О замещении Голливуда в кинопоказе


Сегодня в Союзе кинематографистов России состоится круглый стол «Кинопрокат сегодня. Конец или Начало?..», организованный Гильдией продюсеров и организаторов кинопроцесса СК. В преддверии дискуссии предлагаем вашему вниманию статью члена правления Гильдии – Евгения Бегинина, продюсера, бизнесмена, одного из основателей современного российского кинопроката.

«На исходе 20 века коллективному Западу удалось повернуть неуверенное движение СССР к светлому будущему коммунизма и убедить его следовать в фарватере загнивающего, но уверенного в себе капитализма. Заодно освободили Россию от бремени Варшавского договора и груза Социалистических республик, оставив в растерянности сильно похудевшую и обобранную Российскую Федерацию. Разветвлённая экономика сдулась не только от нарушенных связей, но и с позволения властей проявлять личную инициативу под лозунгом «Что не запрещено, то разрешено».

Наиболее продвинутые и ловкие оставили без внимания первую часть лозунга, но второй его частью воспользовались полностью. Поэтому некоторые стремительно богатели, но основная масса населения беднела настолько, что даже в кино сходить не могла себе позволить, да и не до того было, хотя на дурные деньги и отсутствие запретов производство художественных фильмов подскочило на короткое время до 400 в год и больше по сравнению со скромными 130-150 в советское время. Но репертуар и качество этой скороспелой продукции скорее отбивал у зрителей охоту к посещению кинотеатров.

К 90-ым годам кинотеатры стремительно пустели, лучшие залы городов становились мебельными магазинами или салонами для продажи автомобилей и прочей утвари. В залах на 700 и 1000 мест можно было насчитать меньше дюжины зрителей. Но, как известно, свято место пусто не бывает. Предприимчивые люди стали привозить в страну дешёвые американские фильмы, предназначенные для стран третьего мира, была попытка Союза кинематографистов создать альянс с американцами кинематографистами по кинообмену, но всё это не имело успеха.

С 1989 году я возглавил российско-британскую «Творческую Ассоциацию «Ист-Вест». Она была создана в 1988 году и зарегистрирована в марте 1989 г. с целью творческого обмена между двумя странами лучшими силами в области культуры. В действующих проектах были совместные документальные фильмы, обмен театральными и музыкальными коллективами, выпуск сборника русских поэтов, отдельные книги и многое другое. Пользуясь старыми связями по сотрудничеству с компанией UIP (Юнайтед Интернэшнл Пикчерз – она тогда представляла интересы Метро-Голдвин-Майер, Юнайтед Артист, Юниверсал и Парамаунт) в период моей работы заместителем председателя В/О «Совэкспортфильм», я договорился с ними о прокате на процентной основе фильма «Унесённые ветром». В советское время МГМ на переговорах соглашалась продать его для проката в СССР не менее, чем за $3 000 000. Подписывая договор на новых условиях, мы прежде всего намеревались спасти российскую киносеть, которая была на последнем издыхании. После успеха фильма «Унесённые ветром», который за первый год проката собрал $42 млн. и обеспечил МГМ гораздо больший доход, мы уже подписали с UIP договор на отбор для проката фильмов всех, представляемых ими студий. А через некоторое время к нам присоединились и другие студии Голливуда – Уорнер Бразерз, Колумбия/Трай стар и Буэна Виста. Мы изначально на совещании со всеми студиями договорились, что в течение какого-то времени будем отбирать по одному самому значительному фильму в месяц и обеспечивать ему широчайшую рекламу и выпуск, чтобы каждый из них являлся настоящим хитом.

Мы вовсе не имели в виду переформатирование мышления наших зрителей, которые в доперестроечный период были ориентированы на отечественное кино и широкую палитру фильмов стран западной и восточной Европы, Азии и других стран. При этом доминирующим положением на рынке тогда пользовалось советское кино. Мы хотели вернуть зрителя в залы кинотеатров. И нам это удалось. Но у каждого начинания бывают свои издержки. Аппетиты американских компаний быстро возрастали, им стало тесно под крышей одной компании, которая вела очень строгий отбор фильмов, и они начали поиск и других партнёров. Начали также вкладываться в реконструкцию и строительство кинотеатров, в открытие своих офисов, но только не в поддержку и финансирование российского кинопроизводства. В результате уже к началу нового столетия Россия получила 80% доминирование Голливуда на отечественных экранах.

Политика снова внесла свои коррективы в повседневную жизнь. Санкции вернули наш кинопрокат на точку 1990 г. Сейчас нашей безусловной задачей становится восстановление преимущественного положения на кинорынке отечественного кино. Но очевидно, что этот процесс займёт не менее десятилетия и потребует значительных вложений. При этом важно постараться сохранить существующую киносеть. Именно для этого кинопоказ необходимо насыщать, широко расширяя палитру фильмов из разных стран. Ошибка последних трёх десятилетий состояла как раз в преимущественном положении на российских экранах фильмов США. Практически у двух поколений ребят сознание во многом сформировано чужими ценностями и заботами. Поэтому борьба предстоит не только за спасение кинопроката, но и за умы зрителей!

Я знаю, что Ассоциация владельцев кинотеатров обратилась в правительство за выделением господдержки в размере 6,5 млрд. рублей. К сожалению, я не знаком с документами обоснования просьбы о поддержке. Но из соображений общей логики не очень понимаю, что это даст и как надолго. Переждать, пока Голливуд не вернётся на экраны России? Но всем известно, что санкции назначаются быстро, а снимать их никто никогда не торопится. Может эти средства помогут пережить время переформатирования репертуара? Так тогда нужно сначала определить, откуда и в какие сроки можно обеспечить этот репертуар. Нарастить собственное производство возможно, но на это тоже потребуется несколько лет. А заполнять кинотеатры надо сейчас.

На мой взгляд, лучше сумму в 6,5 млрд. руб. перенаправить на отбор, закупку и дублирование лучших фильмов из разных стран, кинематограф которых достаточно развит, но не очень представлен на мировых форумах и экранах всё по той же жесткой конкурентной причине с кино Запада. Наш зритель очень любознателен и доброжелателен. Но он ничего не знает сегодня о кинематографе Аргентины, Бразилии, Мексики, Африки, Египта, Ирана, Турции, Индии, Китая, Индонезии, Малайзии, Филиппин и т.д. Неизвестная широкому зрителю жизнь не может не привлечь внимания. Нужно отметить, что многие зря считают, что культура кинопроизводства в странах так называемого третьего мира не развивается. Техническая оснащённость кинопроизводящих студий ряда стран намного опережает Российские студии. Во время поездки с группой российских продюсеров в Китай мы были ошарашены количеством производимых фильмов, техническими и съёмочными возможностями студий, а жанровое разнообразие и качество фильмов, которые нам удалось посмотреть, оставили самые лучшие впечатления. То же самое можно сказать и о современном индийском кино. Ежегодно Индия производит более 1000 фильмов! Болливуд успешно конкурирует с Голливудом по сборам и техническому качеству фильмов. При этом национальные фильмы занимают 92% экранного времени.

Не составит большого труда отобрать в короткие сроки 100-150 фильмов из разных стран, призвав на помощь наших специалистов из российских дипломатических и торговых представительств за рубежом. Сегодня не сложно переслать компакт диски или ссылки на фильмы для отбора в Москву. Комиссия, созданная из представителей кинопоказа, кинокритиков, прессы могла бы ответственно подойти к отбору фильмов. Каждый фильм должен получить достойную рекламу и широкое освещение в СМИ. Причём, информация об этом новом репертуаре должна заранее готовить зрителя и будить его интерес. Определённо необходима договорённость с Ассоциацией кинотеатров, что показ этих фильмов должен осуществляться всеми кинотеатрами, а не выборочно по усмотрению их отдельных владельцев, для широкого охвата зрителей по всей стране. Контроль за всем процессом можно возложить на департамент кино Минкультуры.

Нужно заметить, что с рядом стран, особенно с теми, с кем у нас достигнуты договорённости о расчётах в местной валюте, можно будет осуществлять прокат на процентной основе, без авансовых платежей, что значительно снижает предварительные расходы. Во всяком случае индийские и китайские продюсеры ещё недавно готовы были на совместный прокат фильмов. Причём, дублированные на русский язык, эти фильмы можно было бы прокатывать и в бывших советских республиках, поддерживая таким образом и русский язык, который потихоньку вытесняется оттуда. А они также сейчас испытывают нехватку зарубежных фильмов, которые они получали от нас в русском озвучании.

На мой взгляд, такое масштабное расширение палитры кинопоказа не в рамках какого-то, пусть даже крупного кинофестиваля, а в рамках целой страны – это большой социальный эксперимент, работающий на престиж России в мире.»

 

Евгений Бегинин

Член Союза Кинематографистов РФ

Член правления Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса СК РФ

Член Академии Кинематографических наук и искусств России