Творческий вечер Андрея Торстенсена — репортаж и фото отчет


18 декабря в Центральном Доме кино состоялся творческий вечер заслуженного деятеля искусств России, телевизионного режиссера, лауреата премии «ТЭФИ» Андрея Торстенсена. Вечер организован Ассоциацией документального кино Союза кинематографистов России. Репортаж Натальи Тонких, фото Виктора Мироненко.

Андрей Торстенсен родился в творческой семье, – его прадед работал в норвежском цирке клоуном, отец был актером Камерного театра, мать – художником по костюмам.Работая на телевидении уже почти 60 лет,режиссер называет себя «телевизионным динозавром».

Андрею Владимировичу удалось соединить в своем творчестве и документальное кино,и театр,и телевидение.Он поставил огромное количество научно-популярных,образовательныхи литературно-драматических программ.С 1997 года работает в студии музыкальных программ телеканала «Культура».

Режиссер признается, что самую большую радость он испытал,работая в творческом тандеме с автором многочисленных теле-эссе,театроведом Натальей Крымовой над телевизионным фильмом «Театр А.П.Чехова».

«Мы снимали в двух местах – в Мелихово и в домике Чехова в Ялте. У нас была звездная труппа актеров театра и экрана: Наталья Тенякова, Алла Демидова, Сергей Юрский, Валерий Золотухин», — отметил Андрей Владимирович.

Именно этот телефильм был выбран для показа в Белом зале Дома кино.Через письма драматурга и фрагменты его знаменитых пьес – через личную судьбу Чехова строится образ театра.Здесь режиссер начал с создания правильной атмосферы.Андрею Торстенсену удается найти точную интонацию разговора, которая вновь дает жизнь чеховскому дому.В Мелихово оживают пустынные комнаты, предметы и вещи.Здесь мы видим сад, озеро,березовую рощу.Во второй части фильма зритель путешествует по Ялте и видит южный белый домик Чехова, аллеи, набережную,море.Актеры,проникаясь атмосферой чеховского дома, произносят слова негромко, вполголоса… Грань между игрой и реальностью едва уловима.Сама атмосфера, природа, предметы – все дышит жизнью, и здесь уже нет музейных экспонатов.

«Когда сидишь в мелиховском доме и рукой можешь дотронуться до вещей,принадлежавших Чехову или Марии Павловне,может показаться,что то время далеко-далеко.Вещи выцвели– формы их забыты.А когда ходишь по этим комнатам, дистанция вдруг сокращается… То ли Чехов приближается к нам,то ли мы к его персонажам…»,- произносит с экрана Наталья Крымова.

В своих передачах Андрей Торстенсен умел создавать особую художественную форму,в которой на равных существуют и актерская игра,и документальный материал,и авторский рассказ,и натурные кадры. По словам режиссера,в этой работе Наталья Крымова выступает не просто автором и рассказчиком – она органично существует вместе с актерами – грани стираются.