110 лет киноведу Ростиславу Юреневу


13 апреля 2022 года исполнилось бы 110 лет Ростиславу Николаевичу Юреневу (1912 – 2002) — историку кино, педагогу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, профессору Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова. Он по праву считается патриархом отечественного киноведения.

Сегодня в Конференц-зале Союза кинематографистов России портрет Юренева висит на стене в галереи других выдающихся отечественных кинематографистов.

Юренев – автор и редактор  трехтомного издания «Очерки советского кино» (1956—1961), шеститомника «Избранные произведения С.М. Эйзенштейна» (1964—1971) и других научных трудов и публикаций теоретического наследия классиков отечественного и зарубежного кино.  Опубликовал 44 книги — «Советский биографический фильм» (1949), «Александр Довженко» (1959), «Советская кинокомедия» (1964), «Смешное на экране» (1964), «Новаторство и традиции советского кино» (1965), «Краткая история советского кино» (1979), «Чудесное окно. Краткая история мирового кино» (1983), двухтомная монография «Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод» (1985—1989) и другие.

Примечательно, что Ростислав Николаевич  Юренев в 1957—1965 годах участвовал в организации Союза кинематографистов СССР. В качестве члена Оргбюро СРК был инициатором, создателем и председателем секции кинокритики. С 1957 по 1985 гг. входил в состав Правления Союза кинематографистов.

Выпускники киноведческой мастерской Р. Н. Юренева во ВГИКе сегодня работают во многих странах мира, они известные специалисты в области истории  теории кино.

А начинался путь Юренева в кинематограф в далеких 20-х прошлого века, когда он приехал из Витебска в Москву. Работал репортером «Рабочей Газеты», литературным сотрудником журнала «Экран», опубликовал ряд стихотворений и газетных заметок. Был редактором Всесоюзного Комитета по радиовещанию. По рекомендации Радиокомитета и группкома писателей поступил на сценарный фа­культет ВГИКа. В 1936 году с отличием окончил сценарный факультет ВГИКа (мастерская В. Туркина).

В том же, 1936 году, Юренев был призван на действительную военную службу. Служил в г. Ржеве, в авиации. Летал на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3. Выполнил 14-часовой беспосадочный полет Ржев — Воронеж — Харьков — Ржев. По окончании службы в армии поступил в аспирантуру ВГИКа. С 1938 года стал регулярно выступать в печати как кинокритик. В 1939 году начал преподавать во ВГИКе драматургию кино и вести творческий семинар у сценаристов.  В автобиографии Юренев писал: «25 июня 1941 года, на третий день Великой Отечественной войны, был мобилизован. Воевал в Крыму, на Кавказе, под Новороссийском, на Кубани, в Белоруссии, в Литве, Польше, Восточной Пруссии. Участвовал в штурме Кенигсберга. Воевал как штурман бом­бардировочной авиации и как штабной авиационный офицер. Был дважды сбит зенитной артиллерией и истребителями противника. Был ранен и контужен. Совершил 103 боевых самолетовылета на бомбардировку и разведку и более 200 вылетов по оперативной связи. Летал на СБ, По-2 и ИЛ-2». Награжден орденами Красной Звезды (1942), Отечественной войны II степени (1944) и тремя медалями. После демобилизации вернулся к работе кинокритика. В 1946-1948 годах был ответственным секретарем журнала «Искусство кино». В 1948 году по рекомендации Сергея Эйзенштейна Ростислав Николаевич Юренев стал старшим научным сотрудником Института истории искусств АН СССР. Он многие годы сочетал преподавательскую и научно-исследовательскую деятельности (с 1947 г. — доцент ВГИКа, с 1949 г. — кандидат искусствоведения, с 1962 г. — доктор искусствоведения, с 1963 г. — профессор кафедры киноведения ВГИКа).

В 1974 году Ростислав Юренев возглавил отдел истории советского кино в Научно-исследовательском институте теории и истории кино. Ушел из института по собственному желанию в 1988 году, целиком посвятив себя преподавательской деятельности во ВГИКе, где на протяжении многих лет был руководителем киноведческой мастерской.

Юренев был также автором сценариев более десяти документальных фильмов, в том числе «Сергей Эйзенштейн» (1958), «Всеволод Пудовкин» (1960), «Рождение советского кино» (1968), «Кино рассказывает о себе» (1969), «Иван Александрович Пырьев» (1979).В 1997 году был опубликован его лирический сборник «Стихи из заветного ящика».

В 2007 году посмертно вышли мемуары «В оправдание этой жизни»  — бесценный труд Ростислава Николаевича Юренева, его  автобиография и одновременно исследование вековой истории отечественного кино, его действующих лиц и истории страны в целом.

 

Ирина Измайлова