В Москве открылся фестиваль архивных фильмов


Вчера в Москве открывается фестиваль архивных фильмов. В течение двух недель он будет проходить в кинотеатрах «Иллюзион», «Москино Космос», «Художественный», а также в Центре документального кино (ЦДК) и музее современного искусства «Гараж». Рассказывает Андрей Плахов.

Предстоящее событие носит официальное название I Московский международный фестиваль архивных фильмов. Позиционируя себя таким образом, он в то же время считает себя преемником знаменитого фестиваля «Белые столбы», который с 1997 года проходил под Москвой в кинозалах Госфильмофонда. Новорожденный фестиваль обещает сохранить традиции прежнего, заложенные его вдохновителем покойным киноведом-архивистом Владимиром Дмитриевым и продолженные историком кино Петром Багровым, курировавшим фестиваль до отъезда в США.

Нынешний фестиваль был дважды перенесен из-за пандемии, но вот теперь должен наконец состояться. Большая часть фильмов будет показана с пленки на языке оригинала. Среди них — классические ленты Робера Брессона, Анджея Жулавского и Лукино Висконти, снятые по мотивам произведений Федора Достоевского. Привлекают внимание восстановленные крупнейшими синематеками «Юдифь и Олоферн» (1909) Луи Фейада и «Мой кузен» (1919) Эдварда Хосе, оставшаяся незаконченной «Незнакомка» (1985) Динары Асановой, «Молох» (1999) Александра Сокурова, единственная режиссерская работа Геннадия Шпаликова «Долгая счастливая жизнь» (1967). Состоятся ретроспективы, посвященные 90-летию выдающегося французского режиссера Алена Кавалье и 100-летию легендарного советского документалиста Семена Райтбурта.

Основная программа разбита на рубрики «Реставрации и находки», «Тема: Трудный возраст», «Персона. Достоевский», «Кино о кино» и «Киностолица. Вена». Показы будут сопровождаться лекциями и дискуссиями с киноведами, реставраторами, режиссерами и кураторами зарубежных архивов. Среди них историки кино Наум Клейман и Евгений Марголит, директор Австрийского музея кино Михаэль Лебенштейн, куратор нидерландского EYE Filmmuseum Марк Пол Майер, режиссеры Александр Сокуров и Лана Гогоберидзе, историк кино, художественный руководитель фестиваля Николай Изволов. Состоится специальный показ памяти Кирилла Разлогова, карьера которого началась в научном отделе Госфильмофонда: покажут один из любимых фильмов киноведа — мелодраму Абрама Роома «Третья Мещанская» (1927). В рамках фестиваля пройдет конференция «Архивное кино. Этика реставрации и реконструкции».

Среди специальных событий фестиваля — презентация посвященного киноавангардисту Дзиге Вертову первого номера международного научного журнала «Кинема» совместно с Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения. Пройдет и показ документальных фильмов жены и сподвижницы Вертова — режиссера и монтажера Елизаветы Игнатьевны Свиловой.

Программа «Кино о кино» посвящена саморефлексии кинематографа, а также истории эволюции киноаппаратов и хронике кинопроизводства. Зрители увидят альманах «Волшебный луч» (СССР, 1963), документальный фильм с игровыми вставками «Рождение кино» (Франция, 1946), мелодраму об изнанке Голливуда «Злые и красивые» (США, 1953) и короткометражную ленту «Сенсации кино» (США, 1935) о подвигах операторов.

Рубрика «Киностолица» в этом году посвящена Вене и подготовлена в партнерстве с Австрийским культурным форумом. Это, пожалуй, самая обширная ретроспектива венского кинематографа за всю историю российских показов. Одним из стремлений австрийского кино в 1930-е годы было воплотить мечту о европейском Голливуде. Венский кинематограф подхватывает идеи фабрики грез и, замещая идеологию и пропаганду процветавшего вокруг австрофашизма юмором, музыкой и романтикой, показывает коллективные грезы целой нации.

Откроет фестиваль фильм Рустама Хамдамова «Вокальные параллели», закроет — «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, который покажут с 70-миллиметровой пленки. Этот показ состоится в «Москино Космосе», единственном московском кинотеатре с оборудованием для широкоформатной пленки. Там же покажут «Повесть пламенных лет» (1961) Юлии Солнцевой, ставшей первой женщиной, удостоенной приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале.

Источник: Коммерсантъ

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!