При участии Союза кинематографистов России продолжаются показы фильмов в рамках цикла режиссерских и киноведческих семинаров имени Юлия Файта «Киноблокнот: Точка внимания»


Второй раз Центральный дом кинематографистов собрал зрителей на цикл режиссерских и киноведческих семинаров имени Юлия Файта «Киноблокнот: Точка внимания» лектория «Школы умного кино». Спустя полвека кинопремьеры прошлого вновь удивили гостей в историческом зале.

Посмотреть на фильмы с разных углов, в том числе и с голландского, помог Андрей Истратов – руководитель и ведущий проекта, кинорежиссер, член Союза кинематографистов России, член Российского военно-исторического общества. Соведущая цикла – кинорежиссер, член Союза журналистов РФ Анисия Шарафутдинова рассказала о ярких красках черно-белых фильмов и голосе немого кино.

Семинары – смесь биографий, знаковых этапов творчества и киноязыка режиссеров, стоявших у истоков кинематографа. Это Михаил Калатозов, Станислав Ростоцкий, Лариса Шепитько и Вадим Абдрашитов. Зрители признаются: авторские лекции помогли прочесть кино по-новому и найти скрытые смыслы знаменитых картин.

По традиции – режиссеров изучали от фильмов к биографии: проверенная схема еще с первого октябрьского блока.

Обсуждение открыло творчество Михаила Калатозова. Мировая слава «Летят журавли» оттенила другие его картины, фрагменты которых удалось посмотреть на большом экране. Это и самобытная картина о горной грузинской глубинке («Соль Сванетии»), и яркая революционная провокация в фильме «Я-Куба». И. конечно, фильм «Неоконченное письмо» с потрясающей работой оператора Сергея Урусевского. Вместе со зрителями оценили «недооцененное»: игру силуэтов, визуальные рефрены и острые ракурсы съемки.

На втором семинаре мы перенеслись в киномир другого режиссера – Станислава Ростоцкого. И начали с его легендарного фильма «А зори здесь тихие». Этот фильм Станислав Ростоцкий посвятил всем женщинам той войны, а особенно медсестре Анне Чугуновой. Именно Анна спасла будущего режиссера в 43-м, вытащив с поля боя.

Уже после того, как по 20-летнему Станиславу проехал немецкий танк, проломив грудную клетку и раздавив ногу. Ростоцкий всю жизнь ходил на протезе и об этом никто из коллег не знал.

Вместе с ведущим семинара проанализировали и другую режиссерскую работу Станислава Ростоцкого, еще один кинобриллиант – фильм «Доживем до понедельника».

В атмосфере живого обсуждения стало очевидно: кинематограф – не просто развлечение, а искусство, требующее глубокого понимания. Один из участников подытожил: «Если уметь смотреть фильмы, они действительно становятся интересными».

Третий семинар познакомил зрителей с режиссером Ларисой Шепитько. Она построила свой кинопуть. Широкий контраст сюжетов от раздирающего «Восхождения» до трепетных «Крыльев» объединяет одна тема – выбор человека. Ведущий проекта и кинорежиссер Андрей Истратов рассказал о многослойных психологических портретах и борьбе света и тени в кадрах режиссера. Личную историю Ларисы Шепитько – яркую и трагическую – представила соведущая Анисия Шарафутдинова в авторском биографическом фильме.

Участников удивила съемка погони в фильме «Зной» – дипломной работе Ларисы Шепитько. Настоящие экшн-сцены, которые даже сейчас смотрятся свежо и динамично – большой прорыв в киноискусстве!

Цикл семинаров заключило кинотворчество Вадима Абдрашитова. Его открытые финалы вызвали волну зрительских обсуждений и догадок. Режиссер Андрей Истратов отметил, что в работах режиссера нет явной грани между добром и злом, черным и белым. Всегда есть полутона. Студент РГУ им. А. Н. Косыгина направления «Телевидение», Никита Колбеев, поделился открытием: «Вадим Абдрашитов нестандартно подходил к созданию своих фильмов. Он делает открытые финалы и не утверждает свое мнение, а дает каждому зрителю почву для размышлений».

Семинар посетила слушательница лекций Вадима Юсуповича и сценарист мастерской Юрия Арабова Нина Яхонтова. Она рассказала о своих открытиях: «Благодаря этому циклу семинаров, удивительно, но сейчас я совершенно по-новому посмотрела на тонкости, на которые тогда даже не обращала внимания. Раньше, возможно, я даже не на то смотрела. Я смотрела на эпоху, взаимоотношения. А вот понимание киноязыка до таких глубинных психологических тонкостей – это открытие этих семинаров…»

Обсуждения столкнули зрителей разного возраста и интересов. В теплой и доверительной обстановке слушатели делились впечатлениями. Наши новые гости – эмоциями и чувствами, а первопроходцы октябрьского цикла подмечали еще и режиссерские приемы, и преемственность в кино.

Нашлось место и ностальгическим воспоминаниям! Один из наших зрителей старшего поколения вспомнил, как на премьеру «Красной палатки» стягивались длинные очереди. А молодая публика московских университетов: РГУ им. А. Н. Косыгина, РУДН, Лицея МПГУ и ВГИКа отметила сюжеты «вне времени». «Мы научились видеть в кино новые смыслы, увидели особенную драматургию кадра. У ведущих особенный талант говорить “просто” о сложном. После семинаров уходишь с живыми образами, желанием обсуждать, это очень сильный опыт», – поделились студенты.

Цикл проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Союза кинематографистов России, Центрального дома кино.

текст и фото Алёна Крапивенцева, Арина Полякова