Буквально перед премьерным показом выяснилось, что фильм «Подвал господина Гринберга» уже получил награды, а именно: премия за Лучший полнометражный триллера года по версии XIII международного кинофестиваля «Капля». Также фильм вошёл в тройку финалистов Всероссийского кинофестиваля «Белая Птица». (Финал конкурса состоится 29 октября.)
В холле Дома кино гостей ждала фотовыставка с кадрами со съемочной площадки. Глядя на выставку, зрители пытались как-то догадаться о развитии сюжета картины, однако, по признанию самих зрителей, авторам фильма удалось удивить всех. У каждого пришедшего была возможность неформально пообщаться и задать вопрос съемочной группе и актерам фильма, сделать фото.
С приветственным словом на сцену вышли: Андрей Паюков – режиссёр и сценарист, Виктор Антонов – оператор-постановщик, Ксения Пуль – художник-постановщик, Владимир Данилин – режиссер монтажа, Николай Миронов и Анна Миронова – композиторы, Анатолий Колесник — продюсер. А также исполнители главных ролей фильма: Дарья Эгерман, Власий Зубов, Вадим Кошмай, Серафим Долбунов. После знакомства с группой и выступления участников проекта с пожеланиями приятного просмотра, в зале погас свет и зрители погрузились в атмосферу фильма.
Обсуждения были бурными. Зал разделился на тех, кто говорил, что такие фильмы не нужны современному зрителю, а также на тех, кто припоминал какие-то эпизоды из своей жизни и говорил, что темы, поднятые в фильме, нужны, важны и о них важно говорить. По большей части вопросы задавали именно Андрею Паюкову:
— Почему триллер? — На момент подготовки к съёмкам, триллеров в нашей стране снималось не так уж много, и этот жанр показался мне востребованным чисто с прагматической точки зрения. И потом, всегда хотелось поиграть с нервами зрителя, притянуть его к экрану каким-то интересным поворотом, а широта размаха для этого присуща только подобному типу жанра. А вообще, на мой взгляд, кинематографист должен попробовать все в своей карьере, как бы хорошо мы себя не знали, никогда не угадаешь, в чём ты проявишь себя лучше.
— Как вы выбирали актеров для своего фильма? Почему выбрали Агату Муциниеце? — Кастинг — одна из самых ответственных частей режиссёрской работы. Многое от него зависит. Меняешь одного актёра на другого — даже при прочих других постоянных понимаешь, что фильм получается совсем другой. Он даже может получиться О ДРУГОМ. Я перепробовал сотни девушек на главную роль, пока не встретил ту артистку, с которой с первой пробы стало ясно, что это именно она. Такой она и должна быть. Именно посредством вживания в роль Даши главная героиня должна была измениться в конце, испытав всю тяжесть Стокгольмского Синдрома. Что касается Агаты, пробы с ней были скорее формальными. И без них было понятно, что это именно её роль, в моём видении картины она сразу угодила в десятку даже без кинопроб. Так бывает.
— Почему снимали фильм в Братске, а не на более удобных площадках Москвы, и вообще, киноплощадках? — В Братске снимали по ряду причин. Основная — натурные съёмки, фактура, которой нет в Москве и близлежащих регионах. Но в процессе кинопроизводства почти все сцены, где должна была «себя показать» величавая Сибирская Природа, были вырезаны по разным причинам, и основными стали съёмки в доме Артура. Но я ни на секунду не жалею о съёмках в Братске, это мой родной город, где даже «стены подвала» помогают.
— Почему не оставили надежды на светлый финал? Вы пессимист и фаталист? — Кино — однозначно. Если что-то не показано, что-то осталось за кадром — значит, вопрос ещё стоит. Ещё ничего не решено. Уверяю Вас, надежда на светлый финал есть, а какова будет реализация этого замысла — возможно, увидите в продолжении этой истории, которая обязательно состоится, если Вы посмотрите наш фильм и проголосуете за наш рейтинг. Зритель, и только Он решит, быть ли второй части «Подвала Гринберга». И да, я закоренелый оптимист и абсолютный романтик. На том и стоим.
— Кого вы можете назвать своими учителями в кинематографе? Какие фильмы сами смотрите? И что вас вдохновляет в жизни? – Из моих учителей, помимо именитых режиссёров картин, на которых я учился, могу назвать Дмитрия Астрахана, который очень многое мне дал во время учёбы на ВКСР, моего мастера Владимира Меньшова и конечно, наставника и помощника в кинопроизводстве Романа Качанова, без этих людей моё Кино было бы совсем другим… Спасибо им огромное.
Одно не вызывает сомнений — фильм не оставил равнодушным никого. И Дом кино желает авторам фильма новых интересных работ.