Музыкально-просветительский марафон «Композиторы XX и XXI века» открылся концертом памяти Эдуарда Артемьева


Музыкально-просветительский марафон «Композиторы XX и XXI века» стартовал 18 мая в Большом зале Дома Кино Союза Кинематографистов России концертом, посвященным памяти выдающегося композитора,  Народного артиста России, Героя Труда Российской Федерации, четырехкратного лауреата Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусств,  лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, а также престижных кинопремий «Золотой Орел» и «Ника», театральной премии «Золотая маска» Эдуарда Артемьева. Это восьмой по счету концерт из цикла «Хиты на все времена», который ежегодно проводит гильдия композиторов Союза кинематографистов России.

Художественный руководитель и сердце проекта — Народный артист России, президент Гильдии композиторов Владимир Комаров. Именно ему пришла идея в формате киноконцерта вывести на первый план работу композитора в самом синтетическое из всех видов искусства – кино. И в этом уже много лет ему помогает Академический Большой концертный оркестр имени Ю. В. Силантьева «Радио Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного деятеля искусств РФ  композитора Александра Клевицкого.

Зрители, что в этот вечер до краев заполнили  Большой зал, ждали встречи с гениальной музыкой из любимых кинофильмов. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии».  И нам еще предстоит оценить масштаб личности и тот колоссальный вклад Эдуарда Артемьева в отечественную и мировую культуры.  Им написана музыка к более чем 200-м советским, российским и американским фильмам, среди которых нет проходных: «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» Андрея Тарковского; «Чисто английское убийство»  Самсона Самсонова; «Молчание доктора Ивенса» Будимира Метальникова; «Тайна Эдвина Друда» Александра Орлова; «Визит к минотавру» Эльдора Уразбаева; «Свой среди  чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Родня», «Несколько дней из жизни Обломова», «Урга»,  «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем», «12» Никиты Михалкова; «Двойная опасность» Лоуренса Шиллера (США); «Сибириада», «Ближний круг», «Гомер и Эдди» (США), «Odyssey» («Одиссея»)  Андрея  Кончаловского  Hallmark Entertainment Production (США); «Курьер» Карэна Шахназарова; «Остановился поезд», «Охота на лис» Вадима Абдрашитова; «Сыщик», «ТАСС уполномочен заявить» Владимира Фокина; «Лимита», «Мама» Дениса Евстигнеева; «Водитель для Веры» Павла Чухрая; «Доктор Живаго» Александра Прошкина и многие другие. И это не считая музыки в традиционных форматах и жанрах для симфонического оркестра или голоса. Подчас кажется, что невозможно создать такую по мощи, глубине и эмоциональности музыку из привычных семи нот.  Эдуард Николаевич явно владел магическим секретом плетения музыкального полотна из небесных струн. И эти струны отзывались в сердцах и музыкантов на сцене, и зрителей в зале.

Елена Лихачева