Круглый стол «Кино на сломе эпохи» состоялся в рамках II МКФ «День Победы»


В период проведения второго международного кинофестиваля «День Победы», что проходил в Москве и Подмосковье с 17 по 21 апреля, в рамках деловой программы состоялся круглый стол «Кино на сломе эпохи», целью которого было понять тенденции развития кинематографа в условиях сегодняшней глобальной перестройки мировой системы. Состоялся глубокий и важный разговор о месте кинохудожника в стремительно меняющейся реальности.

Спикерами круглого стола стали Каринэ Александровна Геворгян – российский востоковед-иранист, политолог, специалист по конфликтам на Кавказе,  Галина Гавриловна Ершова – историк, антрополог, эпиграфист, доктор исторических наук, профессор и руководитель учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова РГГУ, Андрей Михайлович  Шемякин – филолог, кинокритик, киновед и сценарист, автор и ведущий телевизионных программ, Алексей Игоревич Коленский – кинокритик, редактор отдела «Кино» газеты «Культура».  Модератором встречи стал генеральный продюсер II МКФ «День Победы» Максим Сергеевич Кузнецов, участниками круглого стола — кинорежиссеры и продюсеры России, стран СНГ и Европы.

— Человечество вступает в период необратимых изменений. Начало их, по моим долгосрочным расчетам, должно было произойти в 2025 году, — отметила Ершова. — Но «штормы» начались уже в прошлом и нынешнем году, и теперь они будут нарастать год от года. Это не фактор неких случайностей, но объективное развитие хода истории, неумолимый виток развития мирового общества. Все сферы жизни человека — общественная, экономическая, политическая, энергетическая — должны в ближайшие годы необратимо измениться. И если происходят такие глобальные сдвиги, то рушится самый слабый сегмент, а это главенствующая на данный исторический момент система общественного управления. Эта система начинает разрушаться, что мы сегодня и наблюдаем на Западе. Западная цивилизация, начав отказываться от традиционных ценностей и привносить новые, чуждые человечеству, тем самым запускает процесс как саморазрушения своего общества, так и западной цивилизации в целом, — высказала Галина Ершова.

— Моя модель сегодняшнего глобального переустройства мира и ломки старых моделей почти идентична той, которую привела уважаемая Галина Гавриловна., — добавила Каринэ Геворгян. – Уточнение: я прогнозировала, что будущий год, 2021-ый станет годом «великого перелома» и точкой невозврата, но подавляющему большинству будет ещё казаться, что старыми методами удастся решить новые задачи. Однако это не так. Запад (США) пытаются удержать доминирование, не имея позитивной идеи для своего развития, в форматах социокультурной деградации. Россия, напротив, начинает всё уверенней вглядываться в будущее, — обратила внимание присутствующих Каринэ Геворгян. — В этой ситуации на нашу страну ложится, не побоюсь этого сравнения, ответственность за судьбы планеты. Потому как сегодня лишь Россия остается хранителем традиционных ценностей, лишь российская модель развития, при всех ее  ошибках, имеет потенциал для создания позитивной модели общества будущего, гаранта нового миропорядка, что будет базироваться на межцивилизационном взаимодействии, Вере и такой экономической политике , что не приводит к экологическим катастрофам и подавлении экономики соседей.

— Очень важно, что именно попадает в поле зрения камеры. Камера не врёт, врёт тот, кто держит камеру. Давайте научимся не просто смотреть, а — видеть, — отметил киновед Андрей Шемякин.

Алексей Коленский, редактор отдела «Кино» газеты «Культура» сделал акцент на влиянии цифровых технологий на кино, и том, как, к сожалению, стирается в сегодняшнем кино эмпатия к героям.

— Кино же погружает нас в ощущение непрерывности развивающейся эмоции, к которой мы не можем остаться равнодушным. И это важнейшее слагаемое кино. Мы попадаем в драму, в которой, как свидетели, переживаем катарсис в связи с тем, что находимся внутри, именно в объеме аналогового изображения. В цифре же ничего это не работает. Потому надо только приветствовать возвращение к пленке!