12 июля у нашего коллеги – члена Союза кинематографистов России, киноведа, драматурга и педагога Людмилы Александровны Кожиновой — юбилей.


Пожалуй, трудно найти выпускника ВГИКа, который бы хоть раз не побывал на её лекциях по драматургии, не воспользовался бы её дельным профессиональным, а иногда и житейским, советом. А уж как повезло выпускникам мастерских, которые вели в тандеме супруги и замечательные мастера кинодраматургии Валентин Черных и Людмила Кожинова. Можно сразу считать, что ставшие их студентами вытащили счастливый лотерейный билет, гарантирующий после окончания института поддержку и защиту учителей, помогающих делать дальнейшие шаги в киноиндустрии.

kojinova

А ведь после окончания МГУ Людмила Александровна, как лингвист, написавший дипломную работу о заимствованиях в языке древнерусских летописей XIV века, мечтала заниматься филологией. Но, придя во ВГИК в 1961 году, Кожинова связала свою жизнь с кино. Сначала была аспиранткой, затем преподавателем и доцентом кафедры кинодраматургии. В 1967 году защитила кандидатскую диссертацию по истории сценария. Преподавала теорию кинодраматургии в Литературном институте им. А.М.Горького, на Высших курсах сценаристов и режиссёров, на Курсах режиссёров телевидения. В сотрудничестве с различными мастерами — драматургом Алексеем Каплером, Василием Соловьевым, а с 1976 года с Валентином Черных — выпустила 9 сценарных мастерских во ВГИКе. С 2012 года, после того, как не стало её мужа и соратника Валентина Константиновича Черных, стала руководителем сценарной мастерской бакалавров ВГИКа.

Людмила Александровна Кожинова — профессор кафедры драматургии кино ВГИКа, кандидат искусствоведения; президент Благотворительного фонда развития сценарного искусства в области игрового и телевизионного кино «Слово» имени Валентина Черных; учредитель и Президент первой в стране сценарной премии «Слово»; Вице-президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов РФ. Накануне дня рождения она согласилась рассказать, что удалось реализовать из задуманного в этом году и о своих планах на будущее.

— В разгар лета, когда многие отдыхают, Вы, Людмила Александровна, в Москве. Что-то важное держит в городе?

— В разгар лета, которое скоро начнет уходить, я только что выпустила 8 сценаристов-бакалавров заочной сценарной мастерской, которую мы набирали вместе с Валентином Черных четыре года тому назад. Мне помогали наши ученики Юрий Рогозин и Александр Пронин. Все выпускники только что успешно защитились, получили семь пятерок и одну четверку. Так что в нашем сценарном полку прибыло, и я надеюсь, что в кинематограф пришли профессионально обученные, образованные и разделяющие нашу концепцию сценария для зрительского фильма драматурги.

— В этом заключается специфика сценарной мастерской Валентина Черных?

— Да, эта мастерская остается мастерской Валентина Константиновича, что означает несколько профессиональных правил, заповедей. Первое – помнить, что сценарист закладывает основу для создания будущего фильма как результата коллективного труда представителей разных творческих профессий (режиссёра, актёра, художника, оператора, как минимум). И автор должен помнить, что будущий успех фильма закладывается в интересной истории, происходящей с интересным героем. Это главная заповедь, которую в свое время Валентин Черных наследовал от своего учителя Алексея Каплера. Вторая заповедь драматурга – особое внимание к диалогам, репликам. Почему? Потому что в процессе сложного постановочного процесса фильма все может меняться – Арктика может меняться на Подмосковье, женщина — на мужчину, а Пётр Первый на Ивана Грозного. Поэтому ремарка вещь важная, но непоколебимая. Что остается от драматурга? Это реплики, репризы, которые сходят с экрана, звучат из уст героев и которые потом входят в разговорную, а иногда и в литературную речь. Уже не первый год издаются сборники «Афоризмы из кинофильмов», которые мы приносим на занятия. В них по фильмам расписаны словечки, вошедшие в разговорную речь из пьес и из фильмов – от «тамбовский волк тебе товарищ» (из фильма «Дело Румянцева») до «в 40 лет жизнь только начинается» (из фильма «Москва слезам не верит»). Есть третья заповедь – очень жёсткий критерий ремарки, описательной части сценария. Надо помнить, что кинематографическая ремарка должна содержать только то, что потом можно будет увидеть или услышать на экране. Четвертая заповедь сценариста — писать о том, что он любит или ненавидит. И пятая – парадоксальная – не жалейте времени на изучение материалов темы будущего сценария. Особенно это важно при экранизации литературных произведений.

— В этом году Вам присвоено звание профессора ВГИК и руководителя заочной мастерской сценаристов бакалавриата, и Вы сейчас набираете новую мастерскую бакалавриата с драматургами Юрием Рогозиным и Александром Прониным?

— Экзамены проходят в середине июля. Сейчас мы читаем конкурсные работы. И как нам кажется, от того, каких молодых авторов мы наберем, во многом будет зависеть будущее российского кино.

— В марте этого года Вы во второй раз как учредитель и Президент проводили присуждение сценарной премии «Слово». Как думаете, дает ли она что-то современному российскому кинопроцессу?

— Прежде всего, премия способствовала интересу к молодым авторам со стороны разных студий. Мы надеемся, что конкретные результаты можно будет ощутить чуть позже. Во всяком случае, получение первой премии уже способствовало повышению рейтинга молодых сценаристов, отмеченных премией «Слово». Премия активно обсуждается в фейсбуке, фамилии молодых драматургов, доселе неизвестных, становятся известными пользователям, в числе которых заинтересованные продюсеры. У меня было несколько звонков от продюсеров, и не только московских, они интересовались возможностью познакомиться с авторами, отмеченными премиями «Слово».

— Вы возглавляете Фонд развития сценарного искусства имени В. Черных, который был создан с целью сохранения творческого наследия Валентина Константиновича. Что сделано, помимо сценарной премии «Слово», за прошедший год?

— Фонд готовит в издательстве «Алитея» сборник избранных сценариев, литературных эссе, миниатюр Валентина Константиновича. В издательстве «Азбука» переиздан роман «Москва слезам не верит», а также готовятся к выпуску ещё две книги – романы и сборники рассказов «Женщин обижать не рекомендуется» и «Тесты для настоящих мужчин». В издательстве «Вече» переизданы двухтомник: роман «Женщин обижать не рекомендуется» и повести, роман «Москва слезам не верит» и рассказы В.Черных.

— Вы по-прежнему тесно связаны с успешно действующими сегодня киностудиями «Слово» и «Кинослово», созданные много лет назад Валентином Черных?

— Да, конечно. Эти студии теперь возглавляет наш внук Пётр Ануров, который начинал работать ещё при Валентине Константиновиче, а сейчас он генеральный продюсер. Я же являюсь членом Попечительского совета студий. Как было задумано с самого начала, концепция студий — создавать зрительские фильмы и телесериалы, которыми, безусловно, являются «Обратная сторона Луны», блокбастер «Духлесс», затем «Духлесс 2». Кстати, только что завершена работа над вторым сезоном «Обратная сторона Луны 2», который планируется к выходу в эфир осенью. Сейчас в запуске — полнометражный кинофильм «Селфи», экранизация романа известного писателя Сергея Минаева.

— В этом году Вы стали героиней документального фильма Елены Райской и Екатерины Калининой «Ни слова о любви». Когда зрители увидят фильм?

— Это скорее фильм не обо мне, это мой рассказ о Валентине Черных – о муже, о друге, о соратнике и вместе прожитых годах. Насколько я знаю, его выпуск планируется на канале «Культура» осенью этого года в начале телевизионного сезона.

— Вы успеваете многое делать в качестве вице-президента Гильдии драматургов СК России, члена Приемной комиссии Союза кинематографистов и несколько лет уже являетесь членом жюри ежегодного питчинга Молодежного центра СК России. Впереди еще какие-то творческие планы?

— По поводу планов — не хочу смешить Бога, но полагаю, что главная обязанность старшего поколения, к которому я принадлежу, – помогать молодым, делиться с ними опытом. И преподавание во ВГИКе, и работа в Приемной комиссии Союза, и участие в правлении Гильдии кинодраматургов СК России и ежегодное присуждение сценарной премии «Слово» для меня — реализация любимой триады, которую мы часто повторяли с Валентином Черных — «храним прошлое, чтим настоящее, формируем будущее».

— Дорогая Людмила Александровна, спасибо, что нашли время для разговора в эту «горячую» для Вас пору приемных экзаменов во ВГИКе. Желаем Вам долгих лет жизни, новых интересных проектов, новых учеников, сил и удачи для исполнения задуманного.

Беседа и текст: Ирина ИЗМАЙЛОВА