизору – таких меньшинство. И премия Гильдии за книги и статьи – то немногое, что эти люди могут получить за свой колоссальный кропотливый труд.

«Сегодня у нас очень приятное событие, – сказала вице-президент Гильдии Евгения Тирдатова, – мы, наконец, можем встретиться и вручить коллегам заслуженные награды».

На самом деле нынешний год для всех был очень сложным, в том числе и для Комиссии по премии, которую возглавляет киновед, профессор ВГИКа, доктор искусствоведения Владимир Виноградов. Ситуация в стране изменила привычную процедуру ее работы. На конкурс пришло большое количество различных по своему профессиональному уровню работ, в том числе много спорных, требующих активного живого обсуждения. Однако именно этой возможности члены Комиссии были лишены в этом году. Обмен мнениями преимущественно проходил по переписке в интернете, что затрудняло работу, особенно в тех случаях, когда взгляды расходились и требовались серьезные аргументы как «за», так и «против».

Тем не менее, создавшиеся сложности в работе, в конце концов, были преодолены. Все заявки, поступившие на конкурс, были обсуждены самым подробным образом. Более того, многие члены Комиссии отслеживали книжные новинки и выдвигали на конкурс наиболее значимые, с их точки зрения. В результате в список обсуждения, а позже и в номинацию попали работы как известных мастеров, так и молодых авторов.

Дипломы награжденным вручали Владимир Виноградов и член Комиссии киновед, кандидат искусствоведения Валерия Бондаренко. Было сказано много теплых слов в адрес гильдии и в адрес номинантов. Всего было вручено четыре премии – две из которых именные, семь призов и девять дипломов.

Премия имени Мирона Черненко за честь, достоинство и вклад в профессию присуждена Светлане Пустынской, недавно ушедшей от нас после продолжительной болезни. Награду приняла сестра Светланы, тоже киновед, Людмила Пустынская.

Премия в номинации «Мастер» – за многолетнюю профессиональную деятельность будет передана Евгению Марголиту – киноведу, теоретику, историку кино, автору книг и статей, великолепному лектору и человеку энциклопедических знаний не только о кинематографе.

Приза в номинации: Российское кино в зеркале зарубежного киноведения удостоена Нейде Желагеас (Бразилия). Она издает на другом конце света журнал о русском кино, и благодаря ей там любят и знают наш кинематограф.

Диплом в номинации: Теория кино получил Александр Брейтман за книгу «Киноискусство России. Опыт позитивной антропологии» (М.: ИНФРА-М). Аксиологический подход в совокупности с культуролого-киноведческим анализом позволил автору интерпретировать в этой книге избранные кинопроизведения с позиций традиционных ценностей русской культуры в их динамическом развитии.

Диплом в номинации: Теория кино достался Степану Федоткину «Лейтмотивы «Зеркала»» (М., Канон, 2019). По словам автора, главная особенность метода, используемого для анализа «Зеркала» в этой книге (а именно – лейтмотивного анализа) в том, что каждый элемент фильма рассматривается вне времени, т.е. вне последовательности, данной в самом кинопроизведении.

Приз в номинации: История отечественного кино получила Марина Косинова за труд «История отечественной кинофикации и кинопроката» (М.: ГУУ).

Диплома в номинации: История отечественного кино удостоена Юлия Хомякова за книгу «Выйти из учительской. Отечественные экранизации детской литературы в контексте кинопроцесса 1968–1985 гг.» (СПб.: Нестор-История). Автор посетовала на то, что тема детского кино не изучена, несмотря на всю ее важность. Но тут стоит сказать и о том, что современный кинематограф мало ориентирован на детскую аудиторию и только постепенно оборачивается к этой теме, и киноведение могло бы ему помочь в создании такого кино, которое необходимо детской аудитории, адоптировано для нее, несет ей вечные ценности, а не только развлечение.

Приз в номинации: История мирового кино вручен Светлане Смагиной за книгу «Публичная женщина или публичная личность? Женские образы в кино». (Канон+; Реабилитация). Уникальность книги, по мнению автора, состоит в том, что это первое киноведческое исследование, позволяющее создать динамическую картину изменений определенного типа женских образов в социально-культурном контексте.

Приз в номинации: История зарубежного кино получил Александр Дорошевич за труд «Британское кино вчера и сегодня» (М. изд. Канон-Плюс). Эта книга создает объемную, стереоскопическую картину британского кино от послевоенных лет до первых десятилетий нового века.

Почетная Премия в номинации История зарубежного кино присуждена Валерию Турицыну за книгу «Малоизвестные киношедевры Любич Антониони Фейдер Антониони Штернберг Каурисмяки Ланг» (М.: Издательство Дединского, 2019). Автор рассказывает о фильмах и авторах, на которых редко обращают внимание.

Диплома в номинации: История зарубежного кино удостоена Наталья Баландина за книгу о французском кинематографе «Анни Жирардо. Надя и ее сестры». (М.: Буксмарт).

Диплом в номинации: История зарубежного кино получила монография Александра Федоров «Польский альбом: заметки о кино». (М.: МОО «Информация для всех», 2019), посвященная польскому кинематографу и его отражению в зеркале советской и российской кинокритики.

Не обошли вниманием и киножурналистику. Приз в номинации: Кинокритика получил Леонид Павлючик за статьи, опубликованные в 2019 г. в газете «Труд». Дипломы в номинации: Кинокритика достались Дарье Митиной за статьи в газете «СК Новости» и Александр Попов за статьи, размещенные на сайте Гильдии http://kinopressa.ru/. «То, что нынешнее награждение состоялось, это очень обнадеживающий, оптимистический факт, – отметила Дарья. – Российский кинематографист бессмертен и российский кинокритик неубиваем».

Диплом в номинации: Кинокритика получил Денис Горелов за книгу «Игра в пустяки, или «Золото Маккены» и еще 97 советских фильмов иностранного проката». (ИД «Флюид ФриФлай»). «Наше киноведение уделяло крайне мало внимания тому, что попадало на экраны советских кинотеатров из-за рубежа, – сказа Денис. – Я постарался взять в книгу все фильмы, которых без нашего проката просто бы не существовало, начиная с «Лимонадного Джо» и заканчивая «Зитой и Гитой».

Приз в номинации: «Персоналии: новое старое имя в истории отечественного кино» получила Наталья Милосердова за монографию «Барская», о незаслуженно забытом режиссере довоенного советского кино Маргарите Барской. (2019, СПб, Мастерская «Сеанс»). «Я отношу эту награду именно Маргарите Барской, – отметила киновед. – Она это заслужила. Я посмотрела в интернете – книжка расходится по всему миру, это же так здорово. Мне позвонила женщина-историк из Бельгии и сказала много теплых слов. Это так хорошо, что наши книги читают».

Приз в номинации: Персоналии: Классик отечественного кино достался Ирине Гращенковой за книгу «Ромъ/Роом видимый и невидимый». (М.:Дизайн студия «Дом 5»). Она же удостоена благодарственного письма Союза кинематографистов России за вклад в отечественное киноведение. «Я радуюсь этой награда, потому что моя книга – об Абраме Матвеевиче Рооме, – сказала Ирина Николаевна. Это очень загадочный режиссер. Жизнь художника это не булочка, из которой надо выковырять изюм, это хлеб насущный, и я поставила себе задачей описать все, в том числе нереализованное, замыслы. Не скрывая никаких страниц в его творчестве, которые ему потом, может быть, были горьки и неприятны, потому что мы – историки кино и должны видеть историю во всем ее многообразии, потому что в этом многообразии ее существо».

Также Благодарственным письмом Союза кинематографистов России отмечены заслуги старейшины кинокритического цеха – Клары Михайловны Исаевой, доцента кафедры киноведения ВГИК, за особый вклад в кинопедагогику, многолетний творческий труд и в связи с 95-летием.
Единственную в своем роде награду – Диплом в номинации: Sine Charta (Без бумаги) – получили Максим Казючиц и Нина Спутницкая за издание журнала «Телекинет». «Название расшифровывается – телевидение, кино, интернет. Это полностью независимое электронное издание, без спонсорской поддержки, – отметил Казючиц. – Но мы ощущаем большую поддержку профессионального сообщества, среди наших авторов киноведы и историки кино. Мы поддерживаем традицию издания «Хроники кинопроцесса», которое выходило на протяжении ряда лет. Наш первый номер за этот года полностью посвящен этой теме». Максим также пригласил историков и теоретиков кино стать авторами журнала.

Премию памяти Михаила Левитина – с формулировкой «Лучший молодой кинокритик 2019 года» получила Анастасия Гладильщикова.

В конце Церемонии ведущая Евгения Тирдатова озвучила родившуюся в этом году идею ребрединга книжной премии, что даст ей возможность стать уникальной Премией Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, в которой смогут принять участие все желающие члены Гильдии – члены СК. Это стало необходимым в связи с ситуацией, возникшей с Национальной Премией кинокритики и кинопрессы, ушедшей из Союза, о чем сделал заявление Президент Гильдии Кирилл Разлогов.

Регламент обновленной Премии Гильдии разрабатывается. Предполагается, что она будет двухсоставной. Первая часть – за достижения в области нашей профессии – киноведения и кинокритики, вторая, кинематографическая, – за достижения в области киноискусства с неожиданными и оригинальными номинациями, чтобы не повторяться и не пересекаться с премиями других гильдий и прочими призами. Премия будет приближаться и к истории кино, и к сегодняшнему дню с точки зрения теории киноискусства. Скорее всего, останутся семь номинаций в книжной части и семь – во второй, связанной с киноискусством. Пока эта идея выносится на обсуждение, и очень важно, чтобы она стала объединяющим профессиональным началом под девизом: смотрим, пишем, обсуждаем. Каждый год будет диктовать свои акценты, хотя останутся базовые номинации, например, фильм года – «дух времени», он может быть любым по виду и жанру: документальным, художественным, анимационным, главное, чтобы отражал современность; поиск киноязыка (сюда войдет и режиссура, и монтаж); новаторская драматургия; яркое визуальное решение; актер года (объединяющая номинация, без деления по гендерному принципу); оригинальное звуковое решение. Будут киноведческие номинации, объединяющие обе части премии, например, лучший восстановленный фильм или архивная находка. При этом премия будет следовать за живым кинопроцессом и подходить к номинациям достаточно гибко, допуская возможность в том или ином году исключение или добавление какой-то из них. Специальные призы будут вручаться за вклад в киноискусство и за фильм фильмов прошлых лет.

Предложение было встречено с интересом, а номинации поддержаны. Тут же возникло предложение провести презентацию новой премии осенью, а в конце года – назвать номинантов Премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России за 2020–2021 год.

Елена Ульянова, киновед

Фото: Алексей Жуков

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!