В Доме кино отметили юбилей Акиры Куросавы


В московском Доме кино в преддверии юбилея великого японского кинорежиссера Акиры Куросавы прошел вечер, приуроченный к 110-летию со дня рождения. Организаторами мероприятия выступили Союз кинематографистов России, Государственный академический Малый театр и Посольство Японии в России.

Символично, что в этом году также отмечается юбилей кинокартины «Дерсу Узала», созданной мастером, мировая премьера которой состоялась 2 августа 1975 года в Токио.
Вспомнить мастера пришли почитатели творчества Куросавы, участники съемочной группы, японская делегация, актеры.

Перед гостями вечера выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в России Тоехиса Кодзуки. Кратко он напомнил творческую биографию режиссера, фильмы, отношение к режиссеру в мире и его награды. Акира Куросава по праву считается классиком японского кино, чье творчество оказало огромное влияние не только на национальный, но и на мировой кинематограф. В течение 57 лет своей творческой деятельности он создал тридцать фильмов, среди самых известных: «Расемон», «Семь самураев», «Жить», «Трон в крови», киноадаптация романа «Идиот» и другие… Самое тяжелое время наступило для него в начале 1970-х годов, когда после трудностей с финансированием его проектов и провала фильма «Под стук трамвайных колес» он попытался покончить с собой. Тогда же он потерял прежние позиции мэтра и был вынужден разорвать контракт с Голливудом.

Также Тоехиса Кодзуки подчеркнул, что фильм «Дерсу Узала» занимает особое место в творчестве Куросавы. Он стал снимать его после кризиса и десятилетнего простоя. И отметил, что это первый фильм режиссера не на японском языке и в то же время единственный, снятый им на широкоформатной кинопленке 70-мм. Замысел экранизации книг В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала» появился у Акиры Куросавы еще в 1940-х годах, но тогда он собирался снимать уссурийскую тайгу на острове Хоккайдо… Сценарий картины был написан самим Куросавой в соавторстве с известным советским писателем и драматургом Юрием Нагибиным. В его основу был положен роман «Дерсу Узала» русского путешественника и писателя Владимира Арсеньева, посвятившего свою жизнь изучению Дальнего Востока. Во время одной из экспедиций он познакомился с удэгейским охотником Дерсу Узалой, который стал его проводником и другом, а затем и героем литературных произведений… В завершении выступления посол поблагодарил за внимание к личности знаменитого японского режиссера и его творчеству.

Начальник Отдела по международным связям Союза Кинематографистов РФ Юрий Колосов в приветственном слове подчеркнул важность проведения вечера и отметил, что посол Японии: «Не только прекрасный дипломат, но и замечательный киновед»…

Владимир Васильев, работавший на фильме «Дерсу Узала» вторым режиссером, сказал:

— Мы каждый год отмечаем день рождения Акиры Куросавы. Проводили вечера в Малом театре, на Мосфильме, в Библиотеке киноискусства имени С.Эйзенштейна… А сегодня здесь в Белом зале Дома кино мы отмечаем юбилей — 110 лет со дня рождения — великого режиссера, с которым нам довелось работать.

Также он поделился воспоминаниями о работе с Куросавой. Заметил, что работать с ним было сложно, он во всем требовал достоверности, кропотливо выстраивая кадр, тем самым вызывал восхищение. Фильм снимали два года, так как режиссер хотел передать все нюансы перехода от сезона к сезону. Юрий Соломин как-то вспоминал, что режиссер лично собрал рюкзак для его героя, куда положил все, что было описано в книге. Актер этот рюкзак с трудом отрывал от пола. Но именно идеально выстроенный видеоряд, дополненный восточной мудростью и глубиной смысла, принес ему самые престижные кинонаграды. В 1990 году Куросава получил третьего «Оскара» с формулировкой: «За достижения, вдохновившие, приведшие в восторг и обогатившие кинематографистов во всем мире».

Восемь месяцев съемок с Куросавой Владимир Васильев описал в книге «Император японского кино».

На сцену также были приглашены участники съемочной группы фильма «Дерсу Узала»: Людмила Грунина, актер и режиссер Владимир Ласточкин, Вячеслав Максаков, который окончил режиссерский курс Льва Кулешова, и на фильме работал ассистентом режиссера, Геннадий Быков начинал механиком съемочной аппаратуры, а затем стал заместителем директора картины.

Все они очень сожалели, что не смогла прийти художник Татьяна Личманова. Для фильма она создала такие блестящие эскизы костюмов, что когда их посмотрел Курасава, то пришел в восторг.

В завершении вечера состоялась премьер документального фильма «Дерсу Узала. Сны Акиры Куросавы», в который вошли воспоминания тех, кто с ним работал, о том, как создавалась кинокартина. Представила свой фильм режиссер и продюсер Линда Бахмане, оператор Виталий Пронин.

«Министерство культуры РФ сочтя этот проект неинтересным, отказало в финансировании, поэтому лента делалась долго и за счет средств частных спонсоров, в том числе и одного японского, — поделилась Линда Бахмане. — Посредством своего фильма мне хотелось бы вернуть интерес к кинокартине «Дерсу Узала», а с ее помощью и к творчеству великого режиссера Акиры Куросавы».

Режиссер поблагодарила генерального директора Киноконцерна «Мосфильм» Карена Шахназарова, который на безвозмездной основе разрешил использовать не только кадры из фильма «Дерсу Узала», но и документальные съемки о том, как создавалась кинокартина, права на которые также принадлежат студии. Также она выразила благодарность Денису Мацуеву, который исполнил в фильме музыку Исаака Шварца, Петра Чайковского и Сергея Рахманинова…

«Я режиссер … вот и все. Я знаю себя достаточно хорошо, чтобы понимать простую истину: случись мне разлюбить кино — я пропал. Кино — это моя жизнь», — так о себе говорил Акира Куросава.

Осталось много видеозаписей, фотографий, которые помогут лучше понять, каким был этот художник.

Призы и награды кинокартины «Дерсу Узала»: Золотой приз МКФ в Москве, 1975; премия «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США, 1975; приз «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии, 1977; Специальный приз Национальной ассоциации писателей и сценаристов Испании за лучший иностранный фильм, показанный в стране, 1977; по опросу кинокритиков Перу в 1980 году фильм назван первым среди лучших фильмов 70-х годов на экранах страны; и другие награды.

Текст Ирина Кретова
Фото Ирина Кретова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!