Утопия. Жанр в поисках времени, литературы и искусства


12 апреля Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля в Доме И.С. Остроухова в Трубниках открыл выставочный проект «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов». В его организации приняли участие Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Российский государственный архив литературы и искусства, Мультимедиа Арт Музей, Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Политехнический музей, Государственный центральный музей кино, Российская государственная библиотека и ряд других организаций.

Выставка разместилась в трех залах и вобрала в себя истоки и динамику развития жанра в разных областях искусства в 20-е годы прошлого столетия. Жанр утопии, казалось бы, не совсем актуален сегодня, поскольку чаще всего связан с эпохой открытий, изобретений, неких трансформаций в жизни общества.

Однако утопия – это мечта человечества о лучшем мироустройстве, и не может совсем уйти из повестки, только лишь меняет фокус внимания. На выставке соседствуют классические утопии «Город солнца» Томазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора, с их последователями. Владимир Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла», Андрей Белый – «Солнечный град», Владимир Маяковский – «Мистерию-буфф».

В 20-е годы советская утопия вобрала в себя те традиции русской утопической литературы, которые обозначились уже в конце XIX – начале ХХ века. С одной стороны, это насущная для русской литературы тяга к социалистической утопии, с другой – это антиутопия. В 1920 году были опубликованы две важные книги – антиутопический роман Евгения Замятина «Мы», положивший, по сути дела, начало развитию этого жанра в мировой литературе ХХ века, и роман Александра Чаянова «Путешествие моего брата Алексея Чаянова в страну крестьянской утопии», продолживший традиции русской и европейской литературной утопии.

Во многих социально-фантастических и утопических романах 20-х годов – В. Итина «Страна Гонгури», Я. Окунева «Грядущий мир», А. Беляева «Борьба в эфире» В. Никольского «Через тысячу лет», Я. Ларри «Земля счастливых» и других – содержатся попытки нарисовать будущее как грядущую победу коммунистического общества во всем мире. Однако социальный образ будущего в них, как правило, подменялся научно-техническими прогнозами, футурологическими предсказаниями.

В залах представлены чертежи и модели «механизмов будущего», графические изображения «летающих городов», материалы, рассказывающие об авторах утопий и восприятии их современниками.

Способность кинематографа уже с первых лет своего существования перекраивать миры и генерировать новые способствовала его интересу к жанру утопии. В рамках выставки предусмотрен кинолекторий «Назад в будущее», где будет показана программа:

  • фильм «Аэлита», режиссер Яков Протазанов, 1924 г. Фильм снят по одноименному роману Алексея Толстого. Он открыл страницу отечественной кинофантастики. Показ пройдет с музыкальным сопровождением Сергея Летова;
  • мультфильм «Межпланетная революция», режиссеры Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов, 1924 г. Снимался как фрагмент фильма «Аэлита», но не вошел в фильм и вышел самостоятельно. В основе – сценарий Василия Журавлева «Завоевание Луны мистером Фоксом и мистером Троттом»;
  • фильм «Космический рейс», режиссер Василий Журавлев, 1935 г. Автор сценария – Александр Филимонов при участии и научном консультировании Константина Э. Циолковского

Кураторы выставочного проекта Марина Краснова, Тимур Хайрулин.