Как педагогам найти примеры, которые вдохновят детей на созидание, труд, любовь к ближним, семье, своему делу? Какие фильмы можно показывать в учебных заведениях, а какие нет? Как сделать просмотр фильма не пустым времяпровождением? Об этом поговорили на информационно-методическом семинаре по кинопедагогике для советников по воспитанию и кураторов учебных групп профессиональных образовательных организаций Кемеровской области.
Семинар «Интеграция воспитательного потенциала культурного кластера в систему духовно-нравственного воспитания молодежи профессиональных образовательных организаций: кинопедагогика и медиакультура» организован Комиссией «Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино» Союза кинематографистов России и Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования (КРИРПО). Главной темой семинара стало кино как мощный инструмент духовно-нравственного воспитания и просвещения. Слушателями онлайн-формате стали 163 представителя профессиональных образовательных организаций Кемеровской области – Кузбасса.
Гости семинара: киновед, доцент кафедры киноведения ВГИК, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ Елена Бондаренко;педагог, религиовед, продюсер документального и игрового кино, автор образовательного проекта «Берега» Ирина Дядченко; режиссёр документального кино и телевидения, редактор телепрограмм канала «Культура», член Гильдии неигрового кино и телевидения, преподаватель детской киношколы, член отборочной комиссии кинофестиваля «Лучезарный ангел» Елена Алферова.
Эксперты поделились своим видением, как сделать кино средством воспитания, и предложили примеры духовно-нравственного и просветительского кино, в том числе фильмов, прошедших экспертизу конкурсов и кинофестивалей.
Елена Бондаренко заострила внимание на особенностях современной молодежи, выросшей в цифровой среде, обладающее своими идеалами. Сегодняшние идеалы и устремления молодежи зачастую ограничены тремя сферами: карьера, еда и путешествия. Вожделенная профессия – блогер, рекламщик. Дети не представляют мира современных профессий, потребностей общества.
По мнению Елены Анатольевны, на помощь может и должна прийти кинопедагогика. Эксперт сделала экскурс в советский кинематограф, упомянув «золотую коллекцию» 60-70-х –кино, которому веришь. В нем складывались образы, значимые для государства, личности и семьи.Использование кинопедагогики может начать перемены, но случится это не сразу: кино – искусство отложенного действия.
Елена Бондаренко напомнила, что работа с фильмом обязательно состоит из трех частей:
- подготовка восприятия (педагог кратко предваряет фильм)
- просмотр фильма (педагог обязательно рядом и управляет вниманием детей)
- рефлексия-обсуждение. Важно не выпускать этот важнейший этап: дети должны говорить. Пусть они спорят, не соглашаются, смеются, не признают этих ценностей.Но семя брошено, дети увидели, что есть другой мир, можно жить иначе.
По мнению Елены Анатольевны, неэффективно и нежелательно работать с фрагментами. Должна быть целостная картина, только тогда художественный образ будет сильным, не станет перевертышем. В условиях учебного заведения трудно работать с полнометражным кино. И здесь на помощь приходит короткий метр. Сегодня есть замечательные работы, которые интересно и легко показывают детям мир, где есть любовь, счастье, семья, Родина, друзья.
Ирина Дядченко подчеркнула, что начинать заниматься патриотическим воспитанием в училищах и вузах поздно:ребёнок должен с детства воспитываться в определённой идеологии.
Сегодня, когда в стране позволено быть в том числе и разрушающему кино, функцию нравственного регулирования, установления запретов или поощрения берут на себя кинофестивали.Ирина Николаевна – автор проекта «Берега», который выполняет фильтрацию фильмов для фестивалей, создает методические пособия (например, две последних методических разработки сделаны по запросу государства: «К Родине великая любовь»).
При отборе эксперты руководствуются четкими правилами:
- Категорический запрет на искажение истории страны.
- Обязательное наличие положительного героя. Не только идеалы прошлых лет, но и современные.
- Главный герой не должен быть «перевертышем» (например, из традиционного положительного героя делается отрицательный и наоборот).
- Взрослый должен быть другом, а не врагом или негодяем.
Главные принципы отбора фильмов в воспитательных целях:
- Важно не только что, но и как показано.
- Сила созданного образа.
- Обязательное разграничение добра и зла.
Отбор кино для показа в учебных заведениях сегодня очень актуален. Есть запрос и у Министерства просвещения РФ. Но оказалось совсем не просто прийти к единому мнению, какие это должны быть фильмы. Например, доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии Томского государственного педагогического университета, киновед Ада Бернатоните выпустила методичку только по одному фильму —«Александр Невский», реж. А. Эйзенштейн, 1938 год. Его можно показывать в рамках разных учебных предметов – история, музыка, литература и др., для детей и взрослых разных возрастов. Именно с таких жемчужин нужно начинать кинопедагогику.
Удачной признана структура для составления списков фильмов: необходимые, полезные и для приятного просмотра. В список обязательных Ирина Николаевна призвала включить и документальные фильмы. В частности, «Обыкновенный фашизм», 1965 года, некоторые современные фильмы режиссера Олеси Шигиной. Ирина Дядченко убеждена, что кино – уникальное средство воспитания, и без него с современными вызовами нам не справиться.
Материал подготовлен Комиссией
«Творческая Лаборатория духовно-нравственного и просветительского кино»
Союза кинематографистов России
Автор текста: Екатерина Криволапова